Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня мы начнем разговор об Огюсте Ренуаре, чей творческий путь начался с росписи фарфоровых тарелок, а к концу жизни он стал всемирно известным художником и одним из основателей движения импрессионизма.
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, небольшом городке на юге центральной Франции, известном своим фарфором. Ренуар был шестым ребенком в семье бедного портного по имени Леонар и его жены Маргериты.
У Леонара и Маргериты было семеро детей, двое из которых умерли в младенчестве, а в 1844 году Ренуары переехали в Париж. Там Огюст записался в хор при соборе Сент-Эсташ. Огюст пел так хорошо, что хормейстер (сам Шарль Гуно) убеждал его родителей отдать Ренуара в музыкальную школу. Однако у Огюста также был талант к искусству, и в тринадцать лет он начал работать у мастера по росписи фарфоровой посуды, чтобы помочь семье заработать деньги. Вечера Ренуар проводил в школе живописи. В 1858 году фарфоровая мастерская, где работал Ренуар, закрылась, и он был вынужден заняться росписью вееров и занавесок. В 1860 году Ренуар получил разрешение властей копировать картины из Лувра, а к 1861 году накопил достаточно денег, чтобы оплатить учебу и стал учеником известного в то время мастера Шарля Глейра.
В апреле 1862 года, в возрасте двадцати одного года, Ренуар сдал вступительные экзамены в парижскую Школу изящных искусств, в студию Глейра, заняв 68-е место из 80 кандидатов. Там Ренуар учился с Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислеем. Ученики посещали лес Фонтенбло и рисовали на открытом воздухе. Впоследствии живопись на открытом воздухе стала «фирменным знаком» импрессионистов.
Ранние попытки
Первый успех пришел к Ренуару в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор для участия в ежегодной выставке Салона. В следующем году Салон выставил еще две картины, а сам Ренуар начал получать заказы на портреты. Однако художник все еще с трудом сводил концы с концами и выживал благодаря своим богатым друзьям Базилю и Сислею.
В 1865 году в доме другого друга, художника Жюля Ле Крё, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео. Их отношения продлились до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Карьера Ренуара прервалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции. Ренуар не воевал (в отличие от Базиля, который был убит в бою), во время службы он страдал от тяжелой дизентерии. После войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками организовали выставку своих работ. Именно в это время один язвительный критик ввел в обиход термин «импрессионизм». Эта выставка стала отправной точкой импрессионизма. Многие из представленных работ были подвергнуты резкой критике, но «Ложа» Ренуара была принята хорошо.
В этот период импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебной критикой, но и с общим экономическим кризисом, последовавшим за поражением в войне с Пруссией. Какое-то время люди не могли позволить себе покупать произведения искусства.
Чтобы выжить, он обратился к портрету, единственному жанру, который всегда пользовался спросом. Хотя поначалу ему не нравилось писать портреты, его веселый и дружелюбный характер позволил ему хорошо работать с клиентами. В результате 12 из 15 работ на Второй выставке импрессионистов 1876 года были портретами.
Период спокойствия
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, швее, с которой десятью годами ранее познакомился в её 21 год. В этом браке родились сыновья Пьер, Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 году. К 1900 году Ренуар успел прославиться, был признан одним из самых выдающихся художников Франции и получил от государства звание кавалера Ордена Почетного легиона.
Последние усилия
Болезнь омрачила семейное счастье и профессиональный успех Ренуара: парализованный инсультом в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать, держа в пальцах кисть, которую ему вкладывала в руки сиделка. Несмотря на преклонный возраст, он также начал изучать скульптуру и обучал своих помощников тому, что и как делать.
К этому времени его ревматизм был настолько болезненным, что иногда ему приходилось спать с простыней, натянутой на деревянную раму, так как даже малейшее прикосновение к ткани было невыносимо. Однако, несмотря на все это, Ренуар никогда не терял бодрости духа. В последние годы жизни репутация Ренуара выросла до международного признания: когда в 1917 году картина «Зонтики» была выставлена в Национальной галерее в Лондоне, сотни британских художников и любителей живописи прислали Ренуару письма, где писали: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».
Картины Ренуара также выставлялись в Лувре в 1919 году, и в августе художник в последний раз приехал в Париж, чтобы посмотреть картины. Пьер Огюст Ренуар умер от пневмонии 3 декабря 1919 года в возрасте 78 лет в Кане. Так закончилась жизнь одного из величайших художников всех времен.
Для продолжения и новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: