Исследования по преодолению силы трения при движении по воде и суше велись учеными разных стран на протяжении долгого времени. Введение воздуха под транспортное средство представлялось одной из весьма перспективных идей. Опыты с такими аппаратами начались еще в конце XIX века, но научную основу для использования воздушной подушки заложил К.Э. Циолковский в своей работе «Трение и сопротивление воздуха», написанной в 1926 году. С этого момента создание эффективных транспортных средств на воздушной подушке стало лишь вопросом времени. Прогресс часто обусловлен военной необходимостью, и первыми успешными образцами, как и многие нынешние разработки, были именно военные транспортные средства.
В Советском Союзе первый катер на воздушной подушке Л-1 был испытан на воде в 1934 году благодаря усилиям талантливого конструктора Владимира Левкова (1895–1954), который стремился создать высокоскоростные катера для военных нужд. В 1937 году появился Л-5 — полностью металлическая боевая машина весом 8,6 тонн с экипажем из трех человек, оснащенная пулеметами ДШК и вооруженная торпедами или глубинными бомбами. Она могла достигать скорости до 135 км/ч даже при волнах до 5 баллов, легко перемещаясь по пескам, льду и болотам. Записи в журналах военно-морских сигнальщиков выглядели так: «Торпедный катер выкатился на берег и исчез в лесу…». Несмотря на явные преимущества и планы по дальнейшему развитию, все исследования и разработки, сосредоточенные в Ленинграде, были прерваны войной. После войны катера Левкова в Кронштадте признали устаревшими и уничтожили, а единственный экземпляр в Москве сожгли в 1941 году.
В результате, идея транспортировки на воздушной подушке чаще ассоциируется с именем сэра Кристофера Кокерелла (1910—1999), чье экспериментальное судно пересекло Ла-Манш 25 июля 1959 года, открывая новую эпоху в развитии таких транспортных средств. Первоначально они использовались для военных нужд, но позже нашлись и гражданские применения. На сегодняшний день крупнейшим в мире судном на воздушной подушке является советский амфибийно-десантный корабль «Зубр», который может доставить на берег три танка Т-80 или 360 морских пехотинцев со скоростью до 60 узлов.
Кроме того, стоит отметить экранный эффект, являющийся частным случаем воздушной подушки и возникающий при аэродинамическом полете на малой высоте. В этой области СССР также занимал лидирующие позиции, а гигантский противокорабельный экраноплан «Лунь» вызывал наибольшую тревогу у потенциальных противников. После распада СССР проект был признан чрезмерно затратным для дальнейшего развития, как в военных, так и в гражданских целях. Представители компании «Боинг» и вероятно американской разведки ознакомились с наработками по созданию экранопланов, и с 2003 года информации об этом проекте от «Боинга» нет. Это может означать как закрытие темы, так и достижение каких-то результатов, о которых пока неизвестно широкой общественности.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/vladimir-samarin-po-vode-na-vozduhe/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉