Найти тему

Работа с вопросами в паре или в группе (по материалам британских учебников)

Оглавление

Обычно на уроке вопросы задаёт учитель. Давайте передадим эту привилегию детям, пусть потрудятся тоже.

Предлагаю несколько вариантов для отработки вопросов в паре или в группе, которые постаралась выстроить по принципу от простого к сложному.

В статье я привожу примеры заданий и упражнений из разных британских учебников. Часто ими пользуюсь, так как язык там настоящий, да и много интересного можно найти!

Главное - правильно организовать, и тогда работа в группе будет эффективной.
Главное - правильно организовать, и тогда работа в группе будет эффективной.

Задание 1: вопросы на проговаривание и подстановку

Задание ниже лучше отрабатывать в парах, оно нацелено на взаимодействие двух людей: предложение и просьба. При проговаривании вопросов меняются только последние два слова. Так ребята привыкают к вопросительной форме и просто запоминают эти очень распространённые вопросы.

Таким образом хорошо тренировать разные функциональные вопросы: Would you like...? Do you mind ......? Would you rather ....? и т.д.

New Discoveries 1.  Это задание разработано для письма, но его также можно использовать для работы в паре.  Написать образец на доске, а детям выдать слова для выбора.  В какой-то момент образец можно стереть.
New Discoveries 1. Это задание разработано для письма, но его также можно использовать для работы в паре. Написать образец на доске, а детям выдать слова для выбора. В какой-то момент образец можно стереть.

Задание 2: даётся начало вопроса и несколько вариантов для продолжения

Это тоже вопросы на подстановку только с более развёрнутым продолжением.

Учащиеся по очереди задают вопросы. Они вытягивают карточку со словами и тут же формулируют вопрос по образцу. Образец можно написать на доске.

Для более продолжительной практики можно поменять состав групп и убрать образец с доски. Также можно добавить новые карточки для новых вопросов.

Отвечать на вопросы можно кратко, а можно развёрнуто, кто как может. Фокус держим на вопросах, ответы принимаются любые.

Pacesetter (elementary).  Данное упражнение, конечно, лучше проводить в группе, чтобы было кого сравнивать.
Pacesetter (elementary). Данное упражнение, конечно, лучше проводить в группе, чтобы было кого сравнивать.

Ещё один пример подобного задания. Но его лучше выполнять в паре, так как при ответе ребята будут долго думать. Я бы также дала образец для ответа, чтобы сократить количество ошибок.

Pacesetter (elementary).   Таким образом отрабатываются до автоматизма вопросы  в Past Simple.
Pacesetter (elementary). Таким образом отрабатываются до автоматизма вопросы в Past Simple.

А так можно поговорить о чувствах, повторить или активизировать прилагательные для выражения чувств и эмоций. Конечно, их нужно предварительно повторить.

Pacesetter (elementary).
Pacesetter (elementary).

Главное - проговаривать вопросы, а не читать их. Для этого нужно дать учащимся очень чёткие инструкции: Мы работаем над вопросами, научитесь их задавать правильно, тренируйтесь их проговаривать, а не читать, запоминайте и заучивайте!

Все представленные выше задания направлены на запоминание и проговаривание вопросов, на этом этапе учащиеся сами их ещё не составляют.

После тренировки в паре /группе нужно обязательно проверить насколько ребята усвоили материал. Это можно сделать фронтально (учащиеся задают вопросы Вам) или в режиме класс-ученик, или можно вызвать к доске одну-две случайных пары.

Задание 3: задайте несколько уточняющих вопросов (follow-up questions)

Первый участник группы вытягивает вопрос (вы подготовили вопросы заранее) и задаёт его отвечающему. После этого остальные участники должны задать по одному уточняющему вопросу. Далее вопрос вытягивает следующий участник.

Cutting Edge (pre-intermediate)
Cutting Edge (pre-intermediate)

Прежде всего обращаем внимание на правильность задаваемых вопросов, ответы принимаются любые, пусть дети спокойно говорят так как могут.

Такое же задание можно проделать в парах сменного состава, только все уточняющие вопросы задаёт один человек, а потом они меняются ролями.

The New Cambridge English Course 3
The New Cambridge English Course 3

Задание 4: составьте вопросы по ключевым словам

Есть то, о чём нужно спросить, а вопрос нужно составить/достроить самому. Такое задание можно выполнять и в паре, и в группе.

World Class Level 2. В данном случае отрабатывается Present Simple.  Работа с вопросами даёт прекрасную возможность практиковать грамматику.
World Class Level 2. В данном случае отрабатывается Present Simple. Работа с вопросами даёт прекрасную возможность практиковать грамматику.

А вот интересное по содержанию и при этом очень простое задание для работы в паре.

World Class Level 2.  Как видите, можно из обычного материала сделать увлекательное упражнение, всего лишь изменив инструкцию.  Конечно, оно больше подойдёт для 5-6 классов.
World Class Level 2. Как видите, можно из обычного материала сделать увлекательное упражнение, всего лишь изменив инструкцию. Конечно, оно больше подойдёт для 5-6 классов.

Задание 6. Составьте и задайте вопросы, чтобы выяснить информацию по следующим пунктам.

Это уже более продвинутый вариант, так как опоры практически отсутствуют и нужно самостоятельно подобрать вопросительные слова и структуру вопроса. Было бы неплохо дать образец в качестве опоры.

World Class Level 2.   Очень напоминает формат экзамена.
World Class Level 2. Очень напоминает формат экзамена.

Задание 7: составьте опросник в группе

Можно составить опросник по любой теме, работая в группе, (в группе сделать это легче), а потом собрать информацию (например, каждый участник группы соберёт информацию по одному вопросу) и сделать отчёт.

Cambridge English for Schools 3.  Мозговой штурм в группе - это здорово!
Cambridge English for Schools 3. Мозговой штурм в группе - это здорово!

Ещё один вариант последующей работы с уже составленными в группе вопросами: группы перемешиваются для того чтобы уже задавать и отвечать на вопросы. У каждого есть список составленных вопросов, тема у всех одна, но вопросы могут быть разными. Нужно внимательно слушать, чтобы не повторяться с вопросом. Конечно, вопросы нужно проговаривать, а не читать. Через определённое время группы снова перемешиваются и процедура повторяется. Ребята хорошо запомнят свои вопросы.

Задание 8: задайте вопросы по определённой теме

Каждый участник группы записывает три вопроса по определённой теме на листочках, сворачивает их и складывает в коробочку. Затем они по очереди вытягивают вопросы и отвечают на них. Но здесь уже фокус постепенно смещается на содержание ответов, если предполагается, что они будут развёрнутые.

The New Cambridge English Course С.  Вы можете обозначить, какие именно вопросы составлять, или же назвать только тему.
The New Cambridge English Course С. Вы можете обозначить, какие именно вопросы составлять, или же назвать только тему.

Задание 9: угадайте

Игра "Двадцать вопросов": участникам нужно задать 20 вопросов (думаю, что можно и меньше), чтобы угадать загаданный предмет. Впервые в эту игру нужно поиграть всем классом с учителем и в режиме ученик-класс. А потом время от времени практиковаться в группах.

The New Cambridge English Course С. Как видите, ответы односложные, весь фокус на вопросах.
The New Cambridge English Course С. Как видите, ответы односложные, весь фокус на вопросах.

Желательно такую игру проводить, когда учащиеся уже хорошо умеют задавать вопросы и имеют хороший словарный запас, иначе игра быстро зайдёт в тупик или переключится на русский язык.

Но если ограничить такое задание одной только что пройденной темой, как в упражнении ниже, то можно использовать на любом уровне.

World Class Level 2. Это упражнение позволяет также потренировать правильную форму кратких ответов, но тогда это будет больше грамматическое упражнение, а не коммуникативное.
World Class Level 2. Это упражнение позволяет также потренировать правильную форму кратких ответов, но тогда это будет больше грамматическое упражнение, а не коммуникативное.

Для более эффективной работы важно соблюдать правила для работы с вопросами в парах/группах :

1. Вопросы засчитываются, если они полностью проговариваются, а не читаются.

2. Если кто-то заметил ошибку в вопросе, он должен её исправить, а если есть сомнения, то обратиться к учителю.

3. Отвечают (задают вопросы и отвечают на них) все участники группы по очереди, без исключений.

4. Если учащийся не справляется, другие ему помогают.

Правила лучше обсудить с детьми и принять их. Возможно, у вас они будут другие.

Раздаточный материал можно скопировать в посте для подписчиков:

Раздаточный материал для практики вопросов в паре или в группе. Уважаемые коллеги, к сожалению, материалы на английском языке часто ограничиваются и публикуются только для подписчиков, поэтому я решила в отдельных постах делиться своим раздаточным материалом с теми, кому это нужно. Его можно легко скопировать и подправить или отформатировать, если потребуется. Задание 1. Ask and say what you…
Методика преподавания иностранного языка в школе (real-life practice and situations)29 августа 2024

Коллеги, а вы работаете на уроках с вопросами?