В 1434 году Флорентийская Шерстяная Гильдия заключила с Филиппо Брунеллески (годы жизни 1377-1446) контракт на проектирование небольшой молельни для Камальдульского Монастыря Санта-Мария-дельи-Анджели на средства, пожертвованные семейством Сколари. Здание расположилось в самом углу монастырской территории, двумя сторонами выходя прямо на общественные улицы. В отличие от многих других его проектов, проектирование и строительство этого сооружения продвигались довольно быстро, и уже к 1437 стены постройки, вполне возможно, достигали общей высоты примерно в пять метров. В этот самый момент, в основе своей из-за новой войны Флоренции с городом Лукка, средства закончились, и строительство остановилось.
Незавершённое здание оставалось в таком состоянии вплоть до 1934 года, когда к нему было добавлено новое строение, не соответствующее планам Брунеллески, его первоначальный план этажа был очень чётким, и позже на его основе были сделаны многочисленные рисунки. Самый ранний известный рисунок (в «Кодексе Барберини», Библиотека Ватикана [Ватикан, Рим, Италия]) архитектора Джулиано да Сангалло (годы жизни 1445-1516) датируется примерно 1494 и, вполне вероятно, именно он послужил основой для многочисленных последующих копий плана этажа, хотя существуют и некоторые эскизы внутренних и внешних фасадов, и учёные уже успели обсудить их надёжность. На основе данных чертежей были выполнены реконструкции работ, сделанных Брунеллески, а также проект общего плана здания.
Несмотря на фрагментарный характер оратория, его основное предназначение заключается в новаторском использовании Брунеллески полностью центрального плана, а также в его модификациях структурных форм, которые и характеризуют его более поздние творения. Самым центром здания является восьмиугольная ротонда, окружённая со всех сторон восемью часовнями (одна из которых служит входом) и поддерживается опорами, монументальность которых облегчена вогнутыми сторонами. Не исключается, что Брунеллески был вдохновлён централизованным планом дальнейшего изучения византийской и готической архитектуры, а также некоторыми римскими зданиями, такими как Римский Пантеон. Возможно, как предполагает историк архитектуры Эудженио Баттисти (годы жизни 1924-1989), на него также мог повлиять и близкий контакт с его младшим архитектором – Леоном-Баттистой Альберти (годы жизни 1404-1472).
Как отмечает всё тот же Баттисти, рассказывая о поздних работах Брунеллески, в частности об оратории и фонаре Кафедрального Собора Санта-Мария-дель-Фьоре:
«Его план был основан на чередовании вогнутых и выпуклых элементов. Фасад же представляет собой искусную интеграцию опор и структуры, а сама каменная кладка выдолблена таким образом, чтобы придать ей максимальную лёгкость. Можно почти говорить о возвращении к использованию готических аркбутанов, но в качестве руководства опираясь на опыт классической античности».
- Архитектор – Филиппо Брунеллески
- Название – Ораторий Санта-Мария-дельи-Анджели
- Год создания – 1434-1437
- Место нахождения – Флоренция, Италия