Найти тему
Квартирка в СССР

Как два советских студента угнали самолёт в Турцию, но потом передумали и вернулись

Турецкая пресса об угоне самолёта. Фото: www.crimea.ria.ru
Турецкая пресса об угоне самолёта. Фото: www.crimea.ria.ru

Если верить интернету, то первая попытка угона самолета произошла в СССР 8 января 1954 года.

Скриншот записи
Скриншот записи

Как видно на скриншоте, угоны совершали не только с целью побега из страны, но и, например , чтобы протаранить дом супруги-изменницы. Кстати, самый гуманный суд в мире за это дал наказание в три года лишения свободы. В течение следующих 16 лет было предпринято более десяти попыток. Все они были неудачными.

Впервые удалось успешно пересечь границу СССР 15 октября 1970 года. Житель Литвы Пранас Бразинскас и его несовершеннолетний сын Альгирдас заставили пассажирский самолет Ан-24, летевший из Батуми в Сухуми, лететь в Турцию. Правда в этот раз угон был с применением оружия. В результате обстрела была убита 20-летняя стюардесса Надежда Курченко, другие члены экипажа, в том числе пилот, получили ранения.

Следующий инцидент произошёл всего через 12 дней после того, как Бразинскасы угнали самолет. Успешный перелёт из Крыма в Турцию совершили два студента.

И эта была не первая их попытка покинуть пределы Родины. Первые две были организованы при помощи плавсредств и оказались неудачными.

В 1969-м они уже пытались сбежать в США через Турцию на круизном лайнере "Армения", а затем на лайнере "Украина". Первый раз помешал приступ морской болезни, второй раз бдительный матрос.

Этими упорными ребятами были два студента – Виталий Поздеев и Николай Гилев. По совместительству они были двоюродными братьями. Мальчики из семей достаточно обеспеченных. В то время у них были одежда, магнитофоны и мотоциклы, о которых большая часть советской молодежи только мечтать могла. Но они не были довольны своей жизнью и хотели бежать на Запад.

Выехать заграницу в СССР было непросто. Необходимо было получить разрешение на выезд из страны. Получить разрешение на выезд в капстрану было делом практически безнадёжным.

Что делать? По морю не получается, официально не уедешь. Братья решили угнать самолёт. Большой пассажирский лайнер они не рассматривали, остановили свой выбор на четырёхместном варианте. Тогда самолеты чешской компании "Морава" совершали перевозку пассажиров на короткие расстояния, как такси. Самолет, который очень подходил для пассажиров без тяжелого груза, мог пролететь более 1700 км, несмотря на свои скромные характеристики.

Оказавшись на борту, угонщики намеревались взять управление на себя. Поэтому Николай Гилёв отправился на курсы пилотов при Обществе добровольной помощи армии, авиации, флоту и приобрёл необходимые навыки. Кроме того, Николай, несколько раз пролетел из Керчи в Краснодар и обратно, обратил внимание на движения пилота и навигационные приборы.

В середине октября 1970-го года братья узнали об угоне самолета Бразинскасами и поняли, что этот инцидент может заставить государство принять дополнительные меры безопасности. Пришлось пересмотреть планы. Остановились на 27-м октября.

Виталий и Николай купили четыре из четырех билетов на «Мораву», летящую из Керчи в Краснодар. Лишние пассажиры им были не нужны. Но всё пошло не так, как и с попытками морских побегов. Увидев, что незадолго до вылета зарегистрировались всего два человека, сотрудники аэропорта продали один из билетов товарищу Дербенёву. Таким образом, в самолете появляется еще один дополнительный мужчина. Планов решили всё-таки не менять.

Дербенёв сел впереди рядом с пилотом, двоюродные братья – на заднем сиденье. Вскоре после того, как самолет взлетел, лишнему пассажиру пригрозили ножом и надели на него наручники. Пилоту Алексею Минченко надели на голову мешок и заставили пересесть. Дальше самолетом управлял Гилёв, но не долго. Прежде, чем перелёт подошёл к концу наступила темнота и он стал сомневаться, что сможет сам посадить самолет. Пилот снова оказался за рулем и приземлил «Мораву» на авиабазе США под Синопом.

Самолет, пилот и третий пассажир вернулись в СССР через 15 дней, а Гилёв и Поздеев остались в Турции. После этого произошли самые интересные и удивительные события, которые выделяют этот угон самолета среди остальных.

Сначала турки подумали, что двоюродные братья могут быть советскими шпионами, и допросили их. Поверив, что это не так, они передали их американцам. Американцы также задавали молодым людям вопросы о военных секретах СССР и секретных объектах. Оказалось, что "шпионы" абсолютно ничего не знают по этим вопросам. В результате интерес к ним пропал.

Несмотря на требования Москвы, Турция предоставила убежище Гилеву и Поздееву, и их поместили в казармы для беженцев в Стамбуле. Не о такой жизни они мечтали. Да и цель у них была жить не в Турции, а в Америке. Посольство же США не спешило выдавать перебежчикам визы. Молодые люди были разочарованы тем, что их встретили не так, как они ожидали. Конечно, несколько дней о них писали турецкие и западные СМИ, но потом забыли.

Через некоторое время советский журналист Валентин Зорин передал угонщикам письма от родных. В письмах было сказано, что если они вернут работу, их грехи будут прощены. К этому времени братья уже были довольно сильно разочарованы окружающей их действительностью. И это чувствуется в ответных письмах на Родину.

Только здесь я понял, что значит быть без родины, без родных. Когда я жил дома, я не видел вокруг себя ничего хорошего 

Мама, за всю твою заботу и ласку ко мне я отблагодарил злом, я опозорил тебя перед людьми. Вы всю свою жизнь отдали мне, у меня было все. Я не слушал вас, я поверил какому-то "дяде"

Когда "клиенты были готовы" с ними встретились советские представители и заявили, что они не будут нести ответственности и даже будут восстановлены в институте. Те поверили и решили вернуться.

С ними встречались представители Турции, призывающие не верить данным обещаниям, говорили, что они обязательно будут арестованы. Даже американцы пообещали, что визы будут выданы в ближайшее время. Но решение Поздеева и Гилева вернуться было уже окончательным. 20 декабря 1971 года они пересекли пограничный переход под Батуми. Встретили их с настоящим грузинским гостеприимством и устроили застолье. Утром следующего дня братьев доставили на самолёте в Москву и сразу арестовали.

В сентябре 1972 года состоялся открытый суд. Поздеев был очень расстроен обманом и сказал на суде, что сожалеет о возвращении. Суд учел это и назначил наказание в 12 лет, Гилеву, как осознавшему вину – 10. Гилёв вышел по УДО за примерное поведение через шесть лет.

Был у этого события и другой финал. Признанные пригодными для угона самолеты "Морава" были выведены из эксплуатации. Эра удобной и доступной услуги "воздушное такси" подошла к концу.