Найти тему
Функция Архитектура

Японская философия и эстетика Ики.

Оглавление
Ики.
Ики.

Ики не имеет эквивалента в других языках и переводится на русский как "стильный", "шикарный". Ики - это японский эстетический идеал сдержанного проявления вкуса и/или богатства с акцентом на то, чтобы на первый взгляд опровергнуть попытки выглядеть стильно. Считается, что он возник в среде купечества Эдо (современный Токио) в Японии периода Эдо. Ики подрывает эпоху классицизма посредством запрета выражения материального богатства, что сформировало особый эстетический язык, выражающий некую "равность" среди "классово неравных" людей той эпохи.

Иногда неправильно понимаемый на Западе как архетипическая или стереотипная эстетика японской культуры, Ики, напротив, является краеугольным камнем традиционной японской эстетической привлекательности и мышления. Считается, что и гейша, и кимоно, наряду с другими культурными аспектами, были созданы под влиянием Ики и остаются под его значительным влиянием по сей день.

Самурай эпохи Эдо.
Самурай эпохи Эдо.

История.

В период Эдо правящими классами самураев был издан ряд указов, ограничивающих демонстрацию материальных благ лицами, официально стоящими ниже в социальной иерархии, в качестве способа сохранения статуса высших классов; это включало указы об одежде, которые не позволяли представителям низших классов явно выделяться на фоне своего социального положения. Хотя указы об одежде мало повлияли на большую часть рабочего класса, который имел ограниченный доступ к богатству, позволявшему им покупать новые дорогие шелковые кимоно, купечество – социально обедневшее, но могущественное в денежном отношении – напрямую пострадало от этих законов, поскольку изменения со временем привели к тому, что они стали контролировать значительную часть рынка.

Это привело к развитию Ики как выражения теперь уже подпольного характера богатства торгового класса; было слишком безопасно подчиняться закону и слишком опасно открыто пренебрегать им, что привело к появлению Ики как визуального стимула и новой иерархии в определенной среде.

Слишком откровенно демонстрируя свое богатство, гражданин рисковал быть арестованным. Таким образом, дом купца имел непритязательный вид, но в то же время был полон сокровищ. Он мог быть одет в строгое шерстяное кимоно простого покроя с изысканной шелковой подкладкой. Роскошь была воплощена в мельчайших деталях.

Таким образом, как самураи, так и низшие слои рабочего класса считались лишенными Ики, причем первые были вынуждены демонстрировать богатство без какой-либо утонченности как форму социального господства, а вторые не имели доступа к какому-либо богатству и могли казаться кем угодно, только не бедными.

Ойран - куртизанка.
Ойран - куртизанка.

Несмотря на это, отдельные воины, считающиеся представителями высшего класса, стали обычно изображаться как воплощения Ики, обычно из-за идеалов четких, стильных манер и прямой, непоколебимой прямоты, независимо от обстоятельств, разбитых сердец или личных чувств; истории о воинах-разбойниках, выбирающих долг (гири) вместо болезненных личных чувств (ниндзё) стали популярными сюжетами в кабуки, форме театра, популярной среди торговцев.

Гейш также стали называть Ики, не только за их контрастную и сдержанную внешность на фоне более ярких куртизанок, но и за репутацию непоколебимо преданных; популярное название кварталов удовольствий - карюкай (букв. "мир цветов и ив"), описывает куртизанок (красивые, но мимолетные цветы) и гейш (упругие ивы, часто сгибающиеся в суровую погоду, но никогда не ломающиеся) как контрастирующие элементы, при этом гейши олицетворяют верность своим покровителям. Эта концепция настолько полно воплощала гейшу, что соперничающие политические группировки часто покровительствовали совершенно разным кварталам гейш, в то время как гейши каждого из них оставались верны своим клиентам. Гейши, наряду с воинами-разбойниками, также стали общей темой во многих пьесах кабуки, вращающихся вокруг противопоставления долга собственным чувствам.

Термин Ики получил широкое распространение в современных интеллектуальных кругах благодаря книге Куки Сюдзо "Структура Ики", написанной в 1930 году. На русский язык издание скорее всего не переводилось из-за того, что автор является последователем Хейдегера (члена фашистской партии Германии) и сам являлся японским нацистом, работавшим на территории марионеточного государства Маньчжоу-Го (оккупированная Манчжурия, провинция Китайской Народной Республики).

Гейша.
Гейша.

Интерпретация.

Термин Ики обычно используется как в разговоре, так и в письме, оказав длительное влияние на развитие и продолжение японской эстетики в наши дни, несмотря на то, что не обязательно считается исключающим другие категории японских эстетических концепций и идеалов, таких как ваби-саби (целая тема для отдельного разговора).

Ики считается выражением тщательно просчитанной простоты. Идеальным является то, что обыденный внешний вид будет считаться Ики в контексте понимания зрителем усилий, приложенных для достижения результата. Ики также воплощают идеалы спонтанности и оригинальности: считается стильным казаться спонтанным и беззаботным, даже если усилия, прилагаемые для того, чтобы выглядеть таковым, оказываются значительно затратными; отсутствие самосознания и то, что тебя считают естественным, небрежно шикарным, являются основными понятиями того, что тебя считают Ики. Хотя природу Ики можно считать антитезой другой японской эстетике, такой как каваи, временами Ики может прямо и беззастенчиво демонстрировать черты другой эстетики.

Ики не используется для описания природных явлений, но может выражаться в оценке природной красоты или природы людей. Работы автора Мураками Харуки считаются Ики благодаря их четкому и непоколебимому стилю письма. Напротив, считается, что автор Кавабата Ясунари благодаря своему более поэтическому стилю, акцентирующему внимание на внутреннем "комплексе" своих персонажей, более тесно связан с эстетическим идеалом ваби-саби, демонстрируя, что концепция Ики тесно связана со стилистическими тенденциями.

Харуки Мураками:

Цу.
Цу.

Цу.

Можно сказать, что неопределенный идеал Цу относится к высокоразвитой (но не обязательно торжественной) чувствительности или утонченному пониманию конкретного вопроса. Цу используется, например, для того, чтобы знать, как правильно оценить (съесть) блюда японской кухни (суши, темпура, соба и т.д.) Или для оценки качества вина. Цу может передаваться от человека к человеку в виде "советов". Поскольку Цу более сосредоточен на знаниях, его можно считать поверхностным с точки зрения Ики, поскольку Ики нелегко достичь путем обучения.

Ики и Цу в некоторых ситуациях считаются синонимами, но Цу относится исключительно к людям, в то время как Ики также могут относиться к ситуациям или объектам. В обоих идеалах свойство утонченности не носит академического характера. Цу иногда предполагает чрезмерную одержимость и культурный (но не академический) педантизм, и в данном случае он отличается от Ики, который не будет навязчивым.

В целом, чувствительность Ики / Цу сопротивляется толкованию в контексте чрезмерно специфических правил о том, что может считаться вульгарным или неотесанным.

Ябо.

Ябо является антонимом Ики.
Бусиу является полной противоположностью Ики, буквально "анти-Ики".
Ябо и Бусиу - синонимы.

Суй.

Также в провинциях Камигата и Кансай можно встретить идеал Суй. Суй похож на Ики, но не идентичен и использует другой контекст.

Укиё.

Если вам понравилась эта статья или вы интересуетесь восточной философией - у нас есть еще одна, на тему Укиё: