Главным понятием гуманистической педагогики является «самоактуализация». Все же человек - не животное, которое бездумно реагирует на внешние подкрепления. Поведение определяется врожденным стремлением к развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и внутреннего пути.
И подростки об этом думают постоянно. Особенно, когда что-то идет не так.
Самоактуализация – реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полноценной, счастливой жизни. Все внимание направляется в сторону интереса к собственной личности (какой я?) и к своему будущему (какое оно будет?).
Важнейший процесс переходного возраста – расширение жизненного мира, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ты ориентируешься.
В среднем школьном возрасте (от 10-11 до 14-15) ведущую роль играет общение в контексте собственной деятельности. При этом дети, сравнивая себя с другими, пытаются обозначить свое место в коллективе, группе. Определить расстановку сил – кто слабее, а кто сильнее тебя, кто крутой, а кто полный лузер по жизни, мямля.
Для тинейджера главная ценность не обучение, как бы к этому не стремились. А система отношений со сверстниками, подражание идеалу. Поэтому нужно делать максимум, чтобы школьник чувствовал себя хорошо в группе, в коллективе. Именно мир твоих друзей оказывает решающее влияние на направленность личности.
Все поколение находится в зоне риска вовлечения в мошеннические схемы, киберпреступления. Даже если ребенок воспитывается в семье, где нет явного асоциального примера, и налажены связи со школьной средой, интернет является зоной мощнейшего социального воздействия.
Самый простой пример, когда к тебе добавляется новый друг. И ты автоматически получаешь новости, которые он постит на своей страничке. А, как известно, то, что мы выкладываем является продуктом психической деятельности. Любой подросток может страдать расстройствами (личности, поведения). В окружении могут тусоваться те, кто пытается справиться с последствиями, связанными с употреблением психоактивных веществ. Так любой психически стабильный ребенок попадает под град деструктива, который получает от вроде бы «близких» друзей. А кто-то уже активно постит контент, связанный с суицидальными мыслями, потому что находится в состоянии, представляющим угрозу жизни. В научном сообществе уже вовсю применяют термин «цифровой беспризорник», чтобы обозначить важность этой проблемы на формирование личности любого тинейджера на планете.
Но полный запрет не является решением. Родитель не должен восприниматься как враг. Это главный друг и соратник, ментор, который помогает тебе сориентироваться. Процесс можно сравнить с попаданием на необитаемый остров. Тебе нужно закрепиться, выстроить свой жизненный уклад, чувствовать при этом себя нормально, но одновременно собранно. Потому что есть понимание, что где-то рядом хищники, дашь слабину, и попадаешь в их лапы. А еще есть аборигены, с ними нужно научиться строить продуктивные взаимоотношения. В жизни все так же – школа, друзья, одноклассники, виртуальные друзья, группы и чаты. И везде нужно выстроить гармоничные отношения.
Расстройства личности по зависимому типу свойственно перекладывание ответственности. «Это вы во всем виноваты», говорит мальчик, «поэтому буду сидеть и играть. И делайте что хотите, мне абсолютно все равно». Такие «выступление» есть практически в каждой семье. И являются следствием контролирующего поведения, воспитания по принципу соответствия.
Стратегический же шаг – на место контроля встроить личный выбор. Например, ты уже признал проблему, связанную с цифровым миром, и решаешь что-то поменять. Семья с подростком обсуждает все варианты развития ситуации, продумывает возможные маршруты. А вот рулить и осваивать мир он уже хочет сам.
Все что мы сейчас обсудили у специалистов называется создание условий для «запуска» механизмов и способов социализации. И именно благодаря личной ответственности и личному выбору происходит нарабатывание опыта.
Когда ты понимаешь, что у тебя в ленте появился какой-то «левый» контент и решаешь этого «друга» удалить. Только так, в ежедневных беседах происходит трансформация системы внешней регуляции во внутреннюю. Ты начинаешь думать своей головой, учишься анализировать, принимать самостоятельные решения и вовремя исправлять ошибки. Каждый день, из недели в неделю ты практикуешься, и таким образом как бы синхронизируешься с внешним миром.
Успешная адаптация означает взаимодействие личности и социального окружения.
Поэтому главная цель семьи, если в доме подросток на этапе активного вовлечения в цифровую среду – поиск группы, которой он сам будет удовлетворен, в которой будет раскрываться индивидуальность. Естественно, друзья по игре или сообщества тоже будут.
Понятно, что сбои в этих процессах развития влекут за собой последствия?
Надо помнить еще про одну особенность возраста, своеобразную маргинальность положения. С какими-то секретами к близким уже делиться не хочется. И, если нет компании, своих, которые поймут твои проблемы и разделят переживания, то ты остаешься один.
И тогда появляется волшебное решение – лучшим другом становится компьютер и онлайн френды. Проще говоря, если у подростка нет достойного положения в семье и среди сверстников, то закрывать эти потребности приходится в игре или социальной сети.
Все мы хотим быть востребованными, развивать способности. Идти по своему жизненному пути, действовать по собственной воле, а не под колпаком ограничений. Чувствовать свободу, а не находится в плену родительской «любви». Цифровой аддикт это просто ребенок, который чаще всего уже не верит в себя, боится критики или насмешки. Либо давно превратились в послушное орудие в руках других людей.
Для таких ребят нужно постараться создавать ситуации, в которых бы они получали ощутимое доказательство своей социальной и человеческой ценности.
Все тренинги успешного успеха никакой особой информации не несут. Но пользуются колоссальной популярностью. Почему? Потому что это грамотно созданная среда, где тебе просто помогают «поверить в себя», блокируют патологические личностные процессы. Чаще говорите своим детям: «У тебя все получается!». И совместно ищите маршруты, как справляться с препятствиями.
Чем больше подросток терпит неудачи во внешнем мире, тем быстрее он убегает в цифровой.
Вместо навязывания своих ожиданий нужно научиться применять «Я» концепцию, состоящее из двух представлений о себе.
«Я» реальное – какой я сейчас, что обо мне говорят и думают окружающие. И «Я» идеальное» - мои представления о том, какой я на самом деле и каким бы я хотел быть.
Логично, что чем больше это расхождение, тем серьезнее риск фрагментации личности. Если в вашей семье тинейджер привык себя чувствовать беспомощным, лузером или неудачником, то он как бы подсознательно может подрывать усилия по исправлению ситуации. Вот с этими внутренними установками нужно разобраться.
Понятно направление действий? Ваш сын или дочь сами отлипнут от компьютера, когда увидят себя востребованными в окружении. Это может быть не школа, если отношения не сложились.
Переходный возраст - это не борьба за «правильное поведение», это борьба за идентичность.
И этот огонь внутренней мотивации превращается в пламя при одном условии - когда взрослые рядом помогают тебе разобраться в себе, закрепиться даже не в одной, а множестве групп.
Мы склонны наказывать за онлайн тусовку, которую не поощряем. И вязнем в спорах и конфликтах. Не тратьте вообще на это время. Ищите группы социальной направленности, в которых вашему ребенку будет интересно, где он сможет реализовать свое «Идеальное Я» и максимально поощряйте любые движения в эту сторону, даже с гаджетом в руках.
Вот он, путь к самоактуализации. Я вижу, каким бы я хотел быть и стремлюсь к этому образу. И родители тоже видят и поддерживают. Именно сбой в этой системе, когда старшие спускают сверху свои директивы, а твоя миссия в сопротивлении, является источником проблем.
Потому что ты не учишься держать руль от своей жизни в своих же руках, ты не можешь понять куда сам хочешь двигаться, где твои, а где чужие. Это серьезный стресс, от которого дети активно прячутся за фэйковыми профилями или героями игр. И там же закрывают потребности, отождествляясь в виртуальным «Я», как главным источником самоактуализации.
Цель: Выбрать группы просоциальной направленности. Где я хотел бы себя видеть, какой сценарий лично мой? С кем хочу общаться? Что мне мешает? Что мне нужно сделать, чтобы измениться?