В VI в. до н.э. Северное Причерноморье оказалось в сфере воздействия античной цивилизации. Его побережье было охвачено процессом греческой колонизации. Жители греческих городов-полисов Малой Азии в поисках лучшей жизни морским путём достигали северных берегов Понта Эвксинского (как они называли Чёрное море) и основывали там новые города-колонии. Несколько эллинских колоний, находившихся на Таманском и Керченском полуостровах, в 480 году до н.э. объединились, образовав Боспорское царство. На месте современной Анапы располагался один из крупных боспорских городов — Горгиппия. Основанная в земле племени синдов Горгиппия располагала обширной сельскохозяйственной округой — хорой, достигавшей горных массивов долины Сукко. Следы античных усадеб открыты в прибрежной части долины, у подножия горы Солдатской, и далее по побережью — в районе Солёного озера.
До IV в. до н.э. греческие мореплаватели не отваживались пересекать Понт Эвксинский, их путь шёл вдоль побережья. Моряки, плывущие на Боспор с востока — из Гераклеи Понтийской и Диоскуриады, не могли не обратить внимание на колоссальную скалу, нависшую на подходе к Горгиппии над выдающимся в море мысом.
Эллинские мифы рассказывали о Прометее, наказанном Зевсом за наделение людей огнём и прикованном по его приказу Гефестом к скале где-то на Кавказе, куда изо дня в день прилетал посланный Зевсом гигантский орёл, выклёвывавший титану печень. Древние греки не знали точного места наказания Прометея. «Дикие скалы», к которым был прикован титан, Аполлоний Родосский в «Походе аргонавтов» локализует в Колхиде, близ устья Фасиса (Риони), т. е. в восточной части Кавказского Причерноморья. Эсхил же в трагедии «Прикованный Прометей» сообщает, что кавказская скала, послужившая местом наказания Прометея, находилась «у конца земли, в безлюдном скифском дальнем и глухом краю» и что судьбу титана оплакивали скифы, кочующие «на далёком краю земли возле вод Меотийских». Меотидой в древности называли Азовское море, кочевья же скифов распространялись на степи Предкавказья. Таким образом, в представлении творившего в первой половине V в. до н. э. «отца трагедии» скала, к которой Гефест приковал мятежного титана, находилась где-то в западной части Кавказа.
Весьма вероятно, что на начальном периоде освоения северного побережья Чёрного моря, в VI–V вв. до н.э., греческие мореплаватели в качестве места наказания Прометея действительно воспринимали хорошо видный с моря грандиозный скальный массив Большого Утриша.
Культ Прометея в древнегреческой религии не сложился: как писал Лукиан Самосатский, «везде видны храмы Зевса, Аполлона, Геры, а храма Прометея нет нигде». Однако при изучении археологических находок из раскопок Горгиппии — боспорского города, располагавшегося на месте Анапы и наиболее близкого к «скале Прометея», выявилась примечательная особенность, связанная с мифологическими представлениями жителей греческих городов Причерноморья о судьбе титана. Как известно из мифов, приковать Прометея к скале Зевсу посоветовала Афина, а Геракл, во время одного из своих путешествий достигший Кавказа, убил орла, терзавшего Прометея, и освободил титана, убедив впоследствии Зевса унять свой гнев. Древнегреческий писатель Дурис Самосский писал, что жители греческих городов «Прикавказья не приносят жертв только Зевсу и Афине за то, что они были виновниками наказания Прометея, и, напротив, чрезвычайно чтут Геракла за убиение им орла». При раскопках Горгиппии найдены всего одна бронзовая статуэтка Зевса и два изображения Афины Паллады, вырезанные на щитках перстней-печаток.
В то же время изображения Геракла, легендарного освободителя Прометея, в Горгиппии весьма многочисленны: он изображён на стенах расписного склепа II в. н.э., на мраморных рельефах, здесь найдено свыше десятка терракотовых 16–17 статуэток Геракла, керамическая форма для изготовления таких статуэток, изображающая героя бронзовая фигурка, надпись, сообщающая о воздвижении в местном гимнасии статуи Геракла и Гермеса. Налицо существование в Горгиппии развитого культа Геракла и несколько негативное отношение к Зевсу и Афине, виновным в страданиях Прометея. Не потому ли, что в городе почитали Прометея, наглядно воспринимая расположенную неподалёку монументальную скалу как место наказания титана и воздавая почести Гераклу, как его освободителю? Создаётся впечатление, что Горгиппия и была одним из тех городов «Прикавказья», религиозная жизнь которых послужила Дурису основанием для подобного утверждения.
Косвенным свидетельством восприятия большого Утришского обрыва как культового места может служить находка здесь в конце ХХ века клада античных монет. Клад был обнаружен в прибрежной скальной осыпи в районе мыса Большой Утриш. Судя по всему, он был спрятан в древности на высоком береговом обрыве и спустя столетия обрушился вниз. Клад насчитывал более двух тысяч медных монет Боспорского царства, чеканенных во II в. до н.э. Вполне возможно, что клад был сокрыт в конце указанного столетия. В это время обстановка в Боспорском царстве была очень тревожной. Около 109 года до н.э. скифский царевич Савмак убил воспитавшего его боспорского царя Перисада V и захватил престол. Против узурпатора выступил Диофант, полководец понтийского царя Митридата VI Евпатора, находившийся в это время с большим войском в Крыму. Война продолжалась около года и закончилась пленением узурпатора, а Боспорское царство перешло под власть понтийского владыки. Весьма вероятно, что в этой непростой обстановке кто-то из жителей восточной окраины государства попытался спасти свои сбережения и для их сокрытия избрал священный участок на побережье, рассчитывая на покровительство если не самого Прометея, то гораздо более отзывчивого к людским мольбам Геракла. Увы, за кладом ему не суждено было вернуться. Герои античных мифов хранили его более двух тысячелетий, а затем вернули людям.
Источник: Новичихин А.М. Утриш сквозь века / А.М. Новичихин; Фото Е. Харланова, К. Достова, И. Платонова Краснодар : Платонов И., 2017.