…Так вот, всё просто: в огненно-красном плаще с влажным туманным подбоем ранним утром никакого ни числа и никакого ни месяца, ибо не было тогда и в помине точных календарных дат, на пороге Срединного мира появилась Светозарная Богиня…
Какое счастье, уважаемый Читатель, что в этой части повествования я могу позволить себе выбросить все термины и даты, все ссылки на проверенную британскими и даже не британскими учеными информацию (это все в первой части), и просто побыть скальдом, воспевающим Всесветлую богиню солнца.
Итак, из-за края Мидгарда с громким, восторженным ржанием выскочили два золотых коня, запряжённые в колесницу, на которой восседала Богиня. С любовью и нежностью взирала она на мир, и каждая травинка, каждый листочек, каждая букашка наполнялась блаженной негой от ее взора. Мир исполнялся теплом, радостью и новой надеждой.
В скандинавской мифологии и Солнце, и Луна – двойственны каждый: есть неодушевленные светила, созданные верховными богами, суть которых целиком утилитарна – освещать миры, а есть их одноименные возничие из рода йотунов – божеств предшествующих Асам поколений.
Миф, правда, «цензурированный» верховными богами позднего скандинавского язычества, звучит так:
Главный бог один с братьями Вилли и Ве (о которых после творения мира нигде не упоминается) создали Луну и Солнце из глаз убитого ими предвечного великана Имира. И все бы хорошо, но они никак не могли придумать, как заставить светила двигаться по небу друг за другом в нужном порядке. Луна и Солнце бездвижно сияли посреди неба, и никому из живых тварей было непонятно, когда день, а когда ночь, когда время использовать силы во славу богов и на благо себе, а когда время отдыхать и сил набираться, вкусив плоды трудов своих.
Тем временем у одного небесных йотунов по имени Мундильфари – «Вращатель времени», было двое детей, и были они столь прекрасны собой, и так любил их отец, что дочь назвал Соль (что значит «солнце»), а сына Мани – «месяц или луна» (о Мани я пишу здесь).
Асы сочли такие имена для «простых» йотунов чрезмерным самодовольством. В наказание за тщеславие они забрали у йотуна его любимых детей и заставили их ездить по небу в колесницах, куда поместили небесные светила. С тех самых пор, то есть, с начала века Асов, которое принято называть началом времен, ездят сын и дочь Мундильфари по небосводу: Соль днем, а Мани ночью, и так будет до скончания мира, до самого Рагнарёка.
Прекрасная Сунна высока ростом и стройна. Ее золотые косы касались бы земли, если бы она хоть изредка ступала на нее, а так, они развиваются по небу за огненной повозкой. Как и все девы из племени йотунов, Богиня никогда не носит платьев, закрытых от шеи до лодыжек, так как они не стесняются своих высоких и сильных тел.
Платье Сунны – чуть ниже колен, поверх него она частенько вынуждена надевать плащ. Этот плащ, сотканный из самого густого и прохладного предрассветного тумана, Сунне подарил на свадьбу месяц – Мани, нежно любящий ее брат. Этот плащ, широкий, как все вместе взятые туманы, расстилающиеся над северными фьордами, Богиня надевает тогда, когда к ней на колесницу поднимается ее супруг – огненный великан по имени Глен (Блеск). Иначе даже он, чья природа – первозданный огонь, не выдержал бы солнечного жара и сгорел дотла.
Поскольку Сунна вынуждена работать без перерывов, встречаться супруги могут только так. И Глен, можно сказать, в одиночку растит их дочь и воспитывает ее так, чтобы та могла занять место матери, если предсказания о смерти Сунны в день Гибели богов все же сбудутся.
Смертные, пожалуй, сочли бы участь Богини крайне суровой и безотрадной – век за веком, изо дня в день править колесницей, не отклоняясь от положенного пути ни на толщину птичьего перышка.
Но Сунна довольна своей судьбой! Езда на колеснице доставляет ей огромное удовольствие, как говорят те, кто общался с древними богами (а уж им-то, поверьте, врать нет никакого резона). Кстати, последние называют ее Всесветлой, Лучезарной, Всеблагой, Светозарной, Вечносияющей и Милосердной возницей Колеса.
Каждый миг пребывания на колеснице, что влекут два златогривых коня – Альсвинн (Быстрый) и Арвак (Ранний), приносит Сунне восторг ребенка, которому впервые позволили самостоятельно оседлать жеребца. И каждый миг она испытывает упоение самой первой поездки.
У Сунны пылкий нрав; она восторженна и в чем-то даже наивна, как дитя. Да-да, именно так, хотя, как ни удивительно, та же Богиня дарует смертным не только тепло и пищу, но ясный взгляд на реальность.
А еще она очень любопытна и смешлива. С каждым новым восходом Сунна взирает на мир с тем же восторженным интересом, что и в самый первый рассвет, когда она взошла на колесницу. И каждый раз она видит нечто новое, что создали эти странные человеческие создания – невероятно занимательные существа! Ведь в отличии от бессмертных, которые на все времена одинаковы, люди могут меняться и даже менять кое-что в Срединном мире, да так, что порой сами боги диву даются!
Светлая Богиня неимоверно давно (в понимании смертных) созерцает мир с небесных высот и, конечно, повидала много человеческих, да и нечеловеческих страданий. Как, впрочем, и ее брат месяц. Но если задумчивый, чувствительный, впечатлительный и сострадательный Мани способен расчувствоваться настолько, что иногда, как говорится в мифе, даже может сойти со своего пути, то его сестра Солнце… чаще всего просто похихикает над нашими бедами.
Это ни в коем разе не имеет ничего общего с жестокосердием! Просто, она абсолютно точно знает, что:
Во-первых, чтобы в Мирах сохранялся порядок, иногда нужны изменения. Только вот людям, перемены зачастую мнятся злосчастьем, они ведь могут обозреть так мало вокруг!
А, во-вторых…
Когда над самым краем леса уже разливается темная синева и Богиня подбирает край подола с земли, смертным, особенно сбившимся с пути, становится неуютно и жутковато. Порой тёмная ночь души, где так много страхов, тоски и тревоги, длится очень уж долго. Смертным может казаться, что ночь не закончится никогда, разве что безумием.
Но Светозарная богиня без устали напоминает нам, что завтра солнце снова взойдет! (Может, для отдельной человеческой души мрак продлится и дольше, но рассвет настанет все равно – так заведено богами с начала времен! И, добавит ваша покорная, уже как психолог с весьма значительным стажем, ни одна депрессия, ни одно тревожное расстройство не длится вечно).
Любая ночь подходит к концу. И Мир снова исполняется теплом, радостью и новой надеждой: свет снова победит тьму, ясность – страх неизвестного, порядок – пугающий хаос, разум – морок ночных наваждений, твердость духа – пугливое безволие.
PS: Дорогой Читатель, как ни надеялась я закончить этой «скальдической» частью свое повествование о Богине солнца, нет, никак не выходит. Мне еще очень хочется рассказать о разных именах Богини в скандинавской мифологии – id о ее различных архетипических ипостасях.
А еще могла бы я дать вам и ритуал – драппу (благодарственную песнь Сунне), которой можно славить Богиню и просить о помощи и покровительстве.
Тем паче, солнца, ясности, да и хотя бы иллюзорного порядка в коллективном бессознательном сейчас очень не хватает. А ведь океан состоит из отдельных капель. Поэтому, чем больше ясных глаз в этом мире, тем…
В общем, продолжение следует.
Тематически связанные статьи: