Сложно представить божество Солнца в женской ипостаси. Хотя боги/ архетипы и находятся вне рамок гендера, то есть над этими рамками, солярный бог мыслится чаще всего, как мужчина.
И это логично, дневное светило символизирует такие понятия, как верховная власть, активное начало, воля, всеведение. Всевидящее око солярного божества отображает ясность, определенность, гарантию справедливости, а, значит, и закон. Всё это маскулинные характеристики, относящиеся к мужскому принципу, принципу Логоса.
И здесь мне придется ненадолго отклониться от основной темы статьи. Читатель, с которым мы путешествуем по Тридесятому царству вместе давно, или тот, кто знаком с юнгианской и алхимической терминологией, может пропустить несколько абзацев. Я оставлю «зарубку» в том месте, где снова будет поворот на главную тропу.
Итак: Логос – принцип логики и структуры, наделяющий способностью различать, разграничивать; знание, рассудочность, разум, здравый смысл. По большому счету, это аналог китайского принципа Ян.
Противоположным Логосу является принцип Эроса, феминный принцип Инь. Это способность к построению связей, тенденция к соединению, обобщению, слиянию. Не знание, как осведомленность, но интуиция, не логика, но чувствование.
И Эрос, и Логос существуют в психике любого человека, как мужчины, так и женщины. Эти принципы не стоит понимать как «мужской» и «женский» в буквальном, физиологическом смысле. Одна из основных духовных задач человека – как раз-таки дать пространство в своей жизни и разуму, и чувствам. Союз Души и Духа – и есть обретение целостности.
Священный брак Солнца и Луны – Бога и Богини, Короля и Королевы, символизировал в алхимии единство противоположностей, конъюнкцию, соединение Двух, разных по сути, но равных по силе. Это тот союз, где один плюс один равняется трем, будь этим третьим победа над силами Хаоса, сотворение новых миров, новой жизни, некой культурной ценности и т.п.
Это разделение и повторное объединение двух первоначальных принципов – основа любой космогонии, любого философского или оккультного учения и, кстати, психотерапии, во всяком случае, юнгианской.
И вот теперь мы можем вернуться на главную тропу повествования.
Итак, в большинстве древних религий, в алхимической символике, в аналитической психологии Солнце олицетворяет верховного Бога, короля. А Луна, соответственно, Богиню, королеву. Казалось бы, эта логика неоспорима: Солнце – глава пантеона, глава пантеона – мужчина.
Но, во-первых, вспомним, что так было отнюдь не всегда. И «не всегда» – это еще очень мягко сказано. Более четырех пятых времени своего существования (≈ 35 тысяч лет) человечество покланялось Богине-матери, дикой природе, во власти которой была удача и сохранность жизни на охоте. Жизнь зависела от погоды, численности диких животных и урожая съедобных растений, на количество которых человек эпохи палеолита никак не мог повлиять. Все это было во власти богини дикой природы – никаких правил (законов, Логоса), только ее воля, если хотите, прихоть и каприз.
NB: Греко-римские богини-охотницы Артемида и Диана, на самом деле, намного старше Зевса и Юпитера, дочерями которых они были названы в античную эпоху, дабы не смущать умы людские. Да и наша Яга – их родственница, которая также была понижена в ранге еще даже не в позднем развитом язычестве, где главенствовал воинственный Перун, а уже в эру Сварога – с начала использования железа.
В эпоху раннего неолита, на начальном этапе развития земледелия, Богиня все еще была главенствующей. Она – Земля, дающая урожай, Бог – Небо, муж, оплодотворяющий госпожу дождями и светом.
Как все мы помним даже из школьных учебников истории, самыми первыми предметами искусства, а, значит, и поклонения, являются палеолитические Венеры – фигурки с максимально гипертрофированными женскими половыми признаками. Их находили и продолжают находить на огромных пространствах от Пиренеев до Сибири: наши древние предки изготовляли их и в доарийской Индии, и в доизраильской Палестине, и в Финикии, и в Шумере.
То есть, в ближайшем приближении, к 35 тысячам лет можем смело приплюсовать еще 8 – 10 тысячелетий владычества Богини.
А еще, что весьма любопытно, «гендерная принадлежность» Солнечного божества, судя по всему, определяется климатическими условиями.
Как-то давным-давно, кажется, в начале позднего неолита, ваша покорная училась в первом своем вузе на лингвиста-переводчика. Из курса художественного перевода мне до сих пор помнится такой вот живописный пример:
В рамках темы «перевода реалий», преподаватель рассказал о том, что при переводе на арабский, большинство тюркских, семитских и множества других языков, носители которых живут в жарком климате, комплимент «солнышко» никак нельзя переводить дословно.
Солнце для этих народов – источник, пускай, света, ясности, и т.д., но нежным, любимым, ласковым, привлекательным оно там быть не может. Это палящий зной, духота, оно агрессивно, от него нужно защищаться. Поэтому фразу «Я назову тебя солнышком, только ты ярче свети» литературно перевести можно «О, луна души моей, наслади меня прохладой твоей».
Солярная богиня есть у эскимосов – это красавица по имени Акыча. В религии якутов существует богиня, чертог которой находится на восточном небе, время от времени она спускается оттуда, окруженная сиянием, чтобы насладить людей и животных светом и красотой. Зовут ее (да переживут сие текстовые редакторы) Айыысыт [якут. Айыыhыт].
Что, на мой взгляд, невероятно интересно, у главной, небесной Айыысыт есть великое множество помощниц – айыысыт (не требующие написания с заглавной буквы). Они появляются при родах, помогают матерям благополучно разрешиться от бремени, благословляют новорожденного и, в разных источниках дается противоречивая информация, то ли, наделив младенца судьбой, покидают дом роженицы, то ли остаются с новым человеком наподобие его духа-хранителя. Кроме того, свои айыысыт есть также у домашнего рогатого скота и диких животных.
А наиболее интересным мне показалось то, что айыысыт имеют очень много общего со скандинавскими Норнами, богинями, девами судьбы, что старше не только миропорядка Одина, но и предшествующего ему поколения аграрных богов Ванов (о них я писала здесь).
И вот теперь мы можем переходить к скандинавской солнечной богине Сунне (существует еще несколько вариантов ее имени – «Суль», «Соль» и даже «Сигиль»).
Сунна не относится к главному пантеону скандинавских богов, возглавляемых воинственным Одином. Асы – боги-завоеватели, которые пришли в Скандинавию вместе с частью германских племен около XIV веке до н.э. Никто не знает точно, почему они покинули обжитые земли и отправилась на Скандинавский полуостров, на территорию с жесткими климатическими условиями, с минимальным количеством плодородных земель, где до них правили мирные боги скотоводства и земледелия – Ваны. Но Сунна, конечно, старше и Ванов тоже, она отностся к древним божествам стихийных природных сил, которых называюn турсами, йотунами или рёкку.
Ненавистные Тору великаны, тролли, которых так опасаются люди, светлые и темные альвы, цверги (гномы), духи местности и все прочие божества низшей мифологии (которая стала низшей с приходом новых пантеонов, богов народов, перешедших к производящему хозяйству) – из их племени.
Но в период присваивающего хозяйства, когда человек полностью зависел от милости Матери Природы, именно йотуны – могущественные боги природных явлений были главными богами.
Конечно, солнце в тех условиях – согревающая, благодатная, животворящая, целительная, пробуждающая сила, могло быть только богиней, ибо это атрибуты Эроса, Великой матери в ее благой ипостаси. Мы никогда не узнаем точных сведений о ее культе, который, бесспорно, был, как, не побоюсь предположить, и у северных славян. Исторические времена начались через три божественных поколения.
Но кое-что мы все же знаем о Сунне. Маскулинные боги верхнего неолита, научившие людей письму, кое-что рассказали о ней, хотя, конечно, не без выгодной для них корректуры (ну так это есть, было и будет всегда). А кое-что мы знаем, всегда знали и будем знать сердцем. Здесь можно перефразировать Булгакова:
«Имейте в виду, что Богиня солнца существовала. И не надо никаких точек зрения, просто она существовала, и больше ничего. И доказательств никаких не требуется. Все просто: в огненно-красном плаще с влажным туманным подбоем…
(Продолжение в следующей главе, то есть, здесь, где я обхожусь уже без всякого «научпопа», и могу позволить себе быть просто скальдом, воспевающим Всесветлую Богиню).