У меня небольшой багаж знаний из мира искусства, тем интереснее погружаться в этот мир, узнавать новое, проводить какие-то параллели, удивляться и радоваться открытиям. Конечно, мне давно знакомо имя художника Петрова-Водкина, но очень долго ассоциация была одна. Догадаетесь? Да-да, именно она, картина "Купание красного коня". Постепенно в памяти остались ещё несколько картин Кузьмы Сергеевича, стал угадываться стиль.
Потом я узнала, что Кузьма Сергеевич был и рассказчиком замечательным, его автобиографические произведения у читателей вызывают самый тёплый отклик. И даже первая часть ("Хлыновск") уже была у меня перекинута в электронную книгу (точнее, на планшет, я читаю в приложении). Но техника вышла из строя, про эту книгу я успела позабыть.
И вдруг выставка в Санкт-Петербурге, прямо на Невском - мимо не пройдёшь: "Неизвестный Кузьма Петров-Водкин. Графика из коллекций Пушкинского Дома":
Уже по анонсу было понятно: мне туда обязательно надо, мне очень интересно. Что могу сказать после посещения? Воодушевление и восторг! Но давайте по порядку.
О том, что Кузьма Сергеевич и книжной графикой занимался, я задумалась уже после посещения выставки в Михайловском замке (про неё вам рассказывала). Запечатлёнными у меня остались две его работы, не могу вспомнить, были ли ещё, кажется, нет:
Это обложки к книгам уже 1924 года, а до этого, в 1921 году, К.С. Петров-Водкин проиллюстрировал "Снегурочку", где совместил силуэтную графику и рисунок пером.
В сети можно найти её полностью, вот один лишь пример рисунка:
Потом была "Коза-дереза", где художник использовал "линейный пространственный рисунок". Об этой книге очень хорошо отзывался Владимир Конашевич.
А вот потом уже он проиллюстрировал "Присказки" С. Федорченко и "Загадки" С. Маршака. Подробнее обо всём можно прочитать в статье В.И. Бородиной "Иллюстрации К.С. Петрова-Водкина к детским книжкам первой половины 1920-х годов". Там же приводится любопытная цитата из интервью Кузьмы Сергеевича по случаю открытия персональной выставки в 1936 году:
Особого пристрастия к книжной работе у меня никогда не было, хоть я и погрешил на этом поприще немало. Выпускал свои детские книжки, сделал книжку о Самарканде, иллюстрировал «Снегурочку», с Маршаком делал «Загадки» <…> У меня нет, да и не хочу я иметь профессиональных навыков книжных иллюстраторов…Я всегда этого дела боялся и неохотно брался за него; но не потому, что я не сумел бы сделать интересные вещи в этой области, а потому, что меня запугали «книжники» и графики из журнала «Мир искусства». Да, это действительно страшная история в смысле печати и оформления, и всегдашние разговоры, как нарисовать, чтобы удобнее печатать. У меня это как-то не выходит.
Вот такой он, самокритичный был Кузьма Сергеевич. Но его поиски, эксперименты, безусловно, тоже внесли свою лепту в развитие книжной графики.
А теперь про нынешнюю выставку! Проходит она в антикварной галерее "Петербург" (Невский пр, 54). Выставка организована совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
Уникальная экспозиция одного из самых знаковых мастеров русского искусства XX века демонстрирует произведения К. С. Петрова-Водкина, недоступные для зрителей на протяжении 70 лет. Они были приобретены Институтом русской литературы в начале 1950-х годов в Книжной лавке писателей, никогда не экспонировались и были неизвестны даже узкому кругу исследователей. Редкая по значимости коллекция графических листов, относящихся к 1910-1920-м гг., составляет более 50 произведений.
На выставке представлены иллюстрации и эскизы к двум книгам. И если про одну я точно могу сказать, что она авторская (не только иллюстрации, но и текст Кузьмы Сергеевича), то со второй полной ясности нет, потому что и текста нет. С неё и начну.
К.С. Петров-Водкин в 1926-1927 годах по заказу Детгиза работал над альбомом "Фрукты и игрушки". Альбом вышел только в 1937 году с названием "Фрукты и ягоды". Посмотрите в сети - не пожалеете! Такие натюрморты! И с улыбкой, и с любовью.
Удачная находка художника—оживление натюрмортов элементами забавных «жанровых» сценок с участием игрушек. Узнаваемые бытовые предметы словно показаны с точки зрения кукол, задействованных в игре: заяц варит малиновое варенье, обезьяна везет в машине груши, медвежонок сторожит корзину с апельсинами.
Но я опять отвлеклась. Есть предположение, что именно в период работы над "Фруктами и ..." у художника появляется идея яркой книги о самых первых месяцах жизни ребёнка - "Дитя". О готовом макете не знали даже ведущие исследователи творчества К.С. Петрова-Водкина (листайте галерею).
В двенадцати акварельных рисунках с обложкой и концовкой проиллюстрирована история о первых месяцах жизни маленького человека.
Книга не была издана, ничего о работе над ней неизвестно. Пока неизвестно. Ведь постоянно что-то находят в архивах, обнаруживают случайно письма, дневники, смысл каких-то записей становится яснее.
Кстати, я ничего не сказала об оформлении выставки, а оно замечательное. Каждая работа сопровождается этикеткой (оказалось, сейчас такое бывает не всегда), есть стенды с сопутствующей информацией, дополнительных деталей немного, но они очень в тему:
У второй представленной книги судьба сложилась более удачно.
В 1914 году в издательстве "Грядущий день" (Санкт-Петербург) вышла фантастическая повесть "Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землёй и на земле":
Около двух лет художник работал над созданием этой книги.
Повесть написана под явным влиянием Жюля Верна; увлекательная внешняя интрига позволяет автору в доступной для детского восприятия форме высказать свои оригинальные натурфилософские и естественнонаучные суждения. Безусловно, целый ряд эпизодов навеян впечатлениями от поездки Петрова-Водкина в Северную Африку, от путешествия по Италии и восхождения на Везувий.
Кузьма Сергеевич, видимо, был не очень доволен получившимися иллюстрациями, поэтому через несколько лет он возвращается к работе над книгой, создаёт новые эскизы, полностью переделывает обложку, надеясь издать новый вариант:
В сентябре 1922 года К.С. Петров-Водкин писал матери о новых рисунках к повести и о желании её издать: "И вот завтра решается её судьба - договоримся либо нет". Не договорились. Каким образом рисунки к изданию 1914 года и неизданные работы 1922 года попали в Книжную лавку писателей - неизвестно. В 1954 году Пушкинский Дом проводил большую разовую закупку, вместе с рукописями и архивными материалами обнаружились и эти работы, впервые демонстрирующиеся на выставке в антикварной галерее "Петербург".
Мне очень понравилось, что абсолютно к каждой работе была подобрана цитата из повести "Аойя...". Провела я там достаточно времени, поэтому прочитала всё. Теперь даже появились мысли познакомиться с повестью: на сайте НЭБ она есть. Хотя я уже столько прочитала об этой истории, что временами появляется ложное ощущение полного знакомства с ней.
Немного о содержании:
Помимо традиционных в литературе такого рода персонажей—любознательных детей, чудаковатого ученого, наивных и благородных туземцев—в книге выведены и чисто аллегорические образы Вулкана и его дочери Лавы, Подземного царя. Сопровождая Андрюшу и Катю в их фантастическом путешествии, художник излагает юному читателю свою достаточно спорную концепцию «чудесной жизни Земли», изобретает собственную мифологию, весьма вольно переосмысливает устоявшиеся научные представления и хрестоматийные сюжеты (например, историю Прометея).
Начну с работ, которые были выполнены к изданию 1914 года.
Два эскиза одной и той же сцены "Андрюша несёт Катю", оба - 1914 год:
Варианты иллюстраций к несостоявшемуся изданию 1922 года чёрно-белые (тушь, перо). В галерее некоторые работы покрупнее:
А вот рисунки к одной и той же сцене, сделанные в разное время:
А как мне понравились небольшие рисуночки, которые должны были использоваться в качестве заставок и концовок глав! Листайте галерею:
Очень интересная страница в истории книжной графики! Спасибо всем, кто погружался в эту тему вместе со мной.
Добавлю, Кузьма Сергеевич проиллюстрировал и автобиографические произведения, предназначенные уже не для детей: "Самаркандия. Из путевых набросков", 1921, "Хлыновск. Моя повесть", 1930, "Пространство Эвклида. Моя повесть", 1932.
Выставка на Невском проспекте, 54 будет открыта по 1 сентября, ещё можно успеть (ведь я не всё-всё показала). Там же продаётся каталог выставки и шоппер с одной из работ.
В очередной раз убедилась, как много всего любопытного вокруг!