В "Семейных хрониках" С.Т. Аксакова ярко и подробно описана жизнь провинциального русского дворянства XIX века.
Есть там и очень интересные замечания о моде этого времени. Например, в произведении «Детские годы Багрова-внука» описан костюм матери писателя Марии Николаевны Зубовой: «… государь приказал, чтобы все, кто служит, носили какие-то сюртуки особенного покроя, с гербовыми пуговицами (сюртуки назывались оберроками), и, кроме того, – чтоб жены служащих чинов носили сверх своих парадных платьев что-то вроде курточки, с таким же шитьем, какое носят их мужья на своих мундирах. Мать была мастерица на всякие вышивания и сейчас принялась шить по карте серебряные петлицы, которые были очень красивы на голубом воротнике белого спензера, или курточки. Мать выезжала в таком наряде несколько раз по праздникам в церковь, к губернаторше и еще куда-то».
В этом отрывке речь идет об указе императора Павла I от 1 декабря 1797 г., по которому были введены парадные женские спенсеры и запрещены «синие сюртуки, имеющая красные воротники, а также белые юбки».
Спенсеры появились в Англии, по легенде, лорд Спенсер (1758 —1834 гг) задремал у камина и прожег фалды своего фрака. Обнаружив это, лорд невозмутимо обрезал фалды до талии и превратил свой фрак в короткий жакет. Он поразил своим видом публику и ввел моду на подобные укороченные жакеты, которые позднее назвали его именем — «Spencer». Вскоре, этот вид одежды перешел и в женскую моду.
Спенсеры обычно были контрастного цвета, чтобы выделяться на платье. А так как белые юбки были запрещены, - нет ничего удивительного, что спенсер Марии Николаевны был белым. Спенсеры отделывали шнуром и украшали пуговицами.
Платья в это время были с высокой талией и большим круглым декольте. Вырез часто отделывался рюшами, кружевом или поперечной оборкой «бертой» фасон подчеркивал естественную форму и красоту человеческого тела.