Определение статуса HER2 является золотым стандартом диагностики для всех пациенток с РМЖ. Знание о статусе HER2 помогает пациенткам как с первичным, так и с метастатическим раком получить более полную картину о заболевании, обсудить с врачом перспективы и выбрать тактику лечения.
Поломка в гене, кодирующем белок HER2, приводит к его повышенной выработке (экспрессии) в клетках. В таком случае клетки начинают неконтролируемо делиться, и развивается злокачественная опухоль. Этот процесс в большей степени изучен на модели рака молочной железы, однако, актуален также и для рака желудка, рака легкого и колоректального рака. Знание о том, какое количество белка HER2 вырабатывает опухоль, может помочь врачу принять правильное решение при назначении терапии.
Важно знать, что раньше выделялось только два статуса HER2: положительный и отрицательный. Сейчас выделяют три: положительный, отрицательный и слабоположительный.
Что такое HER2-слабоположительный статус и как он влияет на тактику лечения.
Подтип рака молочной железы, который характеризуется слабовыраженной экспрессией гена HER2. Он был выделен в 2018 году и закреплен консенсусом Европейского общества медицинской онкологии (ESMO) в 2023 году. Около 60% пациенток с раком молочной железы могут иметь этот статус.
Для HER2-low рака молочной железы неэффективна терапия таргетным препаратом, применяемым для лечения HER2-положительного рака молочной железы. Тем не менее, при определенных показаниях для него существует таргетная терапия. Подходящее лечение необходимо обсудить со своим врачом.
Важно, чтобы результаты ИГХ были корректно расшифрованы. При получении результатов исследования нужно убедиться, что статус опухоли верно классифицирован, поскольку при статусе HER2-low теперь доступна терапевтическая опция и цена ошибки высока.
Как определяют статус HER2.
Количество (уровень экспрессии) HER2 обязательно определяют всем пациентам на момент постановки диагноза.
1. Иммуногистохимия (ИГХ)
- Определяет количество белка HER2 на поверхности клеток путем специального окрашивания блока с опухолевой тканью.
- Краситель фиксируется только на поверхности клеток с увеличенным количеством рецепторов HER2, далее образец изучается под микроскопом и, в зависимости от степени интенсивности окрашивания, результат может варьировать от «0» до «3+»
- Этим методом определяют статус HER2 всем пациентам с РМЖ.
2. Гибридизация in situ
- может быть флуоресцентной — FISH или хромогенной — CISH
- исследует ДНК и определяет количество самих генов HER2 в раковых клетках
- это исследование проводят дополнительно при неопределенных результатах ИГХ (например, при результате «2+») для окончательного определения статуса HER2.
Анти-HER2 терапия.
Изначально HER2-положительный рак молочной железы был одним из наиболее агрессивных подтипов/видов заболевания. С появлением таргетных препаратов этот подтип рака превратился в один из относительно благоприятных. Таргетные препараты нацелены на белок-рецептор HER2 на поверхности клеток, как на мишень: они связываются с рецептором и инактивируют его. Таргетные препараты могут назначаться как в комбинации с другими препаратами, например, химиотерапевтическими, так и в качестве монотерапии.
Существуют препараты для целевого воздействия на рецепторы НER2 с разными механизмами действия:
- Моноклональные антитела, которые избирательно связываются с рецепторами HER2 и инактивируют их, останавливая процесс роста и деления опухолевых клеток.
- Конъюгаты — содержат моноклональное антитело, взаимодействующее с мишенью, связанное с противоопухолевым средством, убивающее опухолевые клетки.
Доступность таргетной терапии при раке молочной железы в России, что важно знать.
Не все таргетные препараты для лечения РМЖ входят в перечень жизненно важных лекарственных средств, в стандарты медицинской помощи и в клинические рекомендации.
Вопрос: Может ли в таком случае препарат быть назначен пациенту? Ответ: да, по решению врачебной комиссии.
По общему правилу при наличии медицинских показаний назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации (ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года, приказ Минздрава РФ № 1904н).
Пунктом 15 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ и приказом Минздрава Р Ф № 1094н установлено, что, если у пациента имеются жизненные показания (по инструкции к препарату) к назначению лекарственного препарата, который не входит в стандарты медицинской помощи или не предусмотрен соответствующей клинической рекомендацией, он назначается по решению врачебной комиссии. Данная норма прямо установлена законом, поэтому отказ в назначении пациенту лекарственного препарата, необходимого ему по жизненным показаниям, на основании того, что этот препарат не входит в стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации, будет прямым нарушением законодательства и прав больного. Показания к назначению лекарственных препаратов описываются в инструкциях к лекарственным препаратам, утвержденных Министерством здравоохранения РФ и размещенных в Государственном реестре лекарственных средств.
Для пациентов, которые получают лечение в государственных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы, назначение препаратов вне клинических рекомендаций осуществляется после проведения врачебной комиссии и после проведения городского консилиума по профилю «онкология».
Важно обратить внимание на критерии качества оказания медицинской помощи как в стационарных, так и в амбулаторных условиях, которые устанавливают, что назначение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний (пункты 2.1.и 2.2. приказа Минздрава Р Ф от 10.05.2017 года № 203н«Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»).
Весной 2024 года фонд «Александра» и АНО «Ореол Жизни» провели опрос среди пациенток с диагностированным раком молочной железы для выяснения информированности о HER2 статусе. В опросе приняли участие 734 женщины. Среди всех опрошенных 68% имели метастатический РМЖ. Из всех участниц опроса 90% заявили, что знают свой HER2 статус, но часть пациенток были совершенно не осведомлены о своем подтипе опухоли. Интересно, что из 599 человек (81% от всех опрошенных), заявивших, что знают свой HER2 статус:
— только 58,1% смогли ответить на вопрос о точном результате ИГХ. Из них 38,8% знали, что имеют статус HER2 + и HER++ Fish
— 41,9% не смогли ответить на вопрос о точном статусе по результатам ИГХ.
Важно отметить, что более 70% всех участниц опроса не знали о том, что сейчас выделена подгруппа HER2-слабоположительного РМЖ и что для этой подгруппы существует таргетная терапия. Из 261 человек (35% всех опрошенных), ответивших на вопрос, откуда они знают о HER2-слабоположительном статусе, для которого существует таргетная терапия:
— только 10% сказали, что узнали эту информацию от врача;
— 15% узнали эту информацию от других пациентов;
— около 50% узнали об этом из новостей, интернета, от блогеров.
Мы надеемся, что представленные здесь материалы помогут вам уточнить свой подтип РМЖ и информация о дополнительной инновационной возможности лечения будет вам полезна.
Материал подготовлен фондом "Александра" при помощи Катерины Сергеевны Гречухиной, заведующей химиотерапевтическим отделением Центра амбулаторной онкологической помощи им. A.C. Логинова, а также Марии Алемпиевой и «Ореол Жизни».