В комментариях мне мой постоянный читатель-учитель описывает своё понимание моих тезисов.
Я так понял что Вы хотите подводить детей к знаниям, которые они должны будут взять сами. Но это так не работает в массовом образовании.
Ответ получился таким большим, что я хочу оформить его в статью.
Моя идея не в том, чтобы подвести детей к знаниям. Это популярное, но очень бредовое мнение заблуждение, что человека можно подвести к знаниям, и он их возьмёт. Это больше похожий на отмазон, чем на руководство к действию. Мол, "мы можем привести лошадь на водопой, но пить её заставить не сможем". (я эту фразу слышал не от одного учителя, и даже не от двух). Но ситуация у нас другая.
Представьте себе двухдневного котёнка. Вы же не скажете, что можете привести его в поле, но не сможете заставить его охотиться? Или даже если положите перед ним мышь, что, так и будете ждать, когда он её поймает? А картинку для ясности нарисуете?
Конечно, это так не работает. И не только в массовой школе, это даже частным образом работать не будет.
Нет, идея в другом: нужно дать ребёнку посильное задание, дело, выполняя которое он будет вынужден чему-то нужному нам научиться.
Осталось лишь такое задание найти. Знаете, какое задание оставляют мастера производства подмастерьям? Ну вот самое первое? Прибрать инструменты после работы. Не надо точить детали, что-то там ещё делать. Просто положить инструменты, которыми мастер уже всё сделал, на их места.
Это очень мощное и важное задание именно для обучения мастерству (хотя, на первый взгляд может показаться, что это вообще не обучающее задание).
Конечно, можно всё то же впихивать в мозг теоретически, десятки раз показывать и рисовать тыщи картинок. Но всего три-четыре таких "уборки" обучат куда надёжнее.
У детей нет мотивации как-то "брать" или "впитывать" знания. Тут я немного слукавил, когда говорил, что у детей учиться это основная цель. Но лишь немного, потому что вообще-то обучение - это действительно очень для детей важное дело. У детей есть мотивация что-то делать. Выполнять какие-то действия. Не обязательно развлекательного характера - просто им нужна деятельность. Ибо "в каждом маленьком ребёнке, и мальчишке, и девчонке"...
Когда учитель у доски "объясняет" что-то, он тем самым отбирает у детей право на деятельность. "Не вертись", "слушай внимательно" и так далее. Нет, слушание тоже может быть деятельностью (например, когда мы читаем ему книгу перед сном), но в данном случае деятельностью занимается учитель. А детям остаётся лишь "впитывать" результаты этой деятельности. И вот это-то как раз не эффективно. Скучно. Мои приёмы часто упрекают в том, что они будут скучны детям. Так вот, практика показывает, что "впитывание" результатов чужой деятельности куда скучнее, чем сидеть и вычитать из 18 двойки, пока не получится девятка (это к вопросу о делении 18:2 = 9)
Ребёнка надо занять реальной деятельностью. По большому счёту, не важно какой - суньте ему телефон, он будет им занят, суньте пластилин - будет лепить, суньте карандаши - рисовать. При условии, что это у него будет получаться, разумеется.
Так вот, чтобы ребёнок "взял" знание, нужно подсунуть ему такую деятельность, которая а) будет ему по силам к самостоятельному выполнению, б) в процессе деятельности одним из шагов будет то самое "взятие знания". И совсем не обязательно, чтобы это "взятие знания" было бы явным.
Это не подведение. Нет. Это, если хотите, провокация. Мы даём ребёнку одну деятельность, вообще-то, ожидая от него немного другого результата. По большому счёту, нам не очень уж и важно, достигнет ли он успеха в нашем задании, куда важнее, что он смог достичь скрытых результатов - обучения.
В школе же всё ставят с ног на голову. Нам не важно, чему ребёнок научился, решая задачу, важно, чтобы он смог получить правильный ответ, действуя по алгоритму, заданному учителем.
Так поступает кошка, когда учит детейкотят охотиться. Она не рассказывает котятам, как ловить мышей, не чертит на доске схемы, не показывает презентации. Она просто приносит в своё гнездо маленькие клочки мышиной шерсти. Котята играют с клочками, и чувствуют запах, и запоминают его. Запоминают, как выглядит, как она протыкается зубами, когтями. Потом кошка приносит целых мышей, потом живых. Вовлекая в деятельность, кошка обучает. Неявно. Они учатся как бы сами (но мы то помним, что это мама-кошка организовала такую деятельность).
Примерно так и пытаются поступить авторы "пинкода" и "фиксиков". Но они вовлекают ребёнка не в активную деятельность, а в пассивную. И, соответственно, знания, которые дети оттуда берут, будут пассивного характера. Это будут не знания-действия. Не навыки. А просто фактологический мусор.
Но мастер на производстве вовлекает подмастерье в активную деятельность. И тем самым создаёт именно активные знания. Пока подмастерье прибирает рабочее место, пока раскладывает по местам инструменты, он с ними знакомится, учится держать, а может, даже, и использовать (в некоторой степени), видит, какие инструменты лежат "поближе", как спрятаны "подальше", какие опасные, а какие - не очень. И когда наступит время, мастер может сказать "возьми такой-то инструмент, и сделай то-то", и это сработает.
И это работает на массах. Просто деятельность нужно организовать. Это, разумеется, сложнее, чем запретить деятельность, перетянуть на себя. Но не невозможно.
Часть 2