Найти тему

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): как родителям понять, что чувствует ребенок; что делать и как помочь (простые советы)

Фото:Canva
Фото:Canva

Когда в семье растет ребёнок с СДВГ, то вся семья находится в постоянном ожидании катарсиса или в процессе устранений его последствий. В этой статье я собрала простые, но важные рекомендации для родителей детей с СДВГ. Вы можете прочитать по ссылке новую статья о "Положительном и отрицательном подкреплении в воспитании детей"

СДВГ - характеризуется преобладанием в центральной нервной системе процессов возбуждения над процессами торможения. Лобные доли головного мозга «созревают» с опозданием. Отсюда и все проблемы детей с СДВГ. Именно, лобные доли обеспечивают мотивацию, планирование и исполнение цели и целенаправленное поведение.

Исследования последних лет показывают, что повреждения обнаруживаются в таких отделах ЦНС:

  • ассоциативная кора больших полушарий;
  • базальные ганглии;
  • таламус;
  • мозжечок;
  • префронтальная кора.

Если вы не верите в СДВГ, то представьте, вы пришли с работы и думаете: «Сейчас приготовлю ужин и лягу спать пораньше». ВДРУГ! Звонок в дверь, ваши родственники из Калуги решили устроить вам сюрприз! Ну ладно, не выгонять же их, вы начали накрывать на стол. ВДРУГ! Вам позвонил сосед и попросил передвинуть машину, т.к. она мешает проехать грузовой Газели. Вы спускаетесь во двор, заводите машину. ВДРУГ! К вам подбегает другой сосед и кричит, что его беременной жене плохо, скорая не едет, и просит отвезти ее в больницу.

Или же другой пример, вы сидите дома и делаете срочный отчет, а в это время в соседней комнате домочадцы празднуют День Рождение! Кстати, родственники из Калуги тут как тут))) В соседней комнате люди веселятся, смеются, а вы тут сидите с экселем. Тем более, что каждые 5 минут в комнату кто-то заглядывает и спрашивает: «Ну скоро еще?», «Айда веселиться!» Даже взрослому человеку будет трудно концентрировать внимание на работе.

Да, это утрированные примеры, но ребёнок с СДВГ чувствует себя, примерно, так же. Он отвлекается, потому что его мозг не может долго концентрировать внимание на одной деятельности, он постоянно отвлекается. А тем более если эта деятельность скучная, например, уроки. Уроки - дело скучное, с этим не поспоришь.

Советы:

  1. Проявляйте достаточно твердости и последовательности. Если сказали «нет», значит «нет». Не обещайте лишь бы ребенок отстал, объясните почему «нет». Объясняйте столько раз, сколько потребуется.
  2. Говорите всегда медленно, спокойным голосом. Вы - ориентир для ребенка. Если родители сами эмоционально нестабильны, то что вы ждете от детской психики?
  3. Дети с СДВГ игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Используйте «позитивную модель» в воспитании. Хвалите его при каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. А кричать и ругать ребенка - бесполезно, это даст короткий эффект.
  4. Не давайте ребенку категорических указаний. Следите, чтобы в ваших просьбах и указаниях не было непрерывного отрицательного реагирования. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет», «нельзя». Любое «нет» и «нельзя» объясняйте и аргументируйте. Это вы знаете, что лить воду с балкона 4 этажа - не хорошо, а ребенок - нет.
  5. Забудьте про завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Примите свое ребенка таким, какой он есть. Задача родителей ребенка с СДВГ научить ребенка социальным нормам, самоконтролю и саморегуляции.
  6. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям. Сначала выясните, понял ли ребенок задание и требование, сможет ли он его выполнить.
  7. Минимизируйте гаджеты, как правило, они способствуют еще большему эмоциональному возбуждению. А у детей с СДВГ нарушены процессы торможении и возбуждения.
  8. Следите за сном. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. Ребенку с СДВГ важен режим дня, для него это ориентир.
  9. Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему вознаграждения. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе. Наказание - это не крик и не физическое наказание. Лучше введите такую систему: «Если сделаешь то-то, то посмотришь мультики, если не сделаешь, то мультиков не будет».
  10. Как вы уже поняли физическими наказаниями мало чего можно добиться. Это только временный результат. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе.
  11. Спорт - это хорошо, детки могут выплеснуть всю свою энергию, плавание идеально подходит для них, к тому же вода - это сенсорная стимуляция.

Ваше спокойствие - лучший пример для подражание. Устойчивый взрослый - это главная опора для ребенка с СДВГ. В ближайших постараюсь составить школьные советы для детей с СДВГ. Статья уже на канале, можете прочитать ее здесь. Подписывайтесь, следите за постами, ставьте лайки.

В центрах «Аист» (города Артем, Владивосток и Хабаровск) работают с детьми с СДВГ, мы применяем нейрокоррекционные методики, которые учат головной мозг работать правильно.