Здравствуйте. Сейчас стало очень много задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Это явление принимает просто катастрофические объемы. Примерно 60-70% детей в 2-3-3,5 года имеют задержку речевого развития.
Это очень плохие показатели, которые в будущем могут привести к серьезным проблемам. В частности, к снижению общего уровня интеллекта среди молодежи.
Надеюсь, всех напугала :).
А теперь переходим к основной теме, то есть к причинам задержки речевого развития.
1. Одна из серьезных, но редких причин задержки развития речи- это физические дефекты органов слуха. То есть надо проверить ребенку слух. Существует несколько видов исследования слуха, и только при полном комплексе этих исследований, мы может гарантировать, что с физическим слухом у ребенка всё хорошо.
Список исследований размещу в комментариях;
2) Вторая причина- это двуязычие в семье. Эта причина является благоприятной. Двуязычные дети со временем догоняют в своем речевом развитии сверстников и даже перегоняют их;
3) Третья причина задержки речевого развития ребенка- это мама, которая недостаточно много общается с ребенком.
Мама может быть занята очень важными делами: работой ( сейчас, в отличие от прошлых лет, у мам в декрете есть возможность работать онлайн), уборкой, обучением и т.д. ..но всё равно на 1-м месте должно быть общение с ребенком. Так как нейропластичность мозга с каждым месяцем становится ниже, и то, что можно можно было развить легко и просто в 2 годика, в 3 развивается с большим трудом, в 4- с огромным трудом, а 6- с огромным трудом и минимальными результатами.
Можно сказать, что у современных мам из-за появившихся многочисленных возможностей, появились сложности с расстановкой приоритетов. Из-за мелких целей мамы упускают из вида самое важное - развитие мозга своего ребенка.
4) самая распространенная причина задержки речевого развития- это сенсорная дезинтеграция у маленьких детей.
Недаром сейчас набирают популярность медицинские центры, организующие курсы сенсорной интеграции.
Если честно, я бы и взрослым порекомендовала присмотреться к теме сенсорной интеграции.
Именно от сенсорной интеграции зависит очень многое, начиная от интеллектуальной выносливости ребенка и заканчивая склонностью к возникновению психосоматики.
5) Еще одна причина- это проявление неврологических проблем. Сейчас, к сожалению, очень часто "не замечают" у новорожденных признаки родовой травмы.
У меня были случаи, когда ребенок аж до 9-10 месяцев "здоров", а потом сразу получает инвалидность по ДЦП. До этого времени "ждите, ждите, скоро сядет....". Почему-то современным врачам проще не заметить проблему и, соответственно, не лечить.
Или другая ситуация- врач назначил лечение, а мама прочитала красивые слова про "фуфломицины" и "доказательную медицину" и решила ребенка не лечить.
( ни в коем случае мам НЕ осуждаю. Осуждаю наш замусоренный интернет и блогеров, распространяющих вредную информацию).
6) Шестая причина- сенсорная алалия в той или иной степени выраженности. Это когда у ребенка развивается с опозданием восприятие речи на слух. Это сложная причина, расписывать подробно не буду. Скажу лишь, что при этом дефекте физический слух может быть абсолютно нормальным. Сенсорная алалия может привести к тяжелому ЗПР, неотличимому от УО.
Спасибо за внимание. Надеюсь, что статья получилась информативной.
Буду благодарна за лайки и комментарии.
Всем добра!
Автор: Дарья Асламазова
Психолог, Детский психолог Дефектолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru