Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы разбираем один из признанных шедевров Пьера Огюста Ренуара - картину 1880-1881 годов «Завтрак гребцов».
Ренуар часто рисовал сцены отдыха друзей и знакомых на природе. Парижане того времени любили ездить в небольшие города и деревни по течению Сены, добираясь от центра по железной дороге. Посмотрим на полотно. Друзья художника завтракают на солнечной террасе кафе под открытым небом на берегу реки в нескольких километрах от Парижа. Место, изображенное на картине, - ресторан Фурнез, расположенный на острове в Шату на берегу Сены.
Это было излюбленное место встреч высшего общества, поэтов, актеров, интеллектуалов и яхтсменов. Раннее Ренуар изображал свободную атмосферу, которую создавали парижане, выезжая отдохнуть на свежем воздухе, например в «Бал в Мулен де ла Галетт»:
Хотя содержание картины очень современно, в ней явно прослеживаются отголоски творчества старых мастеров живописи, изображавших праздники и застолья, в частности венецианских живописцев XVI века (Веронезе). Ренуар потратил месяцы на тщательное составление композиции, приглашая моделей (друзей и особых гостей) позировать по отдельности в Шату.
В подобной этой картинах с изображением парижан, отдыхающих на природе, Ренуару и другим импрессионистам удалось объединить интерес к сценам современной жизни с работой на пленэре. В последующие годы сцены отдыха у реки продолжали вдохновлять художника. С развитием железнодорожной сети в середине века парижане получили легкий доступ к пригородным уединенным местам, таким как Шату (где был написан «Завтрак гребцов»). Многие города и деревеньки вдоль Сены вблизи Парижа предлагали водный отдых. Например, Аржантёй, где поселился Моне в 1873 году, со временем превратился в полноценный яхт-клуб, а множество лодок с белоснежными парусами можно увидеть на картинах Мане, Ренуара и Гюстава Кайботта (1848-1894).
Картина Ренуара передает зрителю беззаботную томность выходного дня на реке, в то время как Кайботт акцентирует внимание на физических силе и мощи гребцов. Как видно на полотне, Кайботт сам был опытным гребцом и моряком. Он сидит на переднем плане справа, одетый в футболку и традиционную соломенную шляпу-канотье.
Детали
Река
Между краем навеса и листвой вокруг террасы видны яхты, скользящие по реке.
Передний и задний планы картины соединены зубчатым краем тента в месте его соприкосновения с парусами яхт.
Разделительная линия
Девушка и мужчина, стоящие на заднем плане, отделены от остальных героев перекладиной балкона. Другая диагональная линия возникает вдоль правой руки Кайботта, руки девки рядом с ним и верхней части стула.
Жена художника
Алина Шариго, ставшая впоследствии женой Ренуара, изображена с маленькой собачкой. Атмосферный стиль Ренуара проявляется в текстуре шерсти щенка, в серебристо-серых мазках которой прячутся пальцы Алины.
Характерные жесты
Художник выражает настроение, характер и социальное положение изображенного человека с помощью костюма, позы и жеста. Актриса поправляет шляпку рукой в перчатке. Рядом стоящий мужчина крепкой рукой прижимает ее к себе за талию, с явным вожделением заглядывая в лицо.
Красные блики
Ренуар добавил яркие красные блики, чтобы связать элементы картины воедино. Например, красный край воротника женщины, сидящей на переднем плане, перекликается с красными деталями модели, пьющей позади нее, равно как и с цветами в шляпке Алины и красным краем тента.
Искрящаяся картина-натюрморт
Потрясающий натюрморт расположен на столе в центре полотна. Ренуар тонко изобразил винные бутылки, бокалы и фрукты. Яркие белые блики заставляют бокалы с вином на столе сверкать и искриться.
Для продолжения и новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также:
и материалы по Клоду Моне: