Найти в Дзене

Настоящее искусство, необъяснимое и неповторимое: ОГЮСТ РЕНУАР. Часть третья: Стиль и техника. Страсть к рисованию

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы завершаем разговор о французском живописце Огюсте Ренуаре, чье творчество разбирали ранее:

Для Огюста Ренуара живопись была не просто работой - это было его любимое занятие, величайшее удовольствие и, прежде всего, сильнейшая страсть. Ренуар был чрезвычайно плодовитым художником: за свою долгую карьеру, продолжавшуюся почти 60 лет, он создал около 6 000 работ, в среднем по две в неделю. Особенно в последние годы жизни он был очень строг к себе и иногда даже считал некоторые из своих работ посредственными. Однако он любил рисовать, и это было для него так же естественно, как дышать. Художник говорил:

Во время работы я чувствую себя пробкой, которую несет по волнам, и мне остается лишь отдаться на их волю.
Две сестры (На террасе), 1881
Две сестры (На террасе), 1881

В безденежные времена Ренуар не мог позволить себе купить даже краски. В результате, уже став известным живописцем, когда все стало более доступным, он не переставал тянуться к краскам и даже полюбил их цвета и запахи. Радость Ренуара, когда он писал картины, была одним из самых сильных удовольствий в его жизни, и это невольно отражается в его картинах. Ренуар не любил героические или трагические сюжеты, его интересовала обычная жизнь и простые удовольствия. Ренуар любил изображать людей, которые пьют, танцуют и наслаждаются жизнью. Он любил красивые пейзажи, цветы и детей, а особенно ему нравились молодые, страстные и красивые женщины.
Он говорил:

Я убежден в том, что картина должна быть приятной, веселой и привлекательной, - да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами.
Причёсывающаяся женщина, 1887
Причёсывающаяся женщина, 1887

Неудивительно, что Ренуар презирал высокоинтеллектуальные дискуссии о живописи, в таких случаях он всегда говорил: "Я не буду принимать участие в подобных беседах". Когда Ренуар начал серьезно заниматься живописью, ему потребовалось некоторое время, чтобы найти свое творческое направление. Поначалу его врожденные творческие инстинкты были разбавлены желанием создавать картины, которые отвечали бы вкусам публики и обеспечивали бы материальное будущее художника.

Портрет актрисы Жанны Самари, 1877
Портрет актрисы Жанны Самари, 1877

Некоторое время он писал даже мрачно, однако под влиянием друзей, особенно Моне, его палитра стала ярче, а манера письма - свободнее. В 1869 году Моне и Ренуар, двое близких друзей, вместе работали в известном месте отдыха на берегу Сены под названием Лягушатник. Именно здесь были созданы картины, ставшие впоследствии основой импрессионизма. В то время Ренуара интересовали те же "воздушные" пейзажи, что и Моне, но он полностью отказался от этого жанра лишь позднее, сосредоточившись на человеческом теле.

Лягушатник, 1869
Лягушатник, 1869

Больше, чем удовольствие

Поначалу Ренуар выбирал сцены из повседневной жизни и сюжеты, связанные с развлечениями, такие как кафе, танцевальные залы, театры и прогулочные суда. Однако после поездки в Италию в 1881-1882 годах он перешел к более "вневременным" сюжетам и начал писать обнаженную натуру. Опыт, полученный в Италии, отразился и на общем стиле художника. Познакомившись с образцами античной живописи и искусства эпохи Возрождения, Ренуар пришел к убеждению, что импрессионисты пренебрегли многими традиционными приемами живописи, чтобы передать на холсте впечатление от ускользающего мгновения.

Прогулка, 1870
Прогулка, 1870

Ренуар начал искать свой собственный стиль, используя более четкие формы, более определенные линии и более изысканную цветовую палитру. В течение следующих нескольких лет Ренуар экспериментировал с тем, что он называл "жестким" или "кислым" стилем, но с конца 1880-х годов вернулся к более мягкой, гибкой технике, которая имела много общего с импрессионистской техникой, но отличалась от нее более величественной, простой и теплой палитрой. В своих более поздних работах Ренуар чаще использовал красный цвет, а фигуры стали крупнее и округлее.

Габриэль в красной блузе, 1910
Габриэль в красной блузе, 1910

Стиль мастера

Стиль живописи Ренуара формировался на протяжении долгого времени. Во время расцвета импрессионизма в 1870-х годах картины Ренуара были яркими и живыми, независимо от того, что было изображено на холсте. Краски Ренуара были менее насыщенными, чем у других импрессионистов (он часто разбавлял их льняным маслом или скипидаром), а его цветовая гамма была более плавной, чем у того же Моне, который использовал краски для создания фактуры холста.

Качели, 1876
Качели, 1876

Во время короткого периода "жесткого" стиля мазки Ренуара стали грубее и жестче. Однако в более поздних работах техника снова стала мягче. Ренуар продолжал постоянно рисовать на протяжении всей своей жизни. Даже в последние годы жизни Ренуар больше всего боялся, что прогрессирующая болезнь лишит его способности писать. Его друг и торговый агент Амбруаз Воллар писал о художнике, с утра занимавшем место у своего мольберта: "Пунктуален, как клерк за своим столом".

Девушки в чёрном, 1880 - 1882
Девушки в чёрном, 1880 - 1882

Ренуар рано ложился спать. Он всегда боялся проспать, чтобы не нарушить свой рабочий график на следующий день. На протяжении всей жизни живопись была его самым большим удовольствием и единственной возможностью отдохнуть.
Еще одним человеком, который оставил о работе Ренуара свои воспоминания, был американский художник Уолтер Патч. Ренуар говорил ему:

Я ставлю предмет так, как хочу его видеть, а затем начинаю рисовать, как ребенок. Предположим, мне хочется добиться яркого красного тона, и я начинаю добавлять красный к другим цветам, пока не достигаю желаемого эффекта. И больше ничего. Для меня не существует правил... Сегодня все хотят найти объяснение всему. Но если вы можете объяснить картину, она уже не является произведением искусства... Настоящее произведение искусства должно захватывать вас, притягивать, увлекать. Картина для художника - это способ выразить свои чувства; это поток, который исходит от него и уносит зрителя вместе с собой.
Натюрморт с букетом и веером, 1871
Натюрморт с букетом и веером, 1871
Пейзаж на берегу Сены, 1879
Пейзаж на берегу Сены, 1879

Этюды маслом

В отличие от своих друзей-импрессионистов Моне и Сислея, Ренуар не любил писать пейзажи, но ему все равно нравилось работать на открытом воздухе, и он написал много красочных полотен на пленэре. Иногда Ренуар использовал эти этюды в своей студии в качестве основы для будущих картин. Этюд с изображением пляжа Крэддл-Рок на острове Гернси был написан в сентябре 1883 года во время посещения Нормандских островов.

Пляж в Крэддл-Рок, 1883
Пляж в Крэддл-Рок, 1883

Эта красочная картина, скорее всего, была сделана за один раз. Это связано с тем, что фигурки были добавлены поверх еще влажной морской "фоновой" краски.

Натюрморты

Ренуар часто писал натюрморты. Натюрморты, особенно цветочные, всегда были отдыхом для его ума, "отдыхом для мозга", как он выражался. Ренуар писал цветы поодиночке (Розы в вазе, 1890)

Розы в вазе, 1890
Розы в вазе, 1890

или в составе больших натюрмортов (Розы и жасмин в делфтской вазе, 1880-1881).

Розы и жасмин в делфтской вазе, 1880-1881
Розы и жасмин в делфтской вазе, 1880-1881

Ренуар трезво осознавал, что натюрморты не только легко писать, но и хорошо продавать. "Если бы я продавал только хорошие картины, - говорил он, - я бы голодал". Конечно, невозможно причислить все натюрморты Ренуара к первоклассным работам, но лучшие из них - очень изысканны по цвету и стилю.

Творческий метод

Ренуар считал, что "живопись - это прежде всего ручной труд, и поэтому художник должен быть хорошим работником", и содержал свою студию в удивительной чистоте и порядке, что непросто сделать творческому человеку.

Девушка с веером, 1881
Девушка с веером, 1881

Амбруаз Воллар, чей портрет написал Ренуар в 1908 году, описал его распорядок дня и привычки. По словам Воллара, "палитры, кисти, тюбики с краской - все аккуратно сложено в его мастерской с почти женской аккуратностью".

Портрет Амбруаза Воллара, 1908
Портрет Амбруаза Воллара, 1908

Рисунки и гравюры

Ренуар много рисовал, но его рисунки не получили того внимания, которого они заслуживают. Искусствовед Жорж Ривьер, один из друзей Ренуара, писал: "Только когда Ренуар получил признание, люди бросились скупать его наброски. Однако его рисунки 70-80-х годов найти трудно, почти невозможно. В то время Ренуар безжалостно выбрасывал их, ценя свои работы так же, как школьник старую тетрадь". Наброски Ренуара - это моментальные зарисовки, сделанные всем, что было под рукой в тот момент: пастелью, ручками, тушью, карандашами или цветными карандашами (как, например, этот - "Играющие девочки").

Играющие девочки
Играющие девочки

Некоторые из этих набросков - этюды для будущих картин, другие, похоже, были нарисованы после полотен, повторяя их тему; в 1890-х годах Ренуар начал экспериментировать с гравюрами - эту идею ему подсказал его торговый агент Амбруаз Воллар. Вот, например, Ренуар использовал технику сухой иглы в своем портрете Берты Моризо 1892 года.

Портрет Берты Моризо, 1892
Портрет Берты Моризо, 1892

Ренуар также экспериментировал с офортом и литографией, создав в общей сложности около 50 работ (в том числе несколько цветных).

Изображения детей

Ни один художник не изображал детей с большей искренностью и сочувствием, чем Ренуар. Он сумел передать очарование, которое излучает каждый ребенок, не впадая в слезливую сентиментальность.

Ребёнок с кнутиком, 1885
Ребёнок с кнутиком, 1885

Примером тому может служить "Портрет ребенка", написанный около 1910 года. Своим успехом на этом трудном поприще Ренуар во многом обязан своей мягкой личности и скорости - картина была закончена ещё до того, как маленькая модель успела устать.

Портрет ребенка, 1910
Портрет ребенка, 1910
Розовое и голубое, 1881
Розовое и голубое, 1881

На картине "Клод Ренуар за игрой", написанной в 1905 году, изображен младший сын художника, известный как Коко. Сам Клод позже вспоминал:

Мой отец предоставлял мне полную свободу. Он не требовал, чтобы его модель оставалась неподвижной, и потому я мог бегать по всей мастерской. Правда, иногда мне удавалось спокойно посидеть минуты три. Впрочем, я был всего лишь его дежурной моделью на случай непогоды; обычно же отец приглашал в мастерскую настоящую натурщицу или приступал к небольшому пейзажу; меня же он использовал чаще всего для набросков, когда у него под рукой не было никого более подходящего.
Клод Ренуар за игрой, 1905
Клод Ренуар за игрой, 1905

Картины детей у Ренуара характеризуются изысканностью, нежными цветовыми сочетаниями, необычайно гладкой кожей и сверкающими глазами героев. На его картинах дети всегда находятся в диалоге с окружающим их миром (даже если этот мир - художник, который их нарисовал). Они нежны и в какой-то степени открыты, словно светятся изнутри, передавая взрослым какие-то знания и подавая пример правильного образа жизни.

Обнаженная натура

Ренуар был одним из величайших мастеров обнаженной натуры в истории живописи. Он любил женское тело и умел ярко изображать его на холсте. У Ренуара была знаменитая шутка: "Я продолжаю работать над обнаженной натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст."

Обнажённая, 1876
Обнажённая, 1876

Однако только в середине 1880-х годов обнаженная натура стала доминирующей темой в творчестве Ренуара. После возвращения из Италии Ренуар был поражен искусством античности и Ренессанса. Картина "Купальщицы" 1887 года была создана в этот период.

Купальщицы, 1887
Купальщицы, 1887

Картина "Купальщица, вытирающая ногу" относится к более позднему периоду (1910), в то время как "Купальщицы", созданные между 1918 и 1919 годами, характерны для последних лет Ренуара.

Купальщица, вытирающая ногу, 1910
Купальщица, вытирающая ногу, 1910
Купальщицы, 1918-1919
Купальщицы, 1918-1919

Иногда Ренуар совмещал изображения обнаженной натуры с мифологическими сюжетами, но в целом он предпочитал тело в своей естественной простоте, концентрируя все свое внимание на форме, цвете и фактуре, а не на предмете изображения.

Скульптура

Ренуар рано заинтересовался скульптурой, но только в 1907 году он создал свои первые работы - две статуэтки, изображающие младшего сына Коко, когда художнику было уже 66 лет. Ренуар начал по-настоящему заниматься скульптурой только в 1913 году, когда он страдал от ревматизма и не мог держать глину в руках. В результате изображения сына - единственные две работы, которые он вылепил сам. Торговец произведениями искусства Амбруаз Воллар нашел Ренуару помощника по имени Ричард Гино. Ренуар и Гино работали вместе с 1913 по 1918 год, создав более 20 работ. Ренуар делал набросок скульптуры, над которой затем работал Гино, при этом художник советовал своему ассистенту, что делать с материалом, либо устно, либо указывая на него длинной тростью. Почувствовав, что его вклад в работу в целом остался неоцененным, Гино после ссоры покинул Ренуара. Полвека спустя, в 1968 году, он выиграл судебный процесс против наследников Ренуара.
Однако примечательно, что Гино так и не стал успешным скульптором.

Бюст Алины Шариго, 1916
Бюст Алины Шариго, 1916
Венера-победительница, 1913
Венера-победительница, 1913

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: