Найти тему

Основатель импрессионизма: КЛОД МОНЕ. Часть третья: Стиль и техника. Одержимость светом и цветом

Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы. Картины Моне породили новое течение в живописи - импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжении всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма - запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне - это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

Клод Моне, Тень на море в Пурвиле, 1882
Клод Моне, Тень на море в Пурвиле, 1882

Работа на пленэре

Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840-х годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью рисовать пейзажи, которые должны изображать «подлинную природу». Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников «следовать своему первому впечатлению».

Камиль Коро, Порыв ветра, 1860
Камиль Коро, Порыв ветра, 1860

Коро, как правило, заканчивал работу в мастерской. В противоположность ему художник Эжен Буден, на первых порах ставший в Гавре учителем Моне, рисовал свои картины на открытом воздухе от начала до конца, создавая маленькие, воздушные, пронизанные настроением ландшафты, такие, например, как «Пляж в Трувиле» (1864).

Эжен Буден, Пляж в Трувиле, 1864
Эжен Буден, Пляж в Трувиле, 1864

Работы Будена вдохновили Моне. Впоследствии он писал Будену:

«..Вы были первым, кто научил меня видеть и понимать».

Буден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно, пелена спала с моих глаз», - писал позже Моне. Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем:

«Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».

Что видит глаз на самом деле

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине:

«Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, - о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте - маленький синий квадрат, там - продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами».
Клод Моне, Скалы в Этрета, 1885-1886
Клод Моне, Скалы в Этрета, 1885-1886

Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

Революционная идея

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия».

Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма. В Аржантёе, например, Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной для этого лодке. Эдуар Мане запечатлел художника за работой в 1874 году.

Эдуар Мане, Моне и госпожа Моне в лодке, 1874
Эдуар Мане, Моне и госпожа Моне в лодке, 1874

Новая техника

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Клод Моне, Мост Ватерлоо. Эффект тумана (Туман в Лондоне), 1903
Клод Моне, Мост Ватерлоо. Эффект тумана (Туман в Лондоне), 1903

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шеврёля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет - это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета.

Клод Моне, Рыбацкий домик в Варенжвиле, 1882
Клод Моне, Рыбацкий домик в Варенжвиле, 1882

Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Клод Моне, Стога сена, 1891
Клод Моне, Стога сена, 1891

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

Клод Моне, Бульвар Капуцинок, 1873
Клод Моне, Бульвар Капуцинок, 1873

Изменение объекта изображения

Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то, что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры. Однако ближе к 1880-м годам Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

Восток встречается с Западом

Японскую культуру Запад начал открывать для себя в середине ХIХ века. Художники оказались под большим впечатлением от японских гравюр на дереве, называемых «укиё-э» (образы ускользающего мира), которые создавали такие художники, как Андо Хиросиге, Кацусика Хокусай и Китагава Утамаро. На их гравюрах были запечатлены ландшафты и сценки из повседневной жизни. Эти изображения - лаконичные, красочные и экспрессивные, с поразительной композицией, вдохновили многих художников-импрессионистов, в том числе и Моне. Так, картина Моне «Гора Колсаас», написанная в Норвегии в 1895 году, была создана явно под впечатлением от одной из гравюр Хокусая, изображавшей гору Фудзи.

Клод Моне, Гора Колсаас, 1895
Клод Моне, Гора Колсаас, 1895
Кацусика Хокусай, Победный ветер. Ясный день, 1823-1831
Кацусика Хокусай, Победный ветер. Ясный день, 1823-1831

Европейские художники для передачи пространства и объема традиционно использовали перспективу, а японские мастера гравюры прибегали для этого к наплывающим друг на друга плоскостям, размещенным в нужных местах картины. Они также пользовались неожиданными ракурсами, изображая главный объект смещенным по отношению к центру композиции.

Серии картин

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Британские впечатления

В 1824 году Джон Констебл получил золотую медаль Парижского Салона за свою картину «Телега для сена». Его свежие краски и твердая, уверенная манера письма стали тогда открытием для многих молодых французских художников. Но самое главное открытие состояло в том, что на картине была изображена обычная, повседневная сценка на фоне ясного, безмятежного пейзажа. Несмотря на то что свои картины Констебл заканчивал в мастерской, он очень активно работал на пленэре, делая наброски и рисуя маслом.

Джон Констебл, Телега для сена, 1821
Джон Констебл, Телега для сена, 1821

Моне весьма высоко ценил картины Констебла, однако гораздо сильнее на его манеру повлияли работы другого английского пейзажиста, Уильяма Тёрнера. Моне очень интересовался творчеством Тёрнера и с восхищением отзывался о его знаменитых картинах - «Дождь, пар и скорость» (1844).

Уильям Тёрнер, Дождь, пар и скорость, 1844
Уильям Тёрнер, Дождь, пар и скорость, 1844

Сам Моне писал пейзажи Темзы с 1899 по 1901 год. Предполагая, что его лондонские картины будут сравнивать с работами Тернера, он воспринял это как вызов и принял его. Когда Моне представил свои картины на выставке 1904 года, критики были потрясены мощью таланта художника.

Клод Моне, Парламент, 1899-1901
Клод Моне, Парламент, 1899-1901

Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, - это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Клод Моне, Парламент, чайки, 1899-1901
Клод Моне, Парламент, чайки, 1899-1901

Серия Тополя

Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке. Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал свою работу на протяжении всей осени 1891 года. В результате у него получилось 20 картин, запечатлевших эти тополя в разное время года и при различном освещении.

Написанная в нежной цветовой гамме картина показывает тополя, освещенные летним полуденным солнцем. Полотно, выдержанное в более темных тонах показывает тот же пейзаж в тусклых лучах заката. На залитой солнцем картине вертикальные стволы тополей и курчавые облака отражаются в спокойном зеркале воды. Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

Клод Моне, Кувшинки. Облака, 1920 - 1926
Клод Моне, Кувшинки. Облака, 1920 - 1926
Клод Моне, Кувшинки. Заходящее солнце, 1920 - 1926
Клод Моне, Кувшинки. Заходящее солнце, 1920 - 1926

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц