Найти тему

Методы дрессировки знаем, а что дальше..

Мы все слышали про методы АВА терапии, точнее про то, как их применяют обычные люди в жизни, прочитав статьи и книги.. Суть в том, чтобы как-то принудить орущего и ничего не понимающего ребенка к занятиям, которые улучшать его понимание речи и качество жизни. Наша задача подобрать желаемый ребенком стимул и получить нужную реакцию, и при этом пройти по краю истерики, но не упасть в нее. В этом суть каждого занятия с точки зрения принуждения ребенка к труду.

Хочешь конфету, мультик, игрушку, парк с аттракционами..ну тогда сейчас позанимаемся, а потом приз..Схема рабочая, и на раннем этапе собственно единственная.

Затем подарки и сладости заменяются на жетоны или наклейки, а затем на словесную похвалу. На самом деле, когда родители пишут об успешном методе воспитания даже нормального ребенка, мы видим тоже самое. Отучился неделю без троек, вот тебе пицца или карманные деньги, получил тройку - сиди дома. Эта культура прямо въелась в наш мозг и звучит из каждого утюга.

Но если вначале мы имели не понимающего орущего ребенка, то через пару лет занятий мы можем получить уже не очень понимающую, плохо говорящую, но личность. И вот эти методы могут стать уже не по статусу. Ребенок начинает понимать больше, чем нам кажется, не всегда по речи, но и по интонации, по ситуации. И на этом этапе мы можем уже объяснять. Вот подсел к нам в песочницу нормальный ребенок, забрал пасочки и обхамил..Вот нам надо заниматься, чтобы ты понимала, как ответить. Или ребенок пытается включиться в игру, но его не берут, называют по-всякому. Надо больше заниматься, чтобы понимать правила и быть с ними на равных. Или вот прямо сегодня: ждем, пока ребенок наиграется в такой железный общественный ковш в песочнице. Ждём долго, ребенок ушел. Дочка начала играть с ковшом, прошла минута. Подходит хорошо говорящий умный ребенок, выпихивает дочку и говорит: "Ты давно уже играешь, теперь моя очередь". Моя отошла, потому что не поняла конструкцию, поняла только ситуацию и уступила. Вот это всё поводы объяснять ребенку, что речь - это путь к адекватной коммуникации, когда с тобой играют, но не унижают и отбирают.

Второй момент, это совесть. Вот мы с утра позанимались, потом поехали в парк с аттракционами, мороженое поели. Домой приехали, отдохнули, надо заниматься, а призы уже исчерпались. Тут на первое место выходит совесть. Мы в парк ходили, мороженое ели, так что давай, дружок, отдавай долги, садись заниматься. Главное помнить, ребенок - личность, и совесть у него тоже развивается. И вот такие моменты как раз способствует ее развитию.

Еще один момент - привычка. Если ребенок привык заниматься без истерик, то он уже не очень-то и против. Ему уже немного даже интересно, и вот этот интерес я стараюсь поддерживать. Не хочешь математику, давай почитаем или попишем. Или даю выбор вырезалок разного типа или раскрасок. Ребенок должен чувствовать, что он может выбирать, что ему хочется заниматься..

Третий этап более сложный..привить ребенку понимание бескорыстности на примере семьи. Мы в семье же делаем друг другу добро не за приз, а за радость в глазах другого. И тут мы идем маленькими шажками. Вначале утешаем других членов семьи, потом начинаем делать открытки и сюрпризы, в магазине покупаем что-то приятное каждому члену семьи...Стараемся вместе радовать других приятными мелочами..

И вот этот переход лучше осуществлять как можно раньше, как только ребенок будет хоть чуть-чуть готов. А то эта парадигма "сейчас занятия, а потом приз" настолько поглощает человека, что начинает казаться единственной. И в итоге мы можем получить неплохо скомпенсированного, но безвольного и бездушного человека, который без приза ничего делать не будет и не будет понимать смысл деятельности.