Найти тему

Поле маков, Клод Моне: Страсть к цветам

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели! Мы продолжаем разговор о великом французском художнике Клоде Моне и сегодня разберем один из главных шедевров мастера, «Поле маков» 1873 года.

Клод Моне, Поле маков, 1873
Клод Моне, Поле маков, 1873

Моне всю свою жизнь очень любил изображать цветы - полевые, садовые или срезанные, они постоянным мотивом присутствуют на его полотнах.

Клод Моне, Ирисы, 1914-1917
Клод Моне, Ирисы, 1914-1917

Однажды Моне даже признался, что две самые большие страсти в его жизни - это живопись и садоводство. Когда он писал цветы, обе эти страсти объединялись. В «Поле маков», как и на многих других своих полотнах, Моне наслаждается дикорастущими, яркими цветами. Известны несколько прекрасных натюрмортов Моне со срезанными цветами, однако больше всего он любил писать цветы, росшие в его садах, сначала в Аржантее, а позже в Живерни.

Дом Моне в Живерни
Дом Моне в Живерни

В 1871 году Моне вместе с семьей переехал в Аржантей, чтобы обрести там свой первый дом и свой первый сад. Однако главной страстью в жизни художника стал его сад в Живерни. Моне подбирал цветы для своего сада так, чтобы они располагались в определенном порядке, были контрастными по окраске и цвели круглый год. В своем саду он разводил множество необычных цветов. Страсть Моне к цветам разделяли многие другие художники-импрессионисты, и в первую очередь Гюстав Кайботт. «Обязательно приезжай в понедельник, как договаривались, - писал своему другу Моне. - Все мои ирисы как раз будут в цвету».

Пьер Огюст Ренуар, Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе, 1873
Пьер Огюст Ренуар, Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе, 1873

Поле маков

На картине «Поле маков» (1873), представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалеку от дома в Аржантее. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руках, и его изящные очертания придают картине особое очарование.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан), на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной пробегающей по траве тропинкой. Моне писал «Поле маков» на пленэре, на небольшом переносном холсте. Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована. Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и в выборе ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали,

Клод Моне, Поле маков, 1873
Клод Моне, Поле маков, 1873

вдоль которой идут Камилла и Жан, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с передним планом композиции.

Детали

Приглушенные тона

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На большей части этой картины не видны отдельные мазки кисти. Однако приглушенные тона на относительно гладкой, покрытой тонким слоем краски поверхности этого участка картины имеют вкрапления ярких, волнующих алых штрихов.

Дом среди деревьев

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Просто нарисованный на заднем плане дом расположен на линии горизонта. Его крыша связывает задний план картины с передним планом, а палевые стены образуют разрыв в темной зелени, смягчая переход между полем и небом. На грубо прорисованном небе Моне оставил видимыми отдельные участки холста.

Пара на заднем плане

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Фигура мальчика прорисована несколькими мелкими штрихами кисти - белой, розовой, черной и кремовой краской. Женщина в черном (цвет, которым редко пользовался Моне) держит в руках сложенный зонтик. Ее шляпа нарисована в виде завитков, черной и белой краской.

Пара на переднем плане

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Черты лица Жана обозначены тремя точками. Ленту на его шляпе Моне написал тем же красным цветом, что и маки. Зонтик лежит на руке Камиллы. Его сине-лиловая и цвета полыни ткань, окруженная тонким палевым бликом, ярко выделяется на бледном фоне травы.

Желтые штрихи

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Несмотря на то, что красный цвет остается преобладающим, Моне набрасывает по всей композиции желтые штрихи. Они проявляются в виде тонких узоров, образующих желтые цветы на заднем плане картины, и в виде отдельных пятен, рассыпанных на переднем плане среди красных маков.

Красное на зеленом

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Моне был сильно увлечен контрастом между красными маками и зеленой травой. Желая передать впечатление от маков, Моне не стал детально прорисовывать цветы, обозначив их красными мазками, постепенно уменьшающимися в перспективе.

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: