Найти в Дзене

По воде на воздухе

Исследования по преодолению силы трения при движении по воде и суше велись учеными разных стран на протяжении долгого времени. Введение воздуха под транспортное средство представлялось одной из весьма перспективных идей. Опыты с такими аппаратами начались еще в конце XIX века, но научную основу для использования воздушной подушки заложил К.Э. Циолковский в своей работе «Трение и сопротивление воздуха», написанной в 1926 году. С этого момента создание эффективных транспортных средств на воздушной подушке стало лишь вопросом времени. Прогресс часто обусловлен военной необходимостью, и первыми успешными образцами, как и многие нынешние разработки, были именно военные транспортные средства.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

В Советском Союзе первый катер на воздушной подушке Л-1 был испытан на воде в 1934 году благодаря усилиям талантливого конструктора Владимира Левкова (1895–1954), который стремился создать высокоскоростные катера для военных нужд. В 1937 году появился Л-5 — полностью металлическая боевая машина весом 8,6 тонн с экипажем из трех человек, оснащенная пулеметами ДШК и вооруженная торпедами или глубинными бомбами. Она могла достигать скорости до 135 км/ч даже при волнах до 5 баллов, легко перемещаясь по пескам, льду и болотам. Записи в журналах военно-морских сигнальщиков выглядели так: «Торпедный катер выкатился на берег и исчез в лесу…». Несмотря на явные преимущества и планы по дальнейшему развитию, все исследования и разработки, сосредоточенные в Ленинграде, были прерваны войной. После войны катера Левкова в Кронштадте признали устаревшими и уничтожили, а единственный экземпляр в Москве сожгли в 1941 году.

В результате, идея транспортировки на воздушной подушке чаще ассоциируется с именем сэра Кристофера Кокерелла (1910—1999), чье экспериментальное судно пересекло Ла-Манш 25 июля 1959 года, открывая новую эпоху в развитии таких транспортных средств. Первоначально они использовались для военных нужд, но позже нашлись и гражданские применения. На сегодняшний день крупнейшим в мире судном на воздушной подушке является советский амфибийно-десантный корабль «Зубр», который может доставить на берег три танка Т-80 или 360 морских пехотинцев со скоростью до 60 узлов.

Кроме того, стоит отметить экранный эффект, являющийся частным случаем воздушной подушки и возникающий при аэродинамическом полете на малой высоте. В этой области СССР также занимал лидирующие позиции, а гигантский противокорабельный экраноплан «Лунь» вызывал наибольшую тревогу у потенциальных противников. После распада СССР проект был признан чрезмерно затратным для дальнейшего развития, как в военных, так и в гражданских целях. Представители компании «Боинг» и вероятно американской разведки ознакомились с наработками по созданию экранопланов, и с 2003 года информации об этом проекте от «Боинга» нет. Это может означать как закрытие темы, так и достижение каких-то результатов, о которых пока неизвестно широкой общественности.

Катер Л-1, созданный В. И. Левковым, готовится к новым испытаниям на Плещеевом озере в 1935 году. Он представлял собой две деревянные лодки, соединенные платформой, общей массой около 2 тонн. Мощность ему придавалась двумя авиационными двигателями, благодаря которым он развивал скорость до 110 км/ч.
Катер Л-1, созданный В. И. Левковым, готовится к новым испытаниям на Плещеевом озере в 1935 году. Он представлял собой две деревянные лодки, соединенные платформой, общей массой около 2 тонн. Мощность ему придавалась двумя авиационными двигателями, благодаря которым он развивал скорость до 110 км/ч.

 Собственноручно нарисованная В. И. Левковым идея транспортно-десантного катера на воздушной подушке. Середина 1930-х.
Собственноручно нарисованная В. И. Левковым идея транспортно-десантного катера на воздушной подушке. Середина 1930-х.
 Боевой катер на воздушной подушке Л-5 на стапеле, 1937.
Боевой катер на воздушной подушке Л-5 на стапеле, 1937.
 Испытания катера Л-5. Копорская губа Финского залива, осень 1937.
Испытания катера Л-5. Копорская губа Финского залива, осень 1937.
 Катер Л-5 на стенде наземных испытаний.
Катер Л-5 на стенде наземных испытаний.
 Чертеж первого работоспособного судна на воздушной подушке Кристофера Кокерелла — SR.N1 (построено в 1959).
Чертеж первого работоспособного судна на воздушной подушке Кристофера Кокерелла — SR.N1 (построено в 1959).
 Советский десантный катер на воздушной подушке «Скат» (проект 1205) из состава Амурской военной флотилии, 1982.
Советский десантный катер на воздушной подушке «Скат» (проект 1205) из состава Амурской военной флотилии, 1982.
На последней стоянке в Музее военно-морского флота в Москве находится катер «Скат». Проект 1205, разработанный конструкторским бюро «Алмаз», предназначался для транспортировки 40 бойцов десанта. Начал эксплуатироваться в 1969 году. Его предельная скорость составляет 49 узлов, а дальность плавания достигает 200 миль.
На последней стоянке в Музее военно-морского флота в Москве находится катер «Скат». Проект 1205, разработанный конструкторским бюро «Алмаз», предназначался для транспортировки 40 бойцов десанта. Начал эксплуатироваться в 1969 году. Его предельная скорость составляет 49 узлов, а дальность плавания достигает 200 миль.

На борту десантного корабля катер «Кальмар» — одно из творений ПКБ «Алмаз» (проект 1206), выпускавшийся с 1972 по 1985 год. Этот катер может развивать скорость до 55 узлов и способен перевозить один танк Т-54, два ПТ-76, 120 десантников или 37 тонн груза. В Каспийской флотилии остаются на вооружении две такие единицы.
На борту десантного корабля катер «Кальмар» — одно из творений ПКБ «Алмаз» (проект 1206), выпускавшийся с 1972 по 1985 год. Этот катер может развивать скорость до 55 узлов и способен перевозить один танк Т-54, два ПТ-76, 120 десантников или 37 тонн груза. В Каспийской флотилии остаются на вооружении две такие единицы.
Катер на воздушной подушке Griffon 2000 TDX состоит на вооружении Королевского ВМФ Великобритании с начала 1990-х годов. Военные и патрульные модификации этого судна также используются вооружёнными силами Бельгии, Колумбии, Литвы, Пакистана, Перу, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии. Судно способно развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 20 человек.
Катер на воздушной подушке Griffon 2000 TDX состоит на вооружении Королевского ВМФ Великобритании с начала 1990-х годов. Военные и патрульные модификации этого судна также используются вооружёнными силами Бельгии, Колумбии, Литвы, Пакистана, Перу, Польши, Финляндии, Швеции и Эстонии. Судно способно развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 20 человек.
 Один из выпущенных компанией Griffon Hoverwork (Великобритания) для Колумбии военных катеров Griffon 2000TD. Катера, объединенные в «Амфибийные части для боевых действий на реках», используются для борьбы с повстанцами и наркотрафиком.
Один из выпущенных компанией Griffon Hoverwork (Великобритания) для Колумбии военных катеров Griffon 2000TD. Катера, объединенные в «Амфибийные части для боевых действий на реках», используются для борьбы с повстанцами и наркотрафиком.
 Американский десантный катер на воздушной подушке LCAC заходит на грузовую палубу американского универсального десантного корабля «Бономм Ричард», 2012 г. Фото: U.S. Navy/Adam M. Bennett.
Американский десантный катер на воздушной подушке LCAC заходит на грузовую палубу американского универсального десантного корабля «Бономм Ричард», 2012 г. Фото: U.S. Navy/Adam M. Bennett.
 Американский десантный катер LCAC разработан компанией Bell и выпускается с 1986 г. Максимальная скорость 70 узлов, с полной нагрузкой 40 узлов (74 км/ч), дальность 200 миль, предельная нагрузка 68 т.
Американский десантный катер LCAC разработан компанией Bell и выпускается с 1986 г. Максимальная скорость 70 узлов, с полной нагрузкой 40 узлов (74 км/ч), дальность 200 миль, предельная нагрузка 68 т.
 Американский десантный катер LCAC выходит на берег с грузом. Фото: U.S. Pacific Fleet.
Американский десантный катер LCAC выходит на берег с грузом. Фото: U.S. Pacific Fleet.
 Десантный катер LCAC сходит с платформы универсального десантного корабля «Иво Джима», 2006. Фото: U.S. Navy/John Skrzyniarz.
Десантный катер LCAC сходит с платформы универсального десантного корабля «Иво Джима», 2006. Фото: U.S. Navy/John Skrzyniarz.
 Десантный катер LCAC с полностью загруженной палубой «слетает» с берега, чтобы доставить груз на корабль. Маневры Kernel Blitz 1997. Фото: U.S. Navy/Michael D. Degner.
Десантный катер LCAC с полностью загруженной палубой «слетает» с берега, чтобы доставить груз на корабль. Маневры Kernel Blitz 1997. Фото: U.S. Navy/Michael D. Degner.
 Танк «Абрамс» M1A1 сходит с «запарковавшегося» на берегу десантного катера LCAC, который доставил его с борта универсального десантного корабля «Иво Джима». Фото: U.S. Navy/Robert J. Fluegel.
Танк «Абрамс» M1A1 сходит с «запарковавшегося» на берегу десантного катера LCAC, который доставил его с борта универсального десантного корабля «Иво Джима». Фото: U.S. Navy/Robert J. Fluegel.
 Крупнейшее в мире судно на воздушной подушке — по нашей терминологии «малый десантный корабль» проекта 1232.2 «Зубр».
Крупнейшее в мире судно на воздушной подушке — по нашей терминологии «малый десантный корабль» проекта 1232.2 «Зубр».
 С носовой аппарели «Зубра» сходит танк. За ним может быть еще два — грузоподъемность «малого десантного корабля» достигает 150 т.
С носовой аппарели «Зубра» сходит танк. За ним может быть еще два — грузоподъемность «малого десантного корабля» достигает 150 т.
 «Зубр» по имени «Евгений Кочешков» на Военно-Морском салоне в Санкт-Петербурге, 2003.
«Зубр» по имени «Евгений Кочешков» на Военно-Морском салоне в Санкт-Петербурге, 2003.
 В августе 2013 года весь мир облетели задорные кадры любительской видеосъемки, на которой на «дикий» калининградский пляж среди бела дня вдруг вышел полный «Зубр» морпехов.
В августе 2013 года весь мир облетели задорные кадры любительской видеосъемки, на которой на «дикий» калининградский пляж среди бела дня вдруг вышел полный «Зубр» морпехов.
 Еще одна советская разработка, использовавшая эффект воздушной подушки — экранопланы (экранолеты). Ими мы обязаны гению выдающегося конструктора Ростислава Алексеева. На фото — «вышедший» на пляж транспортно-десантный экраноплан «Орленок» выгружает десант (грузоподъемность две бронемашины или до 200 человек пехоты, скорость до 500 км/ч, дальность до 1500 км).
Еще одна советская разработка, использовавшая эффект воздушной подушки — экранопланы (экранолеты). Ими мы обязаны гению выдающегося конструктора Ростислава Алексеева. На фото — «вышедший» на пляж транспортно-десантный экраноплан «Орленок» выгружает десант (грузоподъемность две бронемашины или до 200 человек пехоты, скорость до 500 км/ч, дальность до 1500 км).
 То же десантирование с «Орленка» крупным планом. Экраноплан испытывался с 1972 года. Всего было построено 5 предсерийных экземпляров. Программу массового выпуска закрыл министр обороны Соколов в 1984 г. в пользу атомного подводного флота. В 2007 г. в Каспийске все уцелевшие «Орлята» были списаны и отправлены на слом; один, поприличнее, отправился в Москву, в музей ВМФ.
То же десантирование с «Орленка» крупным планом. Экраноплан испытывался с 1972 года. Всего было построено 5 предсерийных экземпляров. Программу массового выпуска закрыл министр обороны Соколов в 1984 г. в пользу атомного подводного флота. В 2007 г. в Каспийске все уцелевшие «Орлята» были списаны и отправлены на слом; один, поприличнее, отправился в Москву, в музей ВМФ.
 Еще один оригинальный проект В. И. Левкова 1937 года — «земноводный подлетающий танк», легкая бронеамфибия на воздушной подушке, вооруженная одним пулеметом и защищенная стальной броней толщиной 10–13 мм. Два авиадвигателя М-25 обещали скорость передвижения над землей и водой до 120 км/ч. На фото — деревянный макет в масштабе 1:4. Потенциальных заказчиков проект не заинтересовал, и опытный образец не строился.
Еще один оригинальный проект В. И. Левкова 1937 года — «земноводный подлетающий танк», легкая бронеамфибия на воздушной подушке, вооруженная одним пулеметом и защищенная стальной броней толщиной 10–13 мм. Два авиадвигателя М-25 обещали скорость передвижения над землей и водой до 120 км/ч. На фото — деревянный макет в масштабе 1:4. Потенциальных заказчиков проект не заинтересовал, и опытный образец не строился.
 Реактивный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (проект 903) производит с ходу пуск противокорабельной ракеты. Скорость агрегата 500 км/ч, дальность хода 2000 км, вооружение 6 ПУ ПКР «Москит».
Реактивный экраноплан-ракетоносец «Лунь» (проект 903) производит с ходу пуск противокорабельной ракеты. Скорость агрегата 500 км/ч, дальность хода 2000 км, вооружение 6 ПУ ПКР «Москит».
 Летные испытания «Луня» начались в 1986 г. Начали строительство второго судна, однако после развала СССР и его не стали доделывать ни в военном варианте, посчитав ожидаемую боевую эффективность неудовлетворительной, ни как спасательный проект. Списанный к 2001 г. и вроде бы законсервированный «Лунь» гниет на приколе в Каспийске, его дальнейшая судьба неизвестна.
Летные испытания «Луня» начались в 1986 г. Начали строительство второго судна, однако после развала СССР и его не стали доделывать ни в военном варианте, посчитав ожидаемую боевую эффективность неудовлетворительной, ни как спасательный проект. Списанный к 2001 г. и вроде бы законсервированный «Лунь» гниет на приколе в Каспийске, его дальнейшая судьба неизвестна.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Откуда растут ласты «Ламантина» - Альтернативная История
Альтернативные корабли на воздушной подушке ближайшего будущего - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/vladimir-samarin-po-vode-na-vozduhe/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉

Наука
7 млн интересуются