«Вы видели эту рекламу? Ужас! Как можно так писать?»
«А по-моему, забавно. Может, это специально?»
«Да ладно! Просто безграмотные люди делают».
«А вдруг это новый тренд?»
Знакомый диалог, не правда ли? Кажется, что ни дня не проходит без жарких споров об ошибках в рекламе. Одни кричат о падении уровня образования, другие уверены, что перед нами хитрый маркетинговый ход. Так кто же прав?
Я считаю, что это может быть намеренно.
Представьте: вы идете по улице, вокруг сотни вывесок и баннеров. Что заставит вас остановиться и присмотреться? Правильно, что-то необычное, выбивающееся из ряда. И тут — бац! — реклама с вопиющей ошибкой. Например, где вместо «Мороженое» написано «Морожное».
Вы останавливаетесь, перечитываете, может быть, даже фотографируете, чтобы показать друзьям. Миссия рекламщиков выполнена — вы обратили внимание.
Но давайте копнем глубже. Какие же принципы правописания нарушаются в такой рекламе?
Орфография летит в тартарары. -ТЬСЯ превращается в -ЦЦА, макароны в макарошки, а нейтральное велосипед превращается в разговорное велик.
Пунктуация? Забудьте о ней! Запятые, точки, тире — всё это лишнее, когда нужно привлечь внимание.
Грамматика? Кому она нужна! Ихний, евоный, хочете — всё в ход идет, лишь бы зацепить взгляд прохожего.
Стилистика превращается в дикую смесь все более странных выражений. «Зацени скидку», «Дешевле некуда», «Оторвись по полной». И это еще цветочки!
Где ситуация просто вопиющая? В интернете! Кажется, будто за орфографией там вообще никто не следит. Рекламные баннеры, которые вылезают даже тут, на Дзене.
Почему в 2024 году, когда у нас есть автоматические корректоры и целая армия редакторов-корректоров, готовых за копейки вычитать любой текст, мы вынуждены лицезреть эти чудовищные ошибки?
Может быть, создатели интернет-рекламы считают, что в сети можно позволить себе быть неграмотным? Или они настолько спешат запустить кампанию, что им некогда проверить текст? А может, они думают, что пользователи настолько заняты кликаньем по ссылкам, что не заметят ошибок?
Но мы-то замечаем. И это раздражает, не так ли? Иногда, когда вижу баннер с особенно вопиющей ошибкой, у меня возникает желание написать гневное письмо создателям. Но потом я думаю: а вдруг это и есть их цель? Вызвать эмоции, пусть даже негативные?
Не кажется ли вам, что такая реклама не просто привлекает внимание, но ещё и закрепляет в нашем сознании неправильные формы. Особенно это касается детей и подростков, которые могут воспринять подобные ошибки как норму. Что вы думаете об этом?
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Вы маркетолог, перед вами стоит задача: выделить рекламу вашего продукта среди сотен других. Что вы сделаете? Пойдёте проторенной дорожкой или рискнёте и намеренно допустите ошибку, чтобы привлечь внимание?
Но есть и другая сторона медали. Что если эти ошибки — не маркетинговый ход, а реальное отражение уровня грамотности создателей рекламы? Ведь не секрет, что уровень образования в некоторых сферах оставляет желать лучшего. Может быть, мы просто придумываем оправдания очевидной безграмотности?
Вот еще пища для размышлений: помните ли вы хоть одну грамматически идеальную рекламу? А вот ошибки наверняка врезались в память. Может быть, в этом и есть суть. Ошибки делают рекламу более запоминающейся, более «человечной»?
Но давайте вернемся к нашим баранам, то есть к нашей грамматике. Как вы думаете, есть ли граница, которую нельзя переступать даже в рекламе? Может ли быть слишком много недочётов? Или чем больше, тем лучше?
Представьте, что вы увидели рекламу известного бренда с вопиющей ошибкой. Изменится ли ваше отношение к этому бренду? Будете ли вы воспринимать его менее серьезно? Или, наоборот, оцените креативный подход?
Вполне вероятно, что такая реклама может быть симптомом более глобальной проблемы: мы становимся слишком терпимы к ошибкам и небрежностям в языке. Кто-то скажет, что наоборот: мы слишком зациклены на правилах и не даем языку естественно развиваться.
Пишите в комментариях ваши мнения и соображения.