Чтобы не утруждать себя объяснением, приведу здесь цитату из первой попавшейся энциклопедии:
Понятие «эрзац» стало широко применяться во время Первой мировой войны, когда в Германии из-за огромного недостатка стратегических продуктов сливочное масло стали заменять маргарином, сахар - сахарином, а кофе - цикорием. Эрзацы менее дефицитны или более дёшевы в изготовлении, либо сделаны из материалов, которые являются доступными.
Обращаю внимание на тот факт, что понятие "эрзац" появилось в военное время, и относилось к продуктам военного времени. В результате это понятие моментально перенеслось и на военную технику. Во время войны появляется не только дефицит некоторой продукции, но и дефицит времени на ее производство, а что касается военной техники, то и дополнительного времени на ее конструирование и подготовку производства.
Итак, суммируя вышесказанное можно сделать вывод, что эрзац не является чем-то нехорошим или недостойным упоминания. Нет. Эрзац - это необходимый продукт, в котором вынужденно ухудшено его качество вследствие недостатка качественных составляющих или нехватки времени и ресурсов для создания качественного продукта. Что касается вооружений, то эрзац-вооружения, как правило, имеют корявый вид, от которого даже обывателя порою может "стошнить".
Напоминаю, что этот блог о дятлах, поэтому мне не следует слишком уклоняться от темы.
После захвата государственной власти нарождающейся буржуазией в 1991 году, самые первые шаги новой власти были направлены на приватизацию государственной собственности. У этого периода начала девяностых был свой формальный девиз, который звучал тогда из всех утюгов: "Всё, что не запрещено, разрешено!" А поскольку запретить что-либо еще не успели, то разрешено было всё.
Практически все производственные предприятия СССР имели резервные мощности и планы мобилизации всех мощностей предприятия на случай войны. Повторюсь, это относилось практически ко всем предприятиям. Из планов приватизации исключили только т.н. ФГУПы, наиболее важные для обороны страны. Увы, но и эти предприятия имели кооперационные связи с теми, которые были приватизированы. Что же сделали новые частные собственники? Они готовы были продолжать выпускать оборонную продукцию, а некоторые и продолжали выпускать ее для ОПК, но в мире капитала балом правит прибыль. Если прибыли нет, а есть один убыток, то частный собственник на вполне законных новых основаниях мог отказаться от производства оборонной продукции. А что же тогда делать с оборудованием? А все ненужное оборудование просто списывалось в утиль или продавалось по цене утилизации. Так же поступили и с проектными организациями. Был, например, в Ленинграде (Петербурге) институт, в котором проектировали оборудование для серийного производства военной техники (в том числе и танков). Его приватизировали моментально, потому что здание было расположено в центре города в прекрасном месте. Куда разбежались специалисты? Одному богу известно. Кто сегодня проектирует подобное оборудование? Никто конкретно. Да и зачем они нужны? Дело в том, что символом серийного производства является механический пресс. А кому нужны были прессы для серийного производства в то время, если его порой даже штучного не было? Никому. Китайские товарищи организовали тогда скупку российских прессов. Молодцы! Если бы не они, даже и эти бы прессы ушли туда, куда ушли остальные - на металлолом. А что такое был металлолом тогда? Тогда это было больше, чем Клондайк. Европа и Китай огромными судами и длинными составами вывозили из России этот ценный ресурс. Так что массовое производство китайских товаров в девяностые имело в своем фундаменте и российские прессы тоже, и российский металлолом. Распродали и утилизировали прессы настолько эффективно, что когда в нулевые бизнес хватился, то было поздно. Всё продали, и пришлось ввозить из-за рубежа.
Спрашивается, когда же я начну писать об эрзацах? Да вот я к ним и пришел. Когда у вас нет ресурсной базы, нет кадров, нет оборудования, то вы не способны создавать новую технику и производить ее серийно. Что вам остается? Остается только модернизировать ранее выпущенную, или же делать эрзацы.
Эрзацы в современной России и эффективные менеджеры - неотделимы. Каковы могут целеполагания эффективных менеджеров современной России? Забота о стране? Или распилить и втюхать? Сами выберите ответ, который вам больше нравится. Можно ли совместить "заботу о стране" с "распилить и втюхать"? Нельзя. "Распилить и втюхать" подавит в конечном итоге любую заботу о стране.
Я не собираюсь и далее "растекаться мыслью по древу", а собираюсь привести один конкретный пример. Это российское 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С40 или «Флокс». Первый образец создан и показан в 2016 году. В "Военном обозрении" можно прочитать мой комментарий к статье об этом эрзаце. Я тогда написал, что это позор!
В начале 2022 было объявлено, что эта система пошла в серийное производство. С этого момента позор перешел в понятие эрзац. Теперь это уже как бы и не позор. Позор остался до 2022 года, и остался там навсегда.
Кратко пробегусь об этом эрзаце. На автомобиль "Урал" установили 120-мм орудие 2Б16. Почему именно его. Да только потому, что это легкое орудие с энергией отката ствола, еще как-то позволяющего установить его подобным образом на шасси "Урала". Само орудие создавалось исключительно для десантных подразделений, а потому и количество их было незначительным, и цена его намного ниже гаубиц 152-мм. На базе этого орудия создавались и самоходные орудия, но, опять-таки, исключительно для десанта.
Если бы "Флоксы" выпустили против партизанский армий, то я бы и слова не сказал, но против советских гаубиц 122-152мм (на вооружение ВСУ), или против "Цезарей", не говоря уже о полученных ВСУ шведских "Арчеров" - это как идти с луками на врага вооруженного ружьями (одна только дальность стрельбы чего стоит). "Флокс" - ничуть не десантное вооружение. А заряжающих туда следует набирать из цирка. Одним словом - цирк. Кстати, циркачей понадобится много, потому что они на этом "Флоксе", как на помосте, экспонированы всем возможным осколкам, которые могут попасть им даже в пятки. Нет, у меня больше нет терпения говорить об этом. "...Пойду лягу в постель. Забудусь сном... Нет, не могу... Пойду, приму триста капель эфирной валерьянки."
Когда я увидел, какие вооружения были применены весной 2022, я произнес фразу, ставшую крылатой "в бой пошли одни старики". Сейчас я бы добавил к старикам еще и эрзацы.
Я не буду ничего говорить об Арматах или СУ-57. Их на фронте сегодня нет, потому что их серийного производства нет. Сегодня все новинки должны применяться на сегодняшнем фронте. Завтра они уже устареют, и будут точно не нужны. Если их нет сегодня, значит их нет в серии. А почему их нет в серии, я уже вкратце описал выше.
И в завершение этой части об эрзацах я не могу не упомянуть о дятлах.
После того, как Дмитрия Рогозина убрали из Роскосмоса в безработные, тот приехал на фронты СВО с поделкой, которую пресса окрестила прицелом для буксируемого миномета. После публикации той новости в "Военном Обозрении" я в комментариях от души потоптался на этом его - нет, не эрзаце, а именно - "вундерваффе". Этот человек не знает, что такое миномет, не знает, для чего он предназначен, не знает как он работает. Да, у него есть журналистское образование и ученая степень доктора технических наук. Да, он руководил всей российской оборонкой с 2011 по 2018 год, после чего его понизили на руководителя "Роскосмосом", который он курировал и предыдущие семь лет. И вот, этот, некогда самый главный "оборонщик", как коробейник, скитается по фронтовым тылам, пытаясь втюхать никому не нужные безделушки. Безделушки его никому не нужны, но пиар работает. После известного ранения его сделали сенатором от освобожденных территорий. Полагаю, что к производственным отраслям и к наукам его больше на минометный выстрел не подпустят.
Когда я вижу дятла на дереве, я задумываюсь: а думают ли они в процессе долбления, или же у них думалка не в голове?
В следующей части я буду говорить о войне эрзацев.