Найти тему

Завтрак гребцов, Огюст Ренуар: Выходные на реке

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы разбираем один из признанных шедевров Пьера Огюста Ренуара - картину 1880-1881 годов «Завтрак гребцов».

Пьер Огюст Ренуар, Завтрак гребцов, 1880-1881
Пьер Огюст Ренуар, Завтрак гребцов, 1880-1881

Ренуар часто рисовал сцены отдыха друзей и знакомых на природе. Парижане того времени любили ездить в небольшие города и деревни по течению Сены, добираясь от центра по железной дороге. Посмотрим на полотно. Друзья художника завтракают на солнечной террасе кафе под открытым небом на берегу реки в нескольких километрах от Парижа. Место, изображенное на картине, - ресторан Фурнез, расположенный на острове в Шату на берегу Сены.

Ресторан Фурнез сейчас
Ресторан Фурнез сейчас

Это было излюбленное место встреч высшего общества, поэтов, актеров, интеллектуалов и яхтсменов. Раннее Ренуар изображал свободную атмосферу, которую создавали парижане, выезжая отдохнуть на свежем воздухе, например в «Бал в Мулен де ла Галетт»:

Пьер Огюст Ренуар, Бал в Мулен де ла Галетт, 1876
Пьер Огюст Ренуар, Бал в Мулен де ла Галетт, 1876

Хотя содержание картины очень современно, в ней явно прослеживаются отголоски творчества старых мастеров живописи, изображавших праздники и застолья, в частности венецианских живописцев XVI века (Веронезе). Ренуар потратил месяцы на тщательное составление композиции, приглашая моделей (друзей и особых гостей) позировать по отдельности в Шату.

Кто есть кто: 1. Гюстав Кайботт 2. Алина Шариго 3. Альфонс Фурнез 4. Поль Лот 5. Жанна Самари 6. Эллен Андре 7. Антонио Маджиоло 8. Жюль Лафорг 9. Альфонсина Фурнез 10. Анжель Лего
Кто есть кто: 1. Гюстав Кайботт 2. Алина Шариго 3. Альфонс Фурнез 4. Поль Лот 5. Жанна Самари 6. Эллен Андре 7. Антонио Маджиоло 8. Жюль Лафорг 9. Альфонсина Фурнез 10. Анжель Лего

В подобной этой картинах с изображением парижан, отдыхающих на природе, Ренуару и другим импрессионистам удалось объединить интерес к сценам современной жизни с работой на пленэре. В последующие годы сцены отдыха у реки продолжали вдохновлять художника. С развитием железнодорожной сети в середине века парижане получили легкий доступ к пригородным уединенным местам, таким как Шату (где был написан «Завтрак гребцов»). Многие города и деревеньки вдоль Сены вблизи Парижа предлагали водный отдых. Например, Аржантёй, где поселился Моне в 1873 году, со временем превратился в полноценный яхт-клуб, а множество лодок с белоснежными парусами можно увидеть на картинах Мане, Ренуара и Гюстава Кайботта (1848-1894).

Эдуар Мане, Аржантёй, 1874
Эдуар Мане, Аржантёй, 1874

Картина Ренуара передает зрителю беззаботную томность выходного дня на реке, в то время как Кайботт акцентирует внимание на физических силе и мощи гребцов. Как видно на полотне, Кайботт сам был опытным гребцом и моряком. Он сидит на переднем плане справа, одетый в футболку и традиционную соломенную шляпу-канотье.

Детали

Река

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Между краем навеса и листвой вокруг террасы видны яхты, скользящие по реке.

Передний и задний планы картины соединены зубчатым краем тента в месте его соприкосновения с парусами яхт.

Разделительная линия

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Девушка и мужчина, стоящие на заднем плане, отделены от остальных героев перекладиной балкона. Другая диагональная линия возникает вдоль правой руки Кайботта, руки девки рядом с ним и верхней части стула.

Жена художника

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Алина Шариго, ставшая впоследствии женой Ренуара, изображена с маленькой собачкой. Атмосферный стиль Ренуара проявляется в текстуре шерсти щенка, в серебристо-серых мазках которой прячутся пальцы Алины.

Характерные жесты

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Художник выражает настроение, характер и социальное положение изображенного человека с помощью костюма, позы и жеста. Актриса поправляет шляпку рукой в перчатке. Рядом стоящий мужчина крепкой рукой прижимает ее к себе за талию, с явным вожделением заглядывая в лицо.

Красные блики

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Ренуар добавил яркие красные блики, чтобы связать элементы картины воедино. Например, красный край воротника женщины, сидящей на переднем плане, перекликается с красными деталями модели, пьющей позади нее, равно как и с цветами в шляпке Алины и красным краем тента.

Искрящаяся картина-натюрморт

Фрагмент работы
Фрагмент работы

Потрясающий натюрморт расположен на столе в центре полотна. Ренуар тонко изобразил винные бутылки, бокалы и фрукты. Яркие белые блики заставляют бокалы с вином на столе сверкать и искриться.

Для продолжения и новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также:

и материалы по Клоду Моне: