9:00
– Ты завтракать будешь? – мама по-хозяйски вытирает руки полотенцем.
– Не-а.
Девочка, не отрывая глаз от смартфона, вяло качает головой.
Пустынный пляж. Морская коса. Редкие палатки, марево августа. Парящие чайки, горячий песок.
Дико. Тихо. Дивно.
11:00
– Поплаваем?
– Ага.
13:00
– Обедать будешь?
– Суп.
13:30
– Где мой телефон?
– В палатке посмотри, ты его вроде на матрас положила, под подушку.
16:00
– Плавать пойдёшь с маской?
– Не-а.
19:00
– Ужин готов!
– Не-а!
***
Три выходных дня выдалось у репетитора. Нашли волшебное место, где и тихо, и народу нет, и море волшебное.
(В комментариях расскажу, если спросите.)
Три дня с девяти утра до семи вечера наблюдала за семьёй, приехавшей на дикий отдых.
За три дня девочка не произнесла и сотни слов.
Я весьма контактный человек. На третий день подошла к ним. Разговорились.
Задавала предметные вопросы, и на каждый из них получила ожидаемый ответ.
Алгебра – 3
Геометрия – 2,7
Русский язык – 3,8
***
А теперь вернёмся к громкому названию статьи. Цитата взята из самой продаваемой книги в мире. (Загадка, хотя уверена, что мои постоянные читатели точно в курсе.)
В начале было Слово
Так и есть! Вы даже не представляете, насколько это верно!
***
Когда древний человек смотрел на горы, на пещеру, на саблезубого тигра, он видел, просто видел. Созерцал. Инстинктивно он грелся, инстинктивно он спасался, инстинктивно он наедался.
Начало – это тот самый момент, когда появилось первое название. Первое слово.
Это, товарищи, и есть начало сознания.
Кстати, большой вопрос, что появилось раньше: существительное или глагол.
"Вода", "камень", "еда" – безусловно важные слова, но "беги", "замри" и "прячься" – тоже.
(Некоторые придирчивые критики скажут, что сначала появились междометия, но я категорически не соглашусь. Набор звуков не тянет на междометие.)
Для сегодняшней статьи это не важно. Важно осознать, что
когда появилось слово, появилась мысль.
Обратите внимание, что мы с вами думаем словами. Мысль генерируется через слова. В некоторых странах люди думают картинками, но это тоже осознанная мысль. По-своему, это тоже слова.
***
Пора перейти к человеку, который за сутки выговаривает 30 лексических единиц.
Как такому человеку генерировать мысль, если:
У него ничтожно маленький словарный запас и нет речевой практики?
В этой голове есть скудный набор мыслей о быте, об учёбе, о семье, о друзьях, однако этого набора ничтожно мало для настоящей самореализации.
И для хорошей учёбы.
Такому человеку нечем думать.
Приращение слов в голове похоже на магнитный эффект. Появляющиеся слова как бы притягивают к себе другие слова, те, в свою очередь, тянут к себе новые.
И так далее. Почти до бесконечности.
Именно такую магнитную сетку я сейчас выстраиваю с одним второклассником. Подкидываю ему слова, заведомо зная, что они вызовут вопросы. Прозвучит вопрос – накидаю ещё, потом ещё. И ещё сверху.
До тех пор, пока потребность в проводнике не отпадёт, а она отпадёт точно. Рано или поздно ученик сам будет осуществлять процесс магнетизации.
Но на начальном этапе проводник необходим, чтобы запустить процесс, чтобы зажечь огонь потребности в познании (не ругайтесь, что пафосно. Я предупреждала.)
И тогда ему будет чем думать. И будет успех в учёбе.
***
Переходим в плоскость любимой математики.
Зачастую бывает, что примеры ребёнок решает хорошо, а вот с задачами не складывается. Да и геометрия не получается.
Так а я о чём?! Я же об этом и говорю!
Чтобы решать задачи, надо говорить! Говорить много, регулярно и правильно! Задачи в математике – это перевод с языка на математические символы! Ведь математика – тоже язык! И когда вы решаете задачу, вы просто переводите текст с русского на математический!
(Ой, больная тема. Поэтому столько восклицаний.)
А если нет слов в голове, то и мыслей нет. То и думать не получится, потому что без мыслей думание не происходит.
Причём учтите, что мало знать слово. Его нужно произнести. Обязательно! В речи оно должно принять участие, иначе бессмысленно его в голове носить. Да оно и само отпадёт, если его не проговаривать.
Только через говорение усваиваются слова.
И именно говорению в школе сейчас отводится критично мало времени.
По моим наблюдениям вообще всё не очень. Ученики у репетитора разные, из разных городов, из разных школ. А тенденции схожие:
Пересказ – мало. Почти не задают. А если задают, то не спрашивают.
Доклад – не рассказать, а прочитать. Или на стол положить, не читая (уже не говоря о том, что доклады теперь не пишут, а печатают. То есть, вообще бесполезное задание.)
Словарные слова (нужны для увеличения словарного запаса, не только для орфографии) – почти отпало это задание. Особенно за последний год заметила, что словарные диктанты куда-то делись. Обязательно напишите, как у ваших школьников с ними. Мне не везёт, что ли?
Получается, что ребята в школе почти не говорят. То, что они практически не читают, я и так знаю. А ведь именно через чтение происходит наращивание объёма слов.
***
Если не наладить мысли (мышление), мы получим людей, которые не умеют думать. Что же они тогда будут уметь? Работать руками? А тут что, думать не надо?! Как считаете, снижение объёма говорения в школе – промежуточный этап неразберихи в образовании, или сознательная акция?
Надеюсь на первое, конечно.
К слову о мыслях в современных головах. У меня есть знакомый девятиклассник. Сейчас он уже в десятый класс перешёл, а познакомились мы через мой канал на ютубе. Парень очень много помогал безрукому блогеру.
И мы много переписывались.
Боже! Что это были за сообщения! Глаза у меня выкатывались!
Поток существительных с чудовищным согласованием (падежи мимо, все шесть мимо, предлоги невпопад), прерываемый потоком глаголов. Иногда просто куча букв (всплеск эмоций. Эмоции есть, а слов для их описания не хватает.)
Порой назывные предложения (мы их когда прошли с ним, поток существительных стал выстраиваться в назывные предложения.)
Затем перешли к построению простых предложений (подлежащее плюс сказуемое).
И медленно, через силу и непривычность, мы с ним научились строить мысли. И он огромный молодец, потому что у него математика и так была относительно славная, а сдал он ОГЭ почти на пятёрку. Немножко не хватило.
В русском ожидаемая тройка, но, поверьте, это успех.
(Нет, не занимались. Иногда помогала и направляла.)
***
Что нам делать, если в школе не занимаются речью?
Разговаривать. (Сколько раз мне слово "разговаривать" написать, чтобы вы меня услышали?)
Прислушайтесь к моим словам: процесс запуска мыслей не такой уж и долгий. Вам надо регулярно "разговаривать" ребёнка, выводить его из состояния "я в домике и молчу". Добивайтесь от него предложений, пусть поначалу простых. Показывайте, как делаете это вы.
А дальше само пойдёт!
И помните:
В начале было Слово
А всё остальное гораздо проще. Вот тут точно верьте мне. Я сто раз проверяла.
***
Теперь переходим к обсуждению материала, друзья.
И поставьте, пожалуйста, оценку. Репетитор очень старался донести то важное, без чего учёба не наладится.
Всё. Жду😊👍
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.
Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏