Найти в Дзене
Байки от бабайки

Служебная командировка за новой техникой для армии

Оглавление
1983 г. Иолотань, фото Виталия Лавренюка, колонна тропосферного батальона связи.
1983 г. Иолотань, фото Виталия Лавренюка, колонна тропосферного батальона связи.

Из воспоминаний прапорщика Анатолия Яворского


В середине  80-х я вернулся из Теджена в Ашхабад. Сразу принял должность начальника комплексной аппаратной связи П-240. Месяц за месяцем текла служба, как-то по весне вызывает меня НШ и с порога радует: «Готовься в командировку! В составе команды поедешь в Карши на базу хранения техники связи. На дивизию получите четырнадцать командно-штабных машин, пригоните по назначению. Старшим едет майор, начальник связи кишинского артполка! Вопросы есть?»

Четырнадцать машин колонна немалая, конечно. Все четырнадцать водителей набирались с нашего батальона, в сопровождение ещё семь сержантов из наших, и шесть бойцов с артполка, задача которых состояла в караульном обеспечении. Мне определили обязанности и начкара, и старшины, и зампотеха, и в каждой дырке быть затычкой. Доверили волчаре охранять отару!

В общем, собирается команда, иду к НШ выправлять документы, тот говорит, что всё уже передано майору. Требования на билеты, продаттестат и прочее, мне только командировочные остались. Отправляю своего сержанта с боевой роты получать сухпай на дорогу, двое суток туда и трое обратно, по количеству своих солдат. Получили автоматы, патроны, упаковали в ящики, опечатали, загрузились в машину и... «солдаты, в путь, в путь, в путь»...

Доставили нас на железнодорожный вокзал. Встречаем бойцов артполка с их майором, а этот кадр уже и билеты взял. Себе отдельное купе в купейном вагоне определил, остальных в общий плацкарт поместил. Начальника тыкать носом не положено ранжиром, размещаемся в вагоне, завязываем дружбу с артиллеристами. Узнаём, что у них ничего, и даже сухпая на себя нет, только ящики с автоматами.

Перед отправкой бежит майор, делает вид, что волнуется, всё ли в порядке? Язык мой – друг мой, решаю, наступило время выговориться: «Товарищ майор, что за подлянка такая? Ваши бойцы без ничего, ни сухая, ни подшивки, ни бельишка, ни подменки?» «А что, надо было?» – округляет глаза начальник. «Вы до майора дослужились и типа нихрена не знаете? Себе купешку взяли, а о личном составе даже не позаботились?!» Майор пробурчал что-то себе под нос, развернулся и ушёл в свой купейный вагон.

Поезд тронулся. Артиллеристов мы прибрали поближе, чтобы не голодали хотя бы, и вроде без особых бедствий доехали до Карши. С вокзала вызвонили базу хранения военно-технических средств связи, за нами прислали две бортовых шишиги. Загрузились, доехали тоже без происшествий.

Замначальника отдела хранения в звании старший лейтенант повёл нас выбирать машины. Идём, в первом ряду стоят новёхонькие «венгерки». КШМ на базе ГАЗ-66, аппаратные люксовой сборки для отправки в Венгрию. Как они тут оказались, знали только инопланетяне со штаба округа, зато у связистов на эти аппаратные точно выделялась слюна. Не буду говорить за прочие хитрые штучки, но даже простая канистра для питьевой воды имела крантик.

Я, как осознал, что это за машины, сразу насел на старлея: «Товарищ старший лейтенант, давай торговаться? Мы забираем шесть этих люксов, остальные восемь, какие сам сочтёшь нужным отдать без осмотра?!» Старлей в оборону, на мои предложения не соглашается. Ну, думаю, как хочешь, родной! Буду биться за каждый винтик, за каждый крючок, за каждую шпоночку.

Книга о службе в Советской Армии: МАЙАМИ В ТУРКЕСТАНЕ <= ссылка. Сборник рассказов и баек: ДЕЖУРНЫЙ ПО КТУРКВО <= ссылка................... Военно-историческая повесть: КЕРЖАК <= ссылка............................................... Детективная драма: ГОРЮШКО ОТ УМИШКА <= ссылка...................................


Выбираю машину из последнего четвёртого ряда. А чтобы её выгнать на осмотр, надо отбуксировать три машины перед ней. Ну, выдёргивают указанную машину, три передние ставят на место. Не хватает гаечки, тут ЗИП поцарапан, рвём пломбы, вскрываем, сверяем с описью. Приборов некомплект или иные придирки – машину загоняют на место, буксируя туда-сюда передние.

И так за первый день приняли всего три машины. За второй день отобрали две. Итого отобрали девять машин за пять дней. Старлей ходил со мной и злился. Командира включал, но чаще плевался, а в пятницу плачется: «Слушай, прапорщик, давай, я тебе три венгерки дам, и валите отсюда?!» А я перегорел уже: «Старлей, я предлагал тебе торговаться? А ты в отказ! На востоке так не делается! Теперь терпи, иначе капитаном не станешь!» Да и к тому же, понравилось мне ЗИПы ковырять. Потому что наковыряли мы с сержантами лишних два тестера, трое часов из аппаратных и так, мелочи всякой.

Пришло время, отобрали положенное число машин, залили по десять литров бензина, едем на заправку. Заправились горючкой, маслами, тормозухи взяли, выстроили колонну. Майор переминается с ноги на ногу: «А дорогу знаешь?!» Вот ведь, наслали нам начальника? «Куда ветер дует, куда стрелка правит, туда и путь ложится!» – отвечаю. Хотя, указатели в Узбекистане показывают, куда попало, и чаще в ад или небеса. «Ладно, садись во главе колонны, я в замыкании поеду!» – командует майор. Рассаживаемся, трогаемся.

Бухару проехали, вывернули на главную дорогу, которая прямо в Туркмению ведёт. В майоре неожиданно проснулся лидер, сел во главе колонны, меня поставил в замыкании. «Как скажешь, начальник! Твои причуды, тебе и шишки!»

Приезжаем в Фарап. Лидер бежит к замыкающему: «А ты знаешь, как тут переправляться? Давай, иди, руководи!» Загнали на паром первые пять машин, летит главный капитан парома: «Эй, ты кто тут? Я тут хозяин, да?» «Ты хозяин!» – подыгрываю его самолюбию. «А чё командуешь без меня? Документы давай на перевозку, да?!» – ругается горбоносый паромщик.

Я к начальнику, а тот глаза в стороны: «Какие документы? Нет у меня никаких документов! Нас должны переправить бесплатно!» «А денег с нас никто и не просит, но требование на переправу должно быть на руках! Ты начальник, вот езжай на ту сторону, иди в комендатуру и выправляй нужные бумаги!» Предложил мне руководить переправой, вот и получай сполна, думаю

А к нам ещё в Карши присоединились сержант, гнал КШМ до Кизыл-Арвата, и лейтенант с двумя КШМ до Красноводска. И те тоже без бумаг на перевозку. Загнанные на паром машины возвращаем на берег, майор уезжает за бумагами на все семнадцать машин. Мы встаём на ночлег.

Расставили караулы, уже ко сну примеряюсь, из темени идёт лейтенант: «Товарищ прапорщик, у меня пузырь есть, а пожрать нету?!» «Ну, залезай в мою КШМ, уж найдём, чего на язык бросить?» Сели-расселись, разложили закусь, налили винца и только за тост, как слышим громкий трах-тарарах с автомата! Выбегаем: «Кто стрелял?» Караульный держит на прицеле кусты: «Я стрелял. Он там сидит!».

Через дорогу от нашей стоянки была стоянка дальнобоев. МАЗы, КАМАЗы и прочие дальномеры. Расставляя караулы, я ходил навестить тамошних шоферов и предупредить, чтобы на нашу сторону ни ногой! Иначе чревато! А один из них, на инструктаже моём видимо отсутствующий, пошёл мыть посуду. Спуск к воде был с нашей стороны более удобен.

Часовой заметил тень, окрикнул согласно УГКС, в ответ узнал направление, куда ему следовало пойти. Часовой не пошёл, зато влупил короткую очередь поверх тени. Тень юркнула в кусты, а когда мы вытащили её, дрожащую, на дорогу, то поняли, что мыть ей предстоит не только посуду, но теперь ещё и штаны. Хотели тому дальнобойщику пендаля выписать за ум, за разум непримиримый, но мараться не стали. Так прогнали. Солдата похвалили за бойцовский дух.

Наутро появился майор, привёз бумаги. Беру документы, иду к паромщику, соединяющему берега, предъявляю: «Командуй, как переправляться будем?» «Э, мой дрюк! Половину загоняй, да, остальные следующим рейсом повезём?!»

Загнали первую партию, перед отправкой майор говорит: «Слушай, я звонил в речное пароходство. Мы отдали им две машины на базе ГАЗ-69, аппаратные радиостанции. Так вот их связисты ждут в гости. Заедем на протоку, искупаемся, шашлычок, плов – всё обещают!» «Товарищ майор, у нас народу больше тридцати душ – хватит на всех?» – предупреждаю. «Всё, сказали, будет в лучших традициях гостеприимства!» – обнадёживает майор и уезжает с первой партией.

Остатками переправляемся вторым рейсом, а ни майора, ни машин наших нет. Мне говорят, убыли ваши, велели сразу, как прибудете, выезжать на протоку. Приезжаем на указанное место, а там народищу, не протолкнёшься. На Амударье вода мутная, течение сильное, народишку такое не нравится. А здесь протока, не знаю, природная и искусственная, с тихой и прозрачной водой – аж дно видно, и все другие условия для выходного семейного и теперь солдатского отдыха.

Целый день мы провели на этой протоке. Связисты с речного пароходства нам пива привезли, бойцам кваса не одну канистру, огромный казан плова приготовили, шашлык-башлык, купанье хоть до посинения. Отдохнули, напились-наелись, хватило всем. Остались на протоке до утра.

Переночевали, утром в дорогу. Есть на пути из Чарджоу до Ашхабада городок приметный, называется Мары. Возле него, почему-то, у военных всегда кончается бензин. Наша колонна не исключение, смотрим, стрелки топливных баков большинства машин стремятся к нулю. По старой памяти иду в авиационный батальон. Обрисовываю комбату картину, тот за голову: «Ты охренел – семнадцать единиц? Да вы же весь бензин у меня заберёте?!»

В общем, выпросил по сорок литров на машину, чтобы хватило доехать до Теджена, до родного танкового полка. Говорю своим водителям: «Бензин по дороге не пить! Рвёмся, докуда прорвёмся, я замыкающий!» Едем, перед Тедженом началось. Одна машина заглохла, две, и так все по очереди. Мне попалась хорошая машина, успел въехать за КПП, но и она встала. Десять, сколько там, двадцать метров до разливайки не добрался?

С КПП вызваниваю штаб, зампотеха дивизии, докладываю. Зампотех говорит, в танковом полку стоит бензовоз полный, сейчас даст команду выйти на трассу и собрать всех в полк. Тут же прилетела команда, бензовоз за ворота, а моя машина сухая. Пришлось собирать народец и толкать её к колонке. Колонну собрали, всех заправили. Выехали из Теджена, нашли подходящую площадку, решили переночевать и уже с утра выходить на большую дорогу.

Наутро появляется начальник автослужбы дивизии майор Баркаускас: «Ну, как да что тут у вас?» «Нормально, товарищ майор, готовы в бой!» «Готовы? Тогда следуйте за мной!» Баркаускас прыгнул в свой УАЗ под полной атрибутикой ВАИ, включил мигалки, и за этой «новогодней ёлкой» мы благополучно въехали в Ашхабад.

Как только въехали в свой Первый городок, я сразу к ротному. Как хочешь, говорю, но «мою» такую-то машину забирай к нам. Хорошая попалась машина.

Друзья! Если вы готовы поделиться интересной историей со времён службы в армии, или рассказать достойный внимания случай, пишите по электронной почте ynazar@mail.ru или свяжитесь со мной через страницу на сайте ОК.РУ

Байки из КТуркВО и байки из учебки

Понравилось - не понравилось, просьба оценить пальцем вверх или вниз! Вам пустяк, а меня подвигнет к написанию других историй...

Подписка на канал и комментарии приветствуются!

помощь автору канала: карта МИР 2202 2032 5146 6795