Найти в Дзене
Просто Училка

"В начале было слово". О недооценке речи в современной школе и о последствиях такого подхода

9:00

– Ты завтракать будешь? – мама по-хозяйски вытирает руки полотенцем.

– Не-а.

Девочка, не отрывая глаз от смартфона, вяло качает головой.

Пустынный пляж. Морская коса. Редкие палатки, марево августа. Парящие чайки, горячий песок.

Дико. Тихо. Дивно.

11:00

Поплаваем?

Ага.

13:00

– Обедать будешь?

– Суп.

13:30

– Где мой телефон?

– В палатке посмотри, ты его вроде на матрас положила, под подушку.

16:00

– Плавать пойдёшь с маской?

– Не-а.

19:00

– Ужин готов!

– Не-а!

***

Три выходных дня выдалось у репетитора. Нашли волшебное место, где и тихо, и народу нет, и море волшебное.

(В комментариях расскажу, если спросите.)

Три дня с девяти утра до семи вечера наблюдала за семьёй, приехавшей на дикий отдых.

За три дня девочка не произнесла и сотни слов.

Я весьма контактный человек. На третий день подошла к ним. Разговорились.

Задавала предметные вопросы, и на каждый из них получила ожидаемый ответ.

Алгебра 3

Геометрия 2,7

Русский язык 3,8

***

А теперь вернёмся к громкому названию статьи. Цитата взята из самой продаваемой книги в мире. (Загадка, хотя уверена, что мои постоянные читатели точно в курсе.)

В начале было Слово

Так и есть! Вы даже не представляете, насколько это верно!

***

Когда древний человек смотрел на горы, на пещеру, на саблезубого тигра, он видел, просто видел. Созерцал. Инстинктивно он грелся, инстинктивно он спасался, инстинктивно он наедался.

Начало – это тот самый момент, когда появилось первое название. Первое слово.

Это, товарищи, и есть начало сознания.

Кстати, большой вопрос, что появилось раньше: существительное или глагол.

"Вода", "камень", "еда" безусловно важные слова, но "беги", "замри" и "прячься" тоже.

(Некоторые придирчивые критики скажут, что сначала появились междометия, но я категорически не соглашусь. Набор звуков не тянет на междометие.)

Для сегодняшней статьи это не важно. Важно осознать, что

когда появилось слово, появилась мысль.

Обратите внимание, что мы с вами думаем словами. Мысль генерируется через слова. В некоторых странах люди думают картинками, но это тоже осознанная мысль. По-своему, это тоже слова.

***

Пора перейти к человеку, который за сутки выговаривает 30 лексических единиц.

Как такому человеку генерировать мысль, если:

У него ничтожно маленький словарный запас и нет речевой практики?

В этой голове есть скудный набор мыслей о быте, об учёбе, о семье, о друзьях, однако этого набора ничтожно мало для настоящей самореализации.

И для хорошей учёбы.

Такому человеку нечем думать.

Приращение слов в голове похоже на магнитный эффект. Появляющиеся слова как бы притягивают к себе другие слова, те, в свою очередь, тянут к себе новые.

И так далее. Почти до бесконечности.

Именно такую магнитную сетку я сейчас выстраиваю с одним второклассником. Подкидываю ему слова, заведомо зная, что они вызовут вопросы. Прозвучит вопрос накидаю ещё, потом ещё. И ещё сверху.

До тех пор, пока потребность в проводнике не отпадёт, а она отпадёт точно. Рано или поздно ученик сам будет осуществлять процесс магнетизации.

Но на начальном этапе проводник необходим, чтобы запустить процесс, чтобы зажечь огонь потребности в познании (не ругайтесь, что пафосно. Я предупреждала.)

И тогда ему будет чем думать. И будет успех в учёбе.

***

Переходим в плоскость любимой математики.

Зачастую бывает, что примеры ребёнок решает хорошо, а вот с задачами не складывается. Да и геометрия не получается.

Так а я о чём?! Я же об этом и говорю!

Чтобы решать задачи, надо говорить! Говорить много, регулярно и правильно! Задачи в математике это перевод с языка на математические символы! Ведь математика тоже язык! И когда вы решаете задачу, вы просто переводите текст с русского на математический!

(Ой, больная тема. Поэтому столько восклицаний.)

А если нет слов в голове, то и мыслей нет. То и думать не получится, потому что без мыслей думание не происходит.

Причём учтите, что мало знать слово. Его нужно произнести. Обязательно! В речи оно должно принять участие, иначе бессмысленно его в голове носить. Да оно и само отпадёт, если его не проговаривать.

Только через говорение усваиваются слова.

И именно говорению в школе сейчас отводится критично мало времени.

По моим наблюдениям вообще всё не очень. Ученики у репетитора разные, из разных городов, из разных школ. А тенденции схожие:

Пересказ мало. Почти не задают. А если задают, то не спрашивают.

Доклад не рассказать, а прочитать. Или на стол положить, не читая (уже не говоря о том, что доклады теперь не пишут, а печатают. То есть, вообще бесполезное задание.)

Словарные слова (нужны для увеличения словарного запаса, не только для орфографии) почти отпало это задание. Особенно за последний год заметила, что словарные диктанты куда-то делись. Обязательно напишите, как у ваших школьников с ними. Мне не везёт, что ли?

Получается, что ребята в школе почти не говорят. То, что они практически не читают, я и так знаю. А ведь именно через чтение происходит наращивание объёма слов.

***

Если не наладить мысли (мышление), мы получим людей, которые не умеют думать. Что же они тогда будут уметь? Работать руками? А тут что, думать не надо?! Как считаете, снижение объёма говорения в школе – промежуточный этап неразберихи в образовании, или сознательная акция?

Надеюсь на первое, конечно.

К слову о мыслях в современных головах. У меня есть знакомый девятиклассник. Сейчас он уже в десятый класс перешёл, а познакомились мы через мой канал на ютубе. Парень очень много помогал безрукому блогеру.

И мы много переписывались.

Боже! Что это были за сообщения! Глаза у меня выкатывались!

Поток существительных с чудовищным согласованием (падежи мимо, все шесть мимо, предлоги невпопад), прерываемый потоком глаголов. Иногда просто куча букв (всплеск эмоций. Эмоции есть, а слов для их описания не хватает.)

Порой назывные предложения (мы их когда прошли с ним, поток существительных стал выстраиваться в назывные предложения.)

Затем перешли к построению простых предложений (подлежащее плюс сказуемое).

И медленно, через силу и непривычность, мы с ним научились строить мысли. И он огромный молодец, потому что у него математика и так была относительно славная, а сдал он ОГЭ почти на пятёрку. Немножко не хватило.

В русском ожидаемая тройка, но, поверьте, это успех.

(Нет, не занимались. Иногда помогала и направляла.)

***

Что нам делать, если в школе не занимаются речью?

Разговаривать. (Сколько раз мне слово "разговаривать" написать, чтобы вы меня услышали?)

Прислушайтесь к моим словам: процесс запуска мыслей не такой уж и долгий. Вам надо регулярно "разговаривать" ребёнка, выводить его из состояния "я в домике и молчу". Добивайтесь от него предложений, пусть поначалу простых. Показывайте, как делаете это вы.

А дальше само пойдёт!

И помните:

В начале было Слово

А всё остальное гораздо проще. Вот тут точно верьте мне. Я сто раз проверяла.

***

Теперь переходим к обсуждению материала, друзья.

И поставьте, пожалуйста, оценку. Репетитор очень старался донести то важное, без чего учёба не наладится.

Всё. Жду😊👍

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.

Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏