Сны играют важную роль в нашем психологическом развитии и самопознании. Читайте про теорию о том, зачем нам снятся сны, взгляды Фрейда и Юнга на природу сновидений.
Каждый день ты повторяешь один и тот же цикл: просыпаешься, чтобы справляться с требованиями дня, постепенно устаёшь и затем погружаешься в сон. Во сне ты отправляешься в путешествия по ярким и сюрреалистическим пейзажам, создаёшь воспоминания, сталкиваешься со страхами и проживаешь моменты, которые кажутся невероятно реальными. Иногда ты просыпаешься с ясными воспоминаниями о снах, но чаще они исчезают, будто растворяясь в воздухе, забытые навсегда. Этот цикл продолжается, не прекращаясь, до самого последнего вздоха.
Но задумывался ли ты когда-нибудь, почему мы видим сны?
Человечество пытается понять это с самого зарождения цивилизации. Например, древние египтяне считали, что сны являются пророческими откровениями, через которые боги передают свою волю. Древние месопотамцы видели в снах божественные послания. Исторически во множестве культур сны часто воспринимались как божественные знамения. Но что на этот счёт думает современный мир? Многие умы посвятили свои жизни попыткам понять, зачем мы видим сны.
Конечно, мы знаем, что большая часть снов возникает во время фазы быстрого движения глаз, или REM-сна, и что REM-сон играет важную роль в формировании воспоминаний. Но как связано создание воспоминаний и эти гиперреалистичные галлюцинации? За годы было предложено множество теорий, и их можно разделить на два лагеря: одни считают, что сны выполняют определённую функцию, другие же считают их побочным продуктом или эпифеноменом других процессов мозга.
Некоторые учёные верят, что сны служат эволюционной цели, являясь символами для реальных угроз. Другие же утверждают, что сны — это всего лишь побочные продукты мозговой активности во время сна, когда мозг пытается навести порядок в хаосе, не преследуя при этом никакой конкретной цели. В отличие от них, Зигмунд Фрейд предположил, что сны — это форма удовлетворения "хотелок", через которую скрытые желания и нерешённые конфликты проявляются в символической форме.
- Так что же это: сны — всего лишь побочные продукты случайной мозговой активности или выражение подавленных желаний и стремлений?
- А может, в снах есть нечто более значительное и важное, на что намекали древние цивилизации?
Мы забыли древнюю истину: Бог говорит с нами через сны и видения. Карл Юнг, современник Фрейда и его первоначальный последователь, разработал собственные теории о снах. Юнг разошёлся с Фрейдом, делая акцент про коллективное бессознательное — общее хранилище опыта и архетипов, присущее всем людям.
Он верил, что сны служат мостом между сознанием и бессознательным, предоставляя понимание как личных, так и универсальных аспектов психики.
Юнг придерживался научного дуализма, формулируя свои психологические теории исходя из природы разума, независимой от физического мозга, тогда как Фрейд оставался в рамках традиционного научного материализма. Это и стало причиной их разногласий и разрыва.
По мнению Юнга, сны совсем не то, что утверждает Фрейд. Они не обманывают, не искажают и не скрывают правду. Напротив, они пытаются направить человека к целостности через то, что Юнг называет диалогом между эго и самостью. Эго — это отражающий процесс, охватывающий наше сознательное существование, в то время как самость — это организмный процесс, включающий всю нашу физическую, биологическую, психологическую, социальную и культурную сущность, охватывающий как сознательное, так и бессознательное. Самость пытается сообщить эго то, чего оно не знает, но что ему необходимо знать. Этот диалог касается недавних воспоминаний, текущих трудностей и будущих решений.
В течение своей жизни Юнг проанализировал более 88 000 снов, рассматривая их как послания от бессознательного, за которыми скрывается значительное значение. Как он однажды сказал:
"Сны — это послания, посланные из бессознательного".
Чтобы понять это, нужно освоить взгляды Юнга на бессознательное. Теория бессознательного сложна и многогранна. Юнг представлял бессознательное как глубокое море под поверхностью нашего сознательного восприятия. Эта метафора передаёт динамичный и порой бурный характер бессознательного, которое может оказывать мощное влияние на наши сознательные мысли, поведение и эмоции. Подобно тому, как море может быть одновременно полезным и опасным, бессознательное хранит в себе как потенциал для роста, так и тёмные аспекты нашей психики, которые мы предпочли бы не знать.
Одной из ключевых идей Юнга является процесс индивидуации, который он описывал как интеграцию бессознательного в сознание. Этот процесс является ключевым для достижения психологической целостности и зрелости. Сны, по мнению Юнга, играют важную роль в этом пути. Они высвечивают скрытые аспекты нас самих, позволяя нам осознать и интегрировать эти части в наше сознательное "я". Как он однажды сказал:
"Человек не становится просветлённым, воображая фигуры света, а делая тьму осознанной".
В своей работе с пациентами Юнг наблюдал, что сны часто служат символическими автопортретами. Эти символические послания предоставляют понимание текущего состояния бессознательного и могут направлять человека к личностному росту и самопониманию.
Интерпретируя эти символы, люди могут глубже понять свои страхи, желания и нерешённые конфликты. Юнг верил, что внимательное отношение к снам может привести к значительным личным открытиям, которые недоступны в бодрствующем состоянии. Он утверждал, что когда мы спим, наши рациональные защиты ослаблены, и бессознательное может проявляться свободнее. Это проявление часто принимает форму насыщенных символических образов, которые могут предоставить ценные подсказки о нашей внутренней жизни.
Например, сон может раскрыть скрытые страхи или желания, предложить решения проблем или подчеркнуть аспекты нашей личности, требующие внимания. Однако интерпретация снов может быть довольно сложной, так как сознание и бессознательное не говорят на одном языке. Сны используют символы и эмоции, а не прямую речь, что делает их послания трудными для расшифровки. Тем не менее, значение символов снов должно иметь смысл, чтобы быть полезным. Интерпретация снов переводит метафорические образы и эмоциональные повествования в прямой язык, помогая объединить хаос проницательного бессознательного с упорядоченной логикой сознания.
Одна из замечательных идей теории Юнга о снах — это представление о снах как компенсаторном механизме. Это означает, что если наша сознательная жизнь односторонняя или вышла из равновесия, сны будут представлять образы и темы, компенсирующие этот дисбаланс. Например, если кто-то чрезмерно рационален и подавляет свои эмоции, его сны могут быть наполнены сильными эмоциями, побуждая его признать и интегрировать эту забытую часть себя.
Юнг отмечал, что сны часто бывают пророческими, предоставляя предсказания будущего или предлагая решения проблем, которые сознание ещё не решило. Он верил, что бессознательное обладает доступом к более широкому диапазону знаний и мудрости, чем сознание, и что сны могут черпать из этого глубокого источника.
Юнг подчёркивал важность повторяющихся снов и кошмаров. Он считал их особенно значимыми, указывая на нерешённые проблемы, на которые бессознательное вновь и вновь пытается обратить наше внимание.
Сталкиваясь и понимая эти повторяющиеся темы, люди могут проработать свои скрытые психологические конфликты и двигаться к самопознанию и исцелению.
В дополнение к личным открытиям, Юнг верил, что сны имеют коллективное "измерение". Он ввёл концепцию коллективного бессознательного — общего хранилища архетипических образов и символов, которые превосходят индивидуальный опыт. Эти архетипы, такие как Герой, Мать и Тень, появляются в снах в разных культурах и исторических периодах. Признавая и понимая эти универсальные символы, мы связываемся с более глубокими аспектами человеческого опыта и чувствуем принадлежность к большому человеческому наследию.
Юнг полагал, что уделяя больше внимания своим снам и находя время для их понимания, мы можем противостоять многим коллективным недугам нашего времени. По его мнению, большая часть невротических заболеваний, массовых заблуждений и подверженности пропаганде возникает из-за опасного разрыва между сознанием и бессознательным.
Переосмысливая наши сны, мы восстанавливаем связь с нашими инстинктами и древней мудростью.
Подход Юнга к анализу снов не был догматичным или жёстким. Он поощрял людей исследовать свои сны с открытым умом и разрабатывать свои собственные методы интерпретации. Он верил, что у каждого человека есть свой уникальный символический язык и что значение сна может значительно варьироваться в зависимости от личного опыта, культурного фона и текущей жизненной ситуации.
Сны — это не просто случайные явления во время сна, а важные послания от бессознательного. Они помогают понять про состояние физического здоровья, предупреждая нас о возможных опасностях, вдохновляют на творчество и направляют наше психологическое развитие.
Активно стремясь понять свои сны, мы можем достичь более глубокого соединения с нашим истинным "я".
А что Вы думаете наши дорогие подписчики? Делитесь с нами Вашими мыслями в комментариях. И спасибо, что Вы с нами