Еще в 2019 году галерея старых мастеров в Государственном музее искусств Дрездена объявила о новом захватывающем открытии - скрытом изображении Купидона на картине Вермеера "Девушка, читающая письмо у открытого окна" (1657-1659). После нескольких лет консервации в 2021 году музей представил картину в новом облике. Совершим путешествие в прошлое, от нового открытия к Купидону и его традиции.
Открытие.
Ученые знали о спрятавшемся Купидоне с 1979 года, когда рентгеновские снимки и другие тесты впервые выявили картину в картине под пустым фоном стены. В то время казалось, что Вермеер просто решил не включать этот элемент и закрасил его. В этом нет ничего необычного. Вермеер часто значительно изменял свои композиции в процессе работы, и есть свидетельства того, что он изобразил похожую картину в картине в другой сцене. Ученые часто используют рентгеновские лучи, чтобы обнаружить остатки более ранних композиций (называемых пентименти) под поверхностью.
Реставрация картины "Девушка, читающая письмо у открытого окна" началась в 2017 году с основной целью удаления старого, обесцвеченного лака. Именно во время снятия лака реставратор доктор Кристоф Шельцель заметил, что краска, покрывающая Купидона, обладает иными свойствами, чем все остальные. Музей провел дополнительные тесты, которые позволили получить важные улики, такие как наличие грязи между изображением Купидона и краской, покрывающей его. При дальнейшей консервации на самом Купидоне был обнаружен кракелюр (трещины, которые образуются на поверхности картин). Обе находки свидетельствовали о том, что Купидон был выставлен на обозрение в течение значительного периода времени. Другими словами, перекраска должна быть сделана более поздним художником, а не Вермеером.
Трудно представить, зачем кому-то понадобилось закрашивать работу такого великого мастера. Более поздняя закраска была обнаружена на работах многих других мастеров, включая великого Рембрандта, а также на других работах Вермеера. Нет никаких свидетельств того, кто модифицировал дрезденского Вермеера и почему, но ясно, что этот Купидон не видел свет уже несколько столетий. Эксперты говорят, что переделка, должно быть, произошла через несколько десятилетий после завершения работы над картиной (около 1660 года), но до того, как картина попала в Дрезден в 1742 году.
В процессе работы музей консультировался с комитетом экспертов по Вермееру из Дрездена, Вены, Амстердама, Копенгагена и Вашингтона. Музей обдумал как этические, так и технические последствия реставрации. Взвесив все аргументы и аспекты, ученые решили действовать таким образом, чтобы максимально приблизиться к подлинности оригинальной картины Вермеера (и к ее замыслу). Это означает, что, получив все необходимые доказательства, ученые больше не рассматривали возможность оставить ее с нетронутой краской.
Как отмечали ученые и как подтвердило сканирование его работ, карты и картины на стенах - обычное явление в интерьерах Вермеера. Девушка, читающая письмо, вероятно, была более необычной для Вермеера в его прошлом, чем в нынешнем виде. Но не хочется преуменьшать значение этого изменения. Даже частично раскрытый, Купидон придает картине совершенно другое ощущение.
Больше не спокойный и просторный, интерьер стал более полным, роскошным и сложным. Спокойствие и уединенная красота больше не доминируют; девушка больше не “похожа на икону”. Если раньше зрители могли проецировать на сцену свои собственные эмоции и повествования, то теперь Купидон делает ее однозначно романтичной. Очевидно, что в результате этого открытия картина должна быть переосмыслена, что поможет ученым лучше понять все творчество Вермеера.
Зрители часто остро реагируют на любые изменения во внешнем виде хорошо известного шедевра. Но в данном случае реакция публики была в подавляющем большинстве положительной, хотя некоторые зрители выразили сожаление по поводу утраты культового старого образа.
Консервация - сложный процесс, который продолжался до начала 2021 года. Слой краски пришлось аккуратно соскабливать скальпелем, чтобы не повредить то, что находится под ним. Также были внесены некоторые менее значительные изменения. Удаление старого и потемневшего лака вернуло краски к жизни. Края, которые были повреждены, перекрашены и “находились в тяжелом состоянии”, также подверглись обработке.
Купидон.
Купидон, обнаженный светловолосый бог любви, держит в правой руке лук и смотрит на зрителя с картины на стене, заключенной в толстую черную раму. Стрелы валяются на земле, а бог любви топчет лежащие перед ним маски. Его левый бок закрыт зеленой драпировкой.
Купидон появляется еще в нескольких картинах Вермеера. Примерно в 1656-1657 годах Вермеер включил похожую картину с Купидоном в свою картину "Спящая девушка". В левом верхнем углу картины, скрытая темной тенью, мы видим небольшую часть картины, висящую на стене. Если быть точным, мы видим только чьи-то ноги и маску - очень похожие на те, что мы видим на дрезденских картинах.
Изображение Купидона снова появляется на картине Вермеера "Прерванный урок музыки", датированной примерно 1658-1659 годами. Как и на дрезденском шедевре, изображение Купидона было когда-то перекрашено, но в 1907 году эти дополнения были удалены. К сожалению, о картине-в-картине больше ничего нельзя сказать из-за плохого состояния сохранности работы. Мы можем проследить лук и, возможно, несколько стрел, но были ли в комплекте маски, сейчас сказать невозможно.
Десять лет спустя, примерно в 1670-1672 годах, Вермеер в последний раз использовал изображение Купидона в своей работе "Дама, стоящая у вирджиналя". Здесь Купидон изображен полностью, в той же позе, что и в Дрездене, за исключением его правой ноги, которая создает впечатление движения. На этой картине наконец видна левая рука Купидона - он держит игральную карту или письмо - что-то белое и маленькое. Мы вернемся к этому мотиву позже.
Использование одной и той же картины в четырех работах привело к предположениям, что она основана на реальной картине, принадлежавшей художнику. На всех четырех шедеврах Вермеера картина в картине была изображена одинаково. Поскольку Купидон воспроизводился в течение примерно 15 лет, трудно говорить о каком-либо совпадении - тем более что мы знаем, что в описи имущества Вермеера, составленной после его смерти в 1676 году, упоминается артефакт “из задней комнаты наверху”, именуемый “Купидон”, который мог быть этой картиной.
Искусствоведы пытались отследить это в обширной истории аукционов и продаж произведений искусства, но найти его оказалось невозможно. Интересно, что, основываясь на полотнах Вермеера, они попытались оценить размер самой картины с Купидоном - она должна быть примерно 115 х 85 см, так что она довольно большая - больше, чем большинство сцен, написанных Вермеером.
Другой вопрос, кто мог быть автором "Пропавшего купидона"? Искусствоведы пытаются связать это с именем Цезаря ван Эвердингена, голландского художника-портретиста и историка золотого века, который написал множество изображений обнаженных путти (обнаженных детских фигурок, часто с крыльями) схожих пропорций. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что нарисованный Купидон принадлежит к живописной традиции изображать только Купидона в полный рост в сочетании с символическими жестами и мотивами. Другие великие художники того времени сделали этот мотив весьма популярным. В 1634 году Рембрандт написал картину "Амур с мыльным пузырем". Маленького бога любви также часто изображали с золотыми весами и, конечно же, крыльями.
Символизм любви.
Что действительно увеличило популярность Купидона в искусстве, так это его появление в серии книг-эмблем в первой четверти XVII века. Эти книги представляли собой визуальное изображение (пиктограмму) с короткой подписью (леммой) и пояснительным текстом или стихом (эпиграммой). Например, “Купидон” из издания 1601 года состоял из стиха: "Ты спрашиваешь, что такое любовь" (похоже, что картина с картин Вермеера отвечает на этот вопрос).
Эмблемы могут объяснять и другие элементы на картинах с купидонами. "Символы любви" Отто ван Вина - не только самый большой, но и самый влиятельный сборник любовных стихотворений, когда-либо опубликованный в Европе, вышедший в 1608 году. Маска, брошенная на землю и разбитая вдребезги, символизирует презрение к обману и двойственности человеческой натуры. По этой причине Купидон топчет маску как знак обмана, чтобы подчеркнуть, что любовь искренняя.
Другим символом является предмет, который держит Купидон в руке "Дамы, стоящей у виргиналия". Некоторые считают это открыткой, но она связана с эмблемой Отто ван Вина, на которой изображен Купидон на фоне пейзажа, держащий в руках табличку с номером один, увенчанную лавровым венком. Это означало бы, что настоящая любовь существует только одна.
Согласно другой интерпретации, это не открытка, а сложенное и запечатанное письмо, что является общей темой в работах Вермеера. Это имеет смысл, потому что при его жизни написание писем было важным и процветающим культурным занятием (в том числе и для романтиков). В пользу такого толкования говорит еще одна эмблема от ван Вина, озаглавленная “В письме мы видим тех, кого нет”, что означает, что независимо от того, насколько далеко находится наш любимый человек, мы можем видеть его и разговаривать с ним посредством написанного слова. В этом случае Купидон также может быть посланником любви.
Наконец, вернемся вновь к Вермееру. Мы видим девушку, читающую любовное письмо - или письмо от того, кого она любит. Мужа или любовника? Является ли новость для нее позитивной? Ждет ли она встречи с этим человеком? Мы не можем сказать наверняка. Вермеер не дает нам никаких советов. Лицо девушки сосредоточенно, но бесстрастно. Однако явленный Амур не является безмолвным свидетелем происходящего. Он активный участник. Действуя и сбрасывая маску, он показывает истинное лицо любви, порядочности и верности. Он указывает нам на правильный выбор. Это говорит о том, что в этой истории все закончилось хорошо.
Живопись Яна Вермеера: