Публикуем завершающую часть про книгу Иоганна Агриколы. Если вы присоединились к нас только сейчас, вот ссылка на часть I, часть II и часть III.
В течение трех последующих лет Лютер боролся против идей человека, который был его ближайшим соратником и другом. Реформатор с горечью писал: «О, как больно, когда человек теряет хорошего друга, которого очень любит! Он был моим добрым товарищем, смеялся со мной и был весел; но он выступил против меня. Ибо это худшая из совершенных ошибок – отвергать закон». Несколько раз Лютер и Агрикола встречались на открытых диспутах, однако примирительный тон Агриколы больше не внушал доверия сторонникам Лютера – слишком часто проповедник не оправдывал оказываемого ему доверия и продолжал упорствовать в своем учении о необходимости полного отказа от соблюдения заповедей, данных людям.
Окончательный разрыв между Лютером и Агриколой произошел во время февральского диспута 1539 года, проходившего в стенах Виттенбергского университета. Во время своего выступления Иоганн Агрикола сравнил себя с сыном ветхозаветного царя Саула Ионафаном. Подобно тому, как праведник ослушался отца, но избежал греха, Агрикола отошел от учения Лютера, однако, согласно его мнению, не погрешил против Бога.
Напряжение нарастало не только между самими богословами, но и сторонниками Лютера и Агриколы. Реформированному учению, чьей целью было возвращение к чистоте апостольского учения, грозил серьезный раскол. Понимая, к чему приведет подобный исход, Лютер прибег к крайней мере – обратился за помощью к своему другу и верному стороннику, курфюрсту Виттенберга Иоганну Фридриху Саксонскому (1503-1554), прозванному Великодушным.
В 1540 году после прямого вмешательства курфюрста Агрикола, опасаясь тюремного заключения и суда, был вынужден бежать в Берлин, где был принят при дворе курфюрста Иоахима II Гектора (13 января 1505 – 3 января 1571). Новые попытки примириться с Лютером были отвергнуты последним. Агрикола так и не сумел вернуть утраченного доверия.
Несмотря на душевные страдания, которые переживал Лютер, потерявший верного друга, он понимал, что Агрикола никогда не откажется от своих убеждений. Подтверждением правоты Лютера стала книга, изданная Агриколой в Берлине в 1543 году.
Свидетель конфликта: внутри и снаружи
Книга, которую Агрикола, принятый при берлинской резиденции курфюрста, посвятил своему новому покровителю Иоахиму II, представляет собой собрание богословских размышлений, напрямую связанных с возникшим конфликтом и демонстрирующим формальность отречения Агриколы от антиномистских убеждений – «Страдания и смерть нашего дорогого спасителя и господа Иисуса Христа, описанная в четырех Евангелиях», известные также под кратким названием «Страдания и смерть Иисуса Христа». В предваряющем основной текст посвящении Агрикола кратко рассказывает историю своих религиозных поисков, упоминая о разочаровании в католическом учении из-за активной торговли индульгенциями, встрече с Мартином Лютером и, наконец, самостоятельным поискам Бога и Его учения. В своем труде Агрикола ставит перед читателями ключевой вопрос: какова была настоящая цель крестной смерти Иисуса и как каждый христианин должен относиться к осмыслению и созерцанию страстей Христовых?
Рассуждая о вопросе спасения, богослов пишет следующее: «Таким образом, природа отравлена грехопадением наших прародителей, которые всегда искали чего-то вне Бога и Христа. Духовные дары или какие-либо другие внешние блага должны восприниматься людьми с благодарностью. Всем им следует указать, что они быть прощены и обрести вечную жизнь благодаря страданиям и смерти Христа, а не в заслугу своих добрых дел или чего-то, сделанного ради других людей».
Как именно должен прийти человек к такому пониманию? С позиции Лютера и Меланхтона, приход к вере осуществляется через покаяние, признание себя недостойным и уповании на Христа. В свою очередь Агрикола исходит из того, что к покаянию приводит вера, которая возникает в сердце из-за любви к Богу: «Когда глаза видят, рот вкушает хлеб и вино, сердце побуждается для веры всему, что обещал Бог. И такое понимание является единственно верным способом служения Богу в Новом Завете, ибо через Слово и священные знамения Святой Дух приносит духовные мысли в сердца верующих».
Именно поэтому, согласно рассуждениям Агриколы, размышления о крестной смерти и жертве Христа являются важной частью духовной жизни христиан, искупленных смертью Христа. Ведь это, как пишет автор, – «… духовное упражнение для укрепления и усиления нашей веры в Слово Божие, в моменты, когда мы хотим усомниться в Божьих обетованиях по слабости и греховности нашей природы, если мы омрачены нашим первородным грехом и гордыней, которые могут быть обнаружены Богом и за которые мы должны были быть навечно отторгнуты от Него. Ибо именно против таких сомнений и слабости Христос установил в Новом Завете это таинство, а не для того, чтобы он был знаком, по которому народ Божий узнавали бы другие народы». Участие в таинстве Евхаристии, с позиции Агриколы, позволяло снять духовное напряжение, довлеющее над людьми в виде страха перед законом.
Склонный к меланхолии, Агрикола так обращается к собственной душе: «Таинство было установлено, чтобы я мог сказать своему телу и своей двуликой (с одной стороны – пораженной первородным грехом, а с другой – искупленной Иисусом – прим.) душе: дорогая душа, почему ты сомневаешься в Божьей милости и почему ты так скорбишь и печалишься? Надейся на Бога, Он поможет тебе. Видишь ли, когда твое тело было облито водой в реке, когда оно устами вкушает хлеб и вино у алтаря, а ты с любовью принимаешь их как Тело и Кровь Христа, Бог также с любовью хранит твое тело и тебя, душа, для вечной жизни».
Размышляя о минутах отчаяния, которые временами охватывают его самого, Агрикола сравнивает ветхозаветный закон с одной из уловок дьявола, которую он использует, чтобы отдалить людей от Бога, внушая чувство вины и отвлекая от мыслей о спасении. Именно размышления и воспоминания о крестной жертве становятся духовным щитом от отчаяния, к которому приводят попытки исполнить закон: «Праведники, даже совершая поступки, за которые они могли быть осуждены законом, нуждаются лишь в духовной опоре – воспоминании о жертве, принесенной за них, чтобы продолжить духовную борьбу».
Согласно выводам и наблюдениям автора, у человека в этой борьбе есть союзник – Господь. Более того, автор указывает, что и кровавый пот, выступивший при молитве в гефсиманском саду, и крик «Боже мой! Для чего Ты оставил меня?» есть ни что иное, как демонстрация сострадания Бога к природе человека, склонного к отчаянию. Все проявления слабости, явленные Христом и присущие смертному человеку видятся Агриколе снисхождением Богочеловека к слабостям спасаемых им людей.
Не менее важным является подход автора сочинения к необычной для XVI века аргументации своих положений. Агрикола, рассуждая об образе Христа, призывает взглянуть на него глазами иудейской религиозной элиты, чтобы дать понять читателю: и здесь Христос поддерживает верного ему человека, выступая в глазах народа грешником, нарушающим закон. Интересно, что, согласно утверждению самого богослова, он, как человек, понимает заслуженность наказания и осуждения, однако убежден, что они не нужны самому Богу, желающему людям духовного выздоровления, а не истребления: «Я хочу петь Тебе хвалу и говорить, благословен Ты, благословен и я, ибо Ты явил мне свое милосердие и любовь, которая для меня предпочтительнее всех земных радостей и удовольствий». Неизменной триадой, фигурирующей в книге, являются преодоленные с помощью крестной жертвы процессы: «Я благодарю тебя за то, что ты уберег меня и весь род человеческий от смерти, своего гнева и суда».
Рассказывая про тайную вечерю, Агрикола акцентирует внимание читателей на разнице между законом Моисея и Новым Заветом, заповеданным Иисусом ученикам: последняя пасхальная трапеза, проведенный самим Христом, заменившим собой пасхального агнца, стала завершением всей ветхозаветной традиции. И если человек, причащающийся святых таинств, принимает хлеб-плоть и вино-кровь нового завета, то и в остальной своей жизни он должен полностью отказаться от следованию ветхозаветного закона, не играющего роли в процессе спасения души. Страдания и смерть Иисуса, к которым он был приговорен за свою проповедь, таким образом, становятся завершающим штрихом в божественном переустройстве мира. Отныне, как пишет автор, именно любовью Бога благословляется и спасается человек, а не законом, далеким от представлений о любви и прощении.
История книжного памятника не менее интересна, чем история его автора. Сочинение Агриколы является завершающей частью владельческого конволюта – собрания трудов, сплетенных владельцем. Первый аллигат – Аугсбургское исповедание, датированное 1572 годом. Сочинение Агриколы представляет собой вторую книгу сборника.
Авантитул конволюта украшен родовым гербом немецкой дворянской династии Герсдорфов – (наклоненный трехцветный щит) и сопровождается надписью «Gersdorffsche Bibliothek zu Baruth» (Библиотека Герсдорфа в Баруте).
Так как с XIV века имения Герсдорфов находились в основном на территории Верхней Лужице (историко-географическая на территории современной Саксонии и юго-западной Польши), где не было своего университета, то библиотека, собираемая аристократической семьей, играла роль образовательного учреждения. На титульном листе штамп «Graf York Klein Oels Majoratsbibliothek», указывающий на то, что книга имеет отношение к библиотеке графов Йорков, первым собирателем которой был Людвиг Йорк фон Вартенбург (1759-1880), прусский генерал-фельдмаршал, герой эпохи наполеоновских войн.
Аллигат украшен гербом курфюрста марки Бранденбурга. В центре символически изображен императорский скипетр, указывающий на высокий статус курфюрста Бранденбургского Иоахима II Гектора, которым его семья обладала с 1411 года, когда Фридрих IБранденбургский (ок. 1371 – 1440) получил во владение марку Бранденбург от императора Сигизмунда (15 февраля 1368 – 9 декабря 1437) за активную помощь в политической борьбе за статус главы Священной Римской империи.
Под названием книги в обрамлении гербов расположена цитата из 53 главы книги пророка Исайи «за преступления народа Моего претерпел казнь» - «Umb der Sunde willen meins volcks bab ich in geschlagen», отсылающая к основной авторской идее.
Текст книги на немецком и латинском языках, основной шрифт, используемый наборщиком – швабахер, пик популярности которого пришелся на XV-XVI вв. Шрифт получил свое название благодаря набранному с помощью него тексту Швабахских статей 1529 года («Schrift der Schwabacher Artikel»), в которых отражены основные вероучительные положения, вошедшие в Аугсбургское исповедание 1530 года.
Сочинение Иоганна Агриколы «Страдания и смерть Иисуса Христа» стало как отражением общей тенденции в протестантской среде, по-новому взглянувшей на вопрос спасения человека, так и свидетельством личной драмы и индивидуальных религиозных переживаний.