Из рабочего процесса:
Все мое детство прошло в тени несбывшейся материной карьеры. Она собиралась поступать в аспирантуру – и забеременела мной. Снова собралась через год – у меня мононуклеоз, болела долго, тяжело восстанавливалась. Снова аспирантуру пришлось отложить. В третий раз собралась – у меня компрессионный перелом позвоночника, я неудачно спрыгнула с качели и окончательно перечеркнула материнскую научную карьеру.
Когда родилась сестра, у нас разница в семь лет, уже на науку мать рукой махнула и младшую дочь просто любила, счетов ей не выставляла. Эту разницу я всегда чувствовала, всегда искала пути искупления своей вины.
Я закончила аспирантуру, защитилась, руковожу кафедрой, у меня есть монографии и статьи, докторская на горизонте. Вроде бы карьера моя научная удалась – за себя и за маму. Но детей у меня нет, осталось четкое понимание, что ребенок своим появлением обязательно все разрушит, перечеркнет карьеру, привычный уклад. У младшей сестры уже двое, а ей еще и тридцати нет.
Муж говорит, что перед нами последний вагон несется, что он меня очень любит и хочет, чтобы у нашей любви был плод – ребенок. Меня при мысли об этом накрывает: возникают руины нашей жизни, снятие меня с должности, снижение уровня жизни и прочие ужасы. Понимаю умом, что совсем не обязательно такой откат получать в жизни, что я не моя мама, я другая, у меня уже есть эта самая востребованная научная карьера, но эмоционально накрывает, вплоть до панической атаки.
Вы правы, когда говорите о том, что Вы не мама, у Вас своя, совсем другая жизнь. Вы строите ее на том фундаменте, что есть. Получив в качестве семейного послания тезис – самая завидная профессиональная реализация в науке, Вы с блеском реализовали эту жизненную программу. По большому счету мамину жизненную программу. Она оказалась Вам по силам, Вы от ее реализации получаете удовольствие и социальные преференции. Это замечательно. По сути, мамина программа стала Вашей, верно?
А если это так, то посмотрите, что стало с маминой программой дальше: она махнула на науку рукой и счастливо родила себе еще девочку, которой не предъявляла счетов и просто любила. Получается, что Вы с мамой схожи в том, что обе считаете научную карьеру очень интересной жизненной реализацией, обе стремились к исполнению такого жизненного пути, у Вас получилось, у мамы нет… А дальше может быть все, что угодно, в том числе и дети. Когда человек в самом начале пути, еще ничего не сделал на своем пути, сбить его легко, если трижды не получилось поступить в аспирантуру – значит, не судьба, решила Ваша мама. Вы аспирантуру уже закончили, защитились, посетили десятки конференций, Вы руководите кафедрой. Вас выбить из этой позиции уже практически невозможно, Вы крепко стоите на ногах, и реализация не маячит перед Вами миражом, она уже у Вас за спиной, Вы внутри процесса. Да, можно при горячем желании пойти мыть подъезды, но имеющихся, уже полученных достижений это не отменит.
Тем более что у вас есть горячая поддержка супруга, понимающего всю важность для Вас того, что есть сейчас и может быть продолжено в перспективе.
К тому же, есть много женщин, совместивших научную карьеру и рождение ребенка. Среди Ваших знакомых тоже такие есть наверняка. Присмотритесь к ним поближе, как им это удается, на какие ресурсы они опираются, где берут силы, как воспринимают свой жизненный сценарий, каково в нем место ребенка. У них можно снять технологии и подходы.
По поводу специфического эмоционального состояния во время размышления о возможных перспективах деторождения, можно проконсультироваться с психотерапевтом.
Анна Бердникова
Записаться на консультацию можно здесь