В рамках исполнения Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» субъектам критической информационной инфраструктуры (далее по тексту - КИИ) необходимо обеспечить взаимодействие с Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (далее – ГосСОПКА). В рамках данной статьи автор рассказывает о наиболее часто встречающихся в его практике проблемных вопросах указанного взаимодействия и дает ответы на них.
Несколько слов о ГосСОПКА
Государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации (далее по тексту – ГосСОПКА) представляет собой единый централизованный, территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Силы обнаружения – подразделения и специально выделенные сотрудники, а также Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам (далее – НКЦКИ), осуществляющий координацию сил обнаружения. Средства – технологии, технические, программные, правовые и организационных средства субъектов ГосСОПКА. Субъекты ГосСОПКА:
- ФСБ России;
- ФСТЭК России;
- владельцы информационных ресурсов Российской Федерации;
- операторы связи;
- иные организации, осуществляющие лицензируемую деятельность в области защиты информации.
По сути, ГосСОПКА представляет собой совокупность взаимосвязанных специализированных центров мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности. Данные центры организованы по ведомственному и территориальному принципам и подразделяются на главный центр ГосСОПКА, региональные центры, территориальные центры, центры органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные центры), а также корпоративные центры (центры владельцев информационных ресурсов, операторов связи и иных организации).
Основным назначением ГосСОПКА является обеспечение защищенности информационных ресурсов Российской Федерации от компьютерных атак и штатного функционирования данных ресурсов в условиях возникновения компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками.
Взаимодействие субъекта КИИ с ГосСОПКА возможно в двух вариантах:
- путем самостоятельного подключения к инфраструктуре НКЦКИ;
- через ведомственный (корпоративный) центр (сегмент) ГосСОПКА.
В рамках указанного взаимодействия, на практике, у субъектов КИИ могут возникать различные проблемные вопросы, рассмотрим их более подробно.
Проблемные вопросы взаимодействия с ГосСОПКА
Одним из первых проблемных вопросов, стоящих перед субъектом КИИ, является вопрос об обязательности подключения к технической инфраструктуре НКЦКИ для обмена информацией с ГосСОПКА.В явном виде действующее законодательство не предусматривает обязанности по подключению субъекта КИИ к технической инфраструктуре НКЦКИ. Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» предусматривает лишь обязанность субъекта КИИ информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России (по сути - НКЦКИ) и (или) Центральный банк Российской Федерации (в случае, если субъект КИИ осуществляет деятельность в банковской сфере и в иных сферах финансового рынка) в установленном ими порядке.
Порядок информирования определен приказом ФСБ России от 19.06.2019 № 282 «Об утверждении Порядка информирования ФСБ России о компьютерных инцидентах, реагирования на них, принятия мер по ликвидации последствий компьютерных атак, проведенных в отношении значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее – Приказ ФСБ России № 282).
Согласно Приказу ФСБ России № 282, информирование осуществляется путем направления информации в НКЦКИ в соответствии с определенными НКЦКИ форматами представления информации о компьютерных инцидентах в ГосСОПКА с использованием технической инфраструктуры НКЦКИ, предназначенной для отправки, получения, обработки и хранения уведомлений и запросов в рамках информационного взаимодействия с субъектами КИИ, а также с иными, не являющимися субъектами КИИ, органами и организациями, в том числе иностранными и международными.
В случае отсутствия подключения к данной технической инфраструктуре информация передается субъектом КИИ посредством почтовой, факсимильной или электронной связи на адреса (телефонные номера) НКЦКИ, указанные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://cert.gov.ru.
Поскольку взаимодействие субъекта КИИ с ГосСОПКА осуществляется, в том числе, в целях исполнения обязанности по информированию о компьютерных инцидентах, произошедших на объектах КИИ, то возникает вопрос все объекты КИИ попадают под данное требование или только значимые?
Приказ ФСБ России № 282 устанавливает срок, в который субъект КИИ должен передать информацию в ГосСОПКА (проинформировать НКЦКИ):
- не позднее 3 часов с момента обнаружения инцидента для субъектов КИИ, владеющих значимыми объектами;
- не позднее 24 часов с момента обнаружения инцидента для субъектов КИИ, владеющих не значимыми объектами.
Таким образом, обязанность по передаче информации в ГосСОПКА, распространяется на всех субъектов КИИ, независимо от вида принадлежащих им объектов.
Если принято решение о передаче информации в ГосСОПКА с использованием технической инфраструктуры НКЦКИ, то возникает вопрос о том, как подключиться?
Технически, взаимодействие с ГосСОПКА строится следующим образом:
- заключается соглашение о взаимодействии (оно типовое);
- для взаимодействия организуется защищенное соединение с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;
- после заключения соглашения участнику настраивается учетная запись – выдается логин и пароль;
- по логину и паролю участник получает доступ в личный кабинет.
Передача информации в ГосСОПКА осуществляется с использованием форматов передачи данных, утвержденных ФСБ России.
Следующим вопросом, который встает перед субъектом КИИ, является вопрос об обязательности лицензий в области защиты информации и аккредитации центра ГосСОПКА.
Для взаимодействия с ГосСОПКА лицензии не требуются, оно осуществляется в рамках исполнения обязанностей, возложенных на субъекта КИИ статьей 9 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Если субъект КИИ намерен создать корпоративный (ведомственный) центр ГосСОПКА для собственных нужд (только в рамках своего юридического лица), никаких лицензий также не требуются. Аналогичным образом обстоит дело и в части аккредитации центров ГосСОПКА.
В рамках работы в холдинговых структурах или для предоставления коммерческих услуг:
1) лицензия ФСТЭК России на оказание услуг по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации;
2) одна из следующих лицензий:
- на право осуществления работ, связанных с созданием средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
- деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств.
3) лицензия ФСБ России на работу с государственной тайной – если нужен доступ к методическим документам ФСБ России по обнаружению, предотвращению и ликвидации последствий компьютерных атак
Также, для указанной категории центров ГосСОПКА нужно будет пройти аккредитацию.
Логично проистекающий из предыдущего ответа вопрос о том, а обязательно ли для субъекта КИИ создавать корпоративный (ведомственный) центр ГосСОПКА?Законодательно такая необходимость не определена. Более того, на практике уже достаточное количество субъектов КИИ осуществляют свое взаимодействие с ГосСОПКА через коммерческие центры мониторинга и реагирования на инциденты. Преимущества и недостатки аутсорсинга услуг корпоративных (ведомственных) центров ГосСОПКА рассмотрены автором в статье «Что лучше: свой SOC или внешний?»
В заключении следует отметить, что в указанной статье рассмотрены лишь наиболее распространенные, исходя из практики автора, проблемные вопросы, возникающие у субъектов КИИ в рамках организации взаимодействия с ГосСОПКА. Бесспорно, количество проблемных моментов, наблюдаемых в настоящее время гораздо больше, чем может быть рассмотрено в рамках данной статьи в силу ограниченности ее объема.
Сведения об авторе: Саматов Константин Михайлович, руководитель комитета по безопасности КИИ, член Правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности.
Мы в ВК: https://vk.com/vkaciso
Наш сайт: aciso.ru
Ставьте лайк и подписывайтесь на нашу страницу в АРСИБ Яндекс.Дзен и будьте в курсе актуальной информации в сфере информационной безопасности!