7 апреля 1946 года в г. Арлингтон в семье Уинстон родился мальчик, которого назвали Стэном.
Это был самый обычный ребенок: веселый, задиристый, хулиган. Любил мультики и ужастики, на Хеллоуин наряжался в страшные костюмы и отправлялся пугать сверстников. В свободное время рисовал и увлекался музыкой, но не сразу решил связать свою жизнь с искусством.
После школы по настоянию родителей он поступил на медицинский факультет. Казалось, впереди маячит неплохое будущее, но уже через год Стэн пожалел о своем выборе. Юноша мечтал творить, сниматься в кино, а не изучать анатомию человека. Родители были не в восторге от решения сына, но препятствовать и отговаривать не стали. Уинстон окончил факультет искусств и отправился покорять кинематограф.
Мечтая блистать на сцене, он ходил на различные кастинги, но так и не получил заветного приглашения. Сложившаяся ситуация угнетала Стэнли и не известно, как бы сложилась его дальнейшая жизнь, если бы не случайность.
Однажды, сидя в кинотеатре и наблюдая над происходящим на экране, он вдруг задумался: "а что, если стать не актёром, а художником по гриму?" Рисовать он любил и умел, придумывать образы начал еще в детстве, а в университете и вовсе гримировал актеров.
Поразмыслив, Уинстон начал искать курсы по сценическому гриму. Как раз в это время набирала группу студия профессиональной ассоциации. Стэн наскоро загримировал друзей и отправил портфолио, особо и не надеясь на успех, но его работы заметили и приняли в состав учащихся.
После окончания курсов Уинстон подрабатывал стажёром в компании Уолта Диснея, а в 1972 году открыл собственную студию Stan Winston Studio.
Тогда же он, совместно с коллегами, получил и свою первую награду -"Эмми" за создание персонажей для телефильма Билла Л. Нортона "Горгульи".
Спустя еще год превратил 50-летнюю Сисели Тайсон в 110-летнюю героиню телефильма "Автобиография мисс Джейн Питтман". Работа была очень кропотливой. Полтора месяца гример разрабатывал образ женщины вплоть до зрачков глаз. Нанесение "маски" занимало до 5 часов и стоит только поаплодировать терпению актрисы и самих гримеров.
За это перевоплощение Стэн заработал вторую "Эмми".
А вот первая номинация на "Оскар" была за фильм "Побег роботов".
В 1982 году вышел кукольный фильм режиссёров Джима Хэнсона и Фрэнка Оза "Темный кристалл", который произвёл на Уинстона невероятное впечатление.
Несмотря на то, что компьютерные спецэффекты развивались со скоростью света, Уинстон и до этого предпочитал аниматроников. Но именно "Темный кристалл" помог убедиться ему в правильности своего решения.
Безусловно, Стэн не стал первопроходцем в использовании, но именно он вывел их на новый уровень. При этом никогда не делал работу спустя рукава, считая, что если возникает необходимость использовать куклу, нужно делать это настолько достоверно, чтобы у зрителя не возникало и тени сомнения в том, что он видит живое существо.
В этом же году к Стэну обратился Роб Боттин - постановщик визуальных эффектов и мастер по гриму. Специалист работал над фильмом Джо Карпентера "Нечто" и был настолько завален работой, что предложил Стэну взять на себя собаку. Результат вышел великолепно ... отвратительным, поэтому для впечатлительных публиковать фото мы не будем.
Самый значимый в его жизни случай произошел в 1984 году, когда счастливое стечение обстоятельств и другой более знаменитый и титулованный гример предоставили Уинстону возможность взойти на вершину голливудского Олимпа и увидеть свое имя рядом с такими мастодонтами как Дик Смит и Рик Бейкер.
Именно с Дика и началась эта история. Джеймс Кэмерон готовился снимать фильм "Терминатор". Мечты и хотелки были совсем не простыми, поэтому режиссёр сразу обратился к художнику по гриму Дику Смиту.
Дик Смит - легенда пластического грима Голливуда, гример-новатор, учитель не менее знаменитого Рика Бейкера.
Кэмерон показал Дику свои разработки. Необходимо отметить, что задумки были действительно грандиозными, но как бы не понравилась Дику идея, воплотить ее он не мог - его мастерская просто не справилась бы с таким масштабом производства. Смит не отказал Кэмерону, но посоветовал сначала обратиться к Стэну Уинстону.
Так началась история многолетнего сотрудничества двух мэтров, ведь найдя такого же бешеного энтузиаста как и сам, Кэмерон уже не вернулся к Дику.
К тому времени Стэн почти полностью переключился на создание кукол и тоже мечтал создать первого радиоуправляемого робота. Он, в свою очередь, поделился с Джеймсом своими идеями и было принято решение создать полноразмерный эндоскелет.
Работы предстояло много. Набрали молодых гримеров, каждой группе дали свое задание. А Уинстон с Кэмероном "по частям" собирали образ Терминатора. И словосочетание "по частям" здесь используется совершенно не для красного словца. Два создателя в буквальном смысле лазили по техническим свалкам и искали всевозможные детали. Уже на месте пробовали использовать их в скелете робота.
Уинстон всегда слыл прекрасным работодателем, но именно сформированная для 'Терминатора" команда так и осталась с ним до самой его смерти и участвовала во всех немыслимых проектах.
Фильм принес славу не только Кэмерону и Шварценеггеру, чья карьера резко взлетела ввысь, но и Стэну.
Поэтому не удивительно, что через 2 года, задумав сиквел хоррора "Чужой", Кэмерон сразу обратился к нему. Сотрудники Уинстона были большими фанатами первой части, поэтому без раздумий согласились участвовать в продолжении.
Режиссёр озвучил задачу: для общего плана можно использовать компьютерную анимацию, для крупных нужна полноразмерная марионетка Королевы. Стэн идею оценил, правда, сомневался, что сможет создать двигающуюся четырехметровую куклу.
Решение предложил Джеймс: подвесить чудовище краном, внутрь посадить 2 человек, которые будут двигать 4 лапами. Все остальные движения должны были выполняться с помощью гидравлики.
Уинстон счел, что Джеймс сошел с ума, но других идей не было, поэтому решили рискнуть. Сначала сделали пробный вариант из мусорных мешков и скотча, и на удивление, конструкция работала. Затем перешли к 4-х метровой фигуре.
Создали скелет-арматуру, покрыли ее пенопластом, придумали 2 головы для разных кадров. Заодно обновили и костюмы остальных ксеноморфов.
Усилия не прошли даром и Стэн получил свой первый "Оскар".
Сразу после "Чужих" Джон Мактирнан пригласил Уинстона в "Хищника" для разработки внешнего вида инопланетного существа. Изначально придуманный костюм выглядел совсем не так, как хотелось. Вместо "охотника" получился жукообразный монстр с длинной шеей и клыками.
Совершенно случайно Стэну на глаза попалась картина с изображённым на ней воином с копьём и дредами. "Вот он - готовый образ", - подумал гример и нарисовал хищника со жвалами. Идею с клешнями на нижней челюсти подсказал Джеймс Кэмерон.
В последующие 20 лет Стэн Уинстон был одним из самых востребованных мастеров спецэффектов и грима, а в 1989 году попробовал себя и в качестве режиссера. Его фильм "Тыквоголовый" особого успеха среди зрителей не имел, но был отмечен несколькими номинациями на премию "Сатурн".
Поучаствовал Стэн и в съемках Бэтмена.
После успеха первой части студия Worner Brothers решила запустить продолжение и обратилась с предложением к Тиму Бертону. Бертон согласился на своих условиях: он поменял сценариста, операторов, художника-постановщика и обратился за спецэффектами к Стэну. Его студии было поручено создать персонажей в гротексно-"бертоновском" стиле, в частности, Пингвина.
Дэнни де Вито пришлось несладко: ему наносили несколько килограммов лицевых протезов, которые вместе с набивкой тела занимали в общей сложности около 4 часов.
Не обошлось и без главной фишки Стэна: для увеличения количества пингвинов к живым птицам добавили аниматроников и людей небольшого роста, переодетых в костюмы.
Но самая масштабная и впечатляющая работа ждала его впереди.
Для съемок "Парка Юрского периода" Спилбергу требовалось 8 разных динозавров, при этом максимально реалистичных. К работе подключились сразу несколько студий, включая Stan Winston Studio.
Стэн понятия не имел, как сделать таких больших аниматроников, но отказаться не мог. В течение года разрабатывали эскизы животных, а затем импровизировали. Лепили скульптуры из маслянистой глины и покрывали кожей из вспененной резины. Части тела надевали на механизированную конструкцию и "оживляли" с помощью гидравлики.
Сложнее всего было с тираннозавром. Масса хищника достигала 6 тонн при росте 6 метров. Чтобы двигать ее, сконструировали специальную платформу.
Фильм имел ошеломительный успех и стал отправной точкой для развития цифровых визуальных эффектов, а Стэн получил несколько наград, в том числе "Оскар" за "Лучшие визуальные эффекты", "BAFTA", и "Сатурн".
В 2000-х гг. команда Уинстона продолжала работать над многими громким проектами Голливуда: "Искусственный разум", "Перл Харбор", "Константин", "Железный человек", "Аватар"...
До самой своей смерти в 2008 году Стэн не переставал заниматься любимым делом. У него были грандиозные планы, которые, к сожалению, он не успел воплотить.
Какая работа Стэна Уинстона вам кажется самой впечатляющей?
Мы будем рады вашим комментариям и подпискам на канал, где вы найдете много интересной информации.
"Как накладывался и создавался грим необычных существ в известных фильмах"