Найти в Дзене

Париж на картинах Гюстава Кайботта.

Оглавление

19 августа 1848 года в семье состоятельных граждан Франции родился Гюстав Кайботт. Его отец был судьёй в Сенском трибунале по торговле и владельцем текстильного производства. Гюстав был старшим сыном, позже родились Рене и Марсиаль.

Впервые начал увлекаться живописью ещё в двенадцатилетнем возрасте, когда семья переехала жить в небольшой городок Йер в 22 километрах от Парижа. За 19 лет пребывания в этом уютном и живописном местечке художником было написано более 80 картин.

Главными героями сюжетов на повседневную тему стали его члены семьи. Например, на картине "Молодой человек у окна" изображен средний брат Гюстава Рене. В картине "Апельсиновые деревья" можно увидеть портреты Марсиаля и их двоюродной сестры Зое на фоне родного поместья.

Свою маму, тётю и кузину, а также друга семьи художник изобразил в картине под названием" Портреты в сельской местности".

К художественной деятельности Кайботт пришёл не сразу. Вначале получив образование по специальности юрист, занимался практической деятельностью.

В 1870 годах страна оказалась охвачена франко-прусской войной. Как гражданин своей страны, Кайботт не смог остаться в стороне и принимал активные действия на фронте. Позже, вернувшись с поля битвы, начинает заниматься живописью в студии художника Леона Бонна, мастера портретного жанра. В тот же промежуток времени сводит знакомства с Эдрагом Дэга и Джузеппе де Ниттисом. Их имперссионистическая манера письма не оставляет равнодушным молодого художника. Появляется желание уйти от классической драмматизированной школы в сторону передачи реальности такой какая она есть на самом деле через призму своего видения и передачи своих чувств в том числе.

В первой выставке импессионистов, которая проходила в 1874 году Кайботт не участвовал. Но уже на второй, в 1876 году представил сразу две своих картины. Одна из них "Молодой человек у окна", а вторая " Паркетчики".

Картина "Молодой человек у окна"

Гюстав Кайботт. "Молодой человек у окна".
Гюстав Кайботт. "Молодой человек у окна".

На картине спиной к зрителям в домашней одежде изображен средний брат художника Рене. Фигура глааного героя обращения в сторону распахнутого окна, из которого открывается вид на бульвар Мальзерб. Пейзаж становится не просто фоном, а вторым действующим лицом на картине. К подобному композиционному приёму художник ещё не раз прибегает в своих работах раннего периода.

Например, картины "Бульвар. Балкон Осман" (1880г.) и "Человек на балконе, бульвар Осман" (1880г.). Эти картины относятся к более позднему творческом период, но любовь художника к изображению на своих полотнах Парижа не угаснет с течением времени.

Картина "Молодой человек у окна" с одной стороны проста по композиции, но с другой сложна по своей интерпритации. Насколько же одиноким и отрешенным от всего мира может выглядеть человек на фоне большого города.

Темнота в комнате на первом плане и стоящий спиной человек уводят взгляд зрителя в сторону ярко освещенного окна. И уже не мужчина становится главным, а оживленная часть города. В картине нет линии горизонта и зритель упирается в стену противоположного здания. И что там за поворотом откроется зрителю неизвестно. Создаётся камерность изображения, где нет движения вперёд, все статично.

Фрагмент картины "Молодой человек у окна".
Фрагмент картины "Молодой человек у окна".

Взгляд с улицы опять возвращает зрителя к рассматриванию картины. Начиная от правой створки окна взгляд скользит вниз к красному креслу, проходит по ногам мужчины, и поднимаясь вверх, опять видим город.

Картина "Паркетчики"

Гюстав Кайботт. "Паркетчики". 1875 год.
Гюстав Кайботт. "Паркетчики". 1875 год.

Художник вероятно изобразил процесс обновления паркетных досок в своей парижской студии на улице Моромениль, которая происходила как раз в период с 74 по 75 года.

В этой картине, как и в "Молодом человеке смотрящий в окно" больше от реальстической школы, импессионизм виден только намеками. Из-за чего на выставке имперссионистов в Парижской салоне в 1875 году Кайботт подвергся критике. Писатель Эмиль Золя назвал картину "антихудожественной... из-за точности копирования". Все таки импессионизм строится на эмоциональной, а не на предметной стороне изображения увиденного.

Сюжет картины строится на изображении будничной работе паркетчиков. В ней нет специально расставленых по композиции фигур, а показан кратковременный момент происходящий прямо здесь и сейчас. Трое рабочих, оголенных по пояс, в поте лица трудятся над снятием старого лака с паркетных досок, одновременно перебрасываясь короткими фразами. На заднем плане интересной деталью светится окно с кованной решёткой.

Кайботт позже создал ещё одну версию картины с подобным сюжетом.

Гюстав Кайботт. "Паркетчики". 1876 год.
Гюстав Кайботт. "Паркетчики". 1876 год.

Картина "Мост Европы"

Гюстав Кайботт. "Мост Европы". 1876 год.
Гюстав Кайботт. "Мост Европы". 1876 год.

Картина написана в 1876 году. На ней изображена часть Моста Европы, расположенного над железнодорожный путями. В центре моста сходятся в одну точку шесть улиц, названных в честь европейских городов: ул. Лондона, ул. Вены, ул. Константинополя, ул. Мадрида, ул. Берлина и ул. Санкт-Петербурга.

На картине изображена часть улицы Вены, которая в вдалеке переходит в улицу Санкт-Петербурга.

Сам вокзал художник не изобразил. Нам открывается вид на широкое полотно моста с пешеходной частью. По диагонали картину делят кованная решетка ограждения и мощные подпорки второго яруса моста. Горизонт с единой точкой схода размещен выше уровня глаз зрителя, тем самым показывая линейную перспективу уходящих вдаль улиц. Предметы и фигуры на переднем плане увеличены, а дальние объекты намеренно уменьшены. Это все создаёт эффект, как будто художник сделал фотографию на широкоугольный объектив.

Прогуливающиеся неспеша дамы и господа наслаждаются прекрасной солнечной погодой.

В том же году художник создал картину с похожим сюжетом с видом этого моста под названием "На мосту Европы".

Гюстав Кайботт. "На мосту Европы". 1876 год.
Гюстав Кайботт. "На мосту Европы". 1876 год.

Здесь уже главное место отведено самому изображению опор моста. Фигуры людей слева как будто просто случано оказались в кадре внимания художника. Необычная композиция картины. Опора моста будто летит её пополам. С левой стороны располагаются люди, а вторая отведена изображению части моста, через пролеты которого вдалеке за клубам дыма видны часть крыши дома и пролёт улицы.

Картина "Парижская улица в дождливую погоду"

Гюстав Кайботт. "Парижская улица в дождливую погоду". 1877 год.
Гюстав Кайботт. "Парижская улица в дождливую погоду". 1877 год.

Эту картину можно считать наглядной иллюстрацией парижской городской жизни конца девятнадцатого века.

Художник изобразил новый развивающийся район с пересечением трех улиц рядом с железнодорожным вокзалом.

Композиция картины как будто делится на четыре части фонарным столбом и линией горизонта. В правой части максимально приближенные к зрителю фигуры богато одетой дамы и господина. Все лица и взгляды изображеных на картине людей направлены в разные стороны. Горожане спешат и не обращают ни на друг на друга, ни на окружающую обстановку никакого внимания. Создаётся ощущение кипящей городской жизни.

Горизонт картины чуть завышен, как будто улица поднимается вверх на горку, и имеет две точки схода, тем самым показывая расходящиеся в разных направлениях улицы города.

Карина "Крыши под снегом" 1878 г.

Гюстав Кайботт. "Крыши под снегом". 1878 год.
Гюстав Кайботт. "Крыши под снегом". 1878 год.

Картина не привлекает к себе такого пристального внимания как другие произведения художника, но она становится важным этапом к целой серии картин, посвящённых городскому пейзажу.

Мрачная промозглая зима с ветром и стужей передаётся за счёт холодного сложного коллористического замеса, построенного на тонких переливах синих и чёрных красок с небольшими проблесками цвета в виде красных кирпичей печных труб.

Картина "Парусные шлюпки в Аржантее"

Гюстав Кайботт. "Парусные шлюпки в Аржантее". 1888 год.
Гюстав Кайботт. "Парусные шлюпки в Аржантее". 1888 год.

В этой картине уже полностью раскрывается талант Кайботта как импрессиониста. Работа написана с натуры. В ней полно света и воздуха. Колорит построен на тонко взятых художником рефлексах.

На картине изображена часть территории яхт-клуба с целой кучей прогулочных лодок, на двух из которых подняли паруса. На заднем плане виднеется часть железного моста и зелёные холмы живописного местечка с названиями Саннуа и Оржмон.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

Читайте также: