Найти в Дзене
Квартирка в СССР

"Самолётное и вертолётное". Два необычных советских такси

Замечали, что в фантастических произведениях принято передвигаться по воздуху. Быстро, никто тебе не мешает, красота снизу и не заплутаешь. Это так представляется. На самом деле, если представить, что всё движение с магистралей наземных вдруг переместиться в небеса, то там хаос получится похлеще, чем на индийских дорогах (если кто-то не был в Индии, то поверьте там свои "правила" езды). В 80-х мы дружно смотрели "Гостью из будущего" и мечтали на флипе прокатиться и даже не знали, что лет двадцать назад советские граждане вполне могли "по воздуху" на такси прокатиться. Как бы там ни было, перемещаться на недалёкие расстояния по небу для большинства людей даже сейчас не является возможным. В СССР же в 60-х начали претворять в жизнь идею воздушных такси. Но не смотря на то, что цены были очень демократичные, они не прижились. Интересно почему? В июле 1960-го открылась вертолётная станция в Москве. «Стоянка» была развёрнута на базе бывшего аэродрома им. Фрунзе. Сама станция находилась на
Оглавление

Замечали, что в фантастических произведениях принято передвигаться по воздуху. Быстро, никто тебе не мешает, красота снизу и не заплутаешь. Это так представляется. На самом деле, если представить, что всё движение с магистралей наземных вдруг переместиться в небеса, то там хаос получится похлеще, чем на индийских дорогах (если кто-то не был в Индии, то поверьте там свои "правила" езды).

В 80-х мы дружно смотрели "Гостью из будущего" и мечтали на флипе прокатиться и даже не знали, что лет двадцать назад советские граждане вполне могли "по воздуху" на такси прокатиться.

Как бы там ни было, перемещаться на недалёкие расстояния по небу для большинства людей даже сейчас не является возможным. В СССР же в 60-х начали претворять в жизнь идею воздушных такси. Но не смотря на то, что цены были очень демократичные, они не прижились. Интересно почему?

Такси вертолётное

В июле 1960-го открылась вертолётная станция в Москве. «Стоянка» была развёрнута на базе бывшего аэродрома им. Фрунзе. Сама станция находилась на Ленинградском шоссе в здании аэровокзала. В качестве такси работали вертолёты  Ми-4П и Ми-8П. Они курсировали от аэровокзала во Внуково, Шереметьево и между аэропортами.

Московская вертолетная станция в 1987 году/ Фото: pastvu.com
Московская вертолетная станция в 1987 году/ Фото: pastvu.com

Взрослый билет стоил два рубля, детский – 75 копеек. Багаж до 20 кг – бесплатно.

Пассажиры в очереди на вертолет, 1962 
Архив Валентина Хухлаева/© Галерея Люмьер/Russia in photo
Пассажиры в очереди на вертолет, 1962 Архив Валентина Хухлаева/© Галерея Люмьер/Russia in photo

Стоимость поездки на обычном такси до Шереметьево составляла 5 рублей. Тут выгода по цене на лицо. На автобусе наоборот было в два раза дешевле. А тут выгода по времени. На вертолёте намного быстрее. Время в пути от 15 до 25 минут.

Аэровокзал – Шереметьево 15 минут
Внуково – Быково 25 минут.
В кабине вертолета, 1962 
Архив Валентина Хухлаева/© Галерея Люмьер/Russia in photo
В кабине вертолета, 1962 Архив Валентина Хухлаева/© Галерея Люмьер/Russia in photo

За десять лет работы такси стало понятно, что дело это крайне нерентабельное. В 1971 году вертолётное такси перестало существовать. Технику попытались задействовать для прогулок над Москвой. Но и здесь получили лишь убытки. В результате от идеи использования вертолётов в таких целях отказались совсем.

Такси самолётное

Если вертолётное использовалось, как внутригородское, то самолётное было междугородним. Вместимость самолётов на этих линиях была такой же, как у обычного автомобиля – «водитель» и четыре пассажира.

Появилось оно ещё раньше вертолётного. Аж в далёких 1950-х. Между городами курсировали Советские Як-12 и чешские самолётики "Морава". Из Москвы можно было, например, слетать в Липецк, Новомосковск или Гомель.

Легкий пассажирский самолет L-200 "Morava" Фото: https://forum.guns.ru/forummessage/205/2858689.html
Легкий пассажирский самолет L-200 "Morava" Фото: https://forum.guns.ru/forummessage/205/2858689.html

Авиатакси было на редкость полезной вещью для того времени. Надо вам добраться из Краснодара в Крым? Можно было это сделать на пароме. Но паром ходит по расписанию и довольно долго. Самолёт-такси же доставлял пассажиров по согласованному удобному времени и очень быстро.

Удивительно, но воспользоваться такой услугой на Западе могли только достаточно обеспеченные люди. В СССР она была вполне доступна для большинства. Стоимость составляла около 8 рублей за час.

Было авиатакси весьма востребовано. Но в 1970-х и оно прекратило своё существование. На этот раз не из-за нерентабельности, а из-за захвата такого самолёта двумя советскими студентами и их побега на нём заграницу. История весьма захватывающая, завтра выложу статью про неё.