Стекло изобрели больше 5000 лет назад, однако «приручить» его смогли относительно недавно. Первые стеклянные изделия — фаянсовые плитки, покрытые этим материалом, — появились в Египте в 2000-х годах до н. э. А сегодня изогнутые панорамные окна становятся частью архитектуры. В доме «Лаврушинский» они обеспечат головокружительные панорамные виды на Кремль. Рассказываем, как стекло прошло путь от декоративных изделий до просветлённых моллированных стеклопакетов в квартирах.
От Египта до Фальконье
Сегодня известно несколько древних артефактов: египетские фаянсовые плитки со стеклянным покрытием, месопотамская стеклянная печать, старовавилонские сосуды для благовоний. Эти изделия тогда изготавливались сплавлением песка и соды в специальных глиняных формах. По сравнению с современностью технологии в те времена были простыми, а производство требовало вырубки большого количества деревьев для стеклоплавильных печей.
Технология производства художественных изделий из нагретого «листового» стекла появилась во Франции на рубеже XVIII–XIX веков. Местные мастера-стеклодувы использовали её для создания изящной посуды и штучных элементов декора. Для этого обычное стекло расплавляли в печах, пока оно не становилось похожим по консистенции на сырую глину или пластилин, — в таком состоянии из него можно было вылепить любую форму. Затем готовое изделие охлаждалось, при необходимости расписывалось и полировалось. Предметы, полученные таким образом, высоко ценились и украшали самые богатые дома Европы.
Листовое стекло в том виде, к которому мы привыкли, появилось только в начале XX века. Бельгийский инженер Эмиль Фурко разработал технологию вытягивания листа из нагретой массы. До этого листовое стекло делали из больших цилиндров, которые разрезали вдоль и затем повторно расплавляли.
Со временем нехитрая технология «лепки» из стекла получила широкое применение в самых разных отраслях, в том числе в строительстве. Например, знаменитые стеклянные кирпичи Фальконье, которые вручную изготавливались с 1880-х годов, стали символом эпохи модерна в архитектуре Европы и Российской империи. Они до сих пор сохранились в декоре многих дореволюционных домов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода и других крупных городов.
К началу Второй мировой войны из-за сложности и дороговизны производство кирпичей Фальконье полностью прекратилось. На смену им пришли прессованные стеклоблоки. Но технология штучного производства стеклянных изделий в архитектуре никуда не делась. Спустя десятилетия её усовершенствовали при помощи высокоточного оборудования. Так появилось моллированное стекло.
Высокие технологии
Моллированное, или попросту гнутое, стекло часто используется при строительстве домов со сложной архитектурой. Например, без него не обойтись, если в здании предусмотрены окна необычной формы (выпуклые, вогнутые, криволинейные), для которых не подойдёт обычное листовое стекло. В частности, моллированные окна активно применялись при строительстве небоскрёбов в деловом центре «Москва-Сити», а также объектов в парке «Зарядье», спорткомплексе «Лужники», инновационном центре «Сколково». В элитном доме «Малая Ордынка 19», который мы построили 2019 году, моллированное стекло использовано в декоре фасадов.
Производство моллированного стекла сложнее, дольше и дороже обычного. В качестве сырья используются листовые заготовки с различными минеральными добавками. Они придают материалу дополнительные свойства, включая лучшее светопропускание и устойчивость к царапинам. Для начала листы постепенно нагревают до температуры от 700 до 1400 °C в горизонтальных печах, чтобы материал стал мягким и податливым.
После нагревания получившуюся горячую массу помещают на горячие металлические матрицы. Упрощённо говоря, это выпуклые железные столы. На них пластичное стекло изгибается под тяжестью собственного веса и принимает форму матрицы. Процесс может занимать до 10 часов, причём всё это время необходимо поддерживать высокую температуру и «стола», и стекла. Затем стекло вынимают из печи и медленно охлаждают при помощи сжатого воздуха.
Остывшее изделие тщательно полируют. На изогнутое стекло затем напыляются различные вещества: железо, медь, оксиды олова, никель, серебро, золото и даже платина. Тончайшие слои этих веществ позволяют улучшить свойства конечного изделия. Например, современные окна могут не пропускать инфракрасное излучение, благодаря чему зимой через них не уходит тепло, а летом на солнце в помещении не становится жарко.
В процессе изгибания стекло становится более плотным, прочным и стойким. Его толщина составляет не менее 3 мм. Моллированные, или радиусные, окна часто используются в строительстве элитных домов. Они располагаются в историческом центре Москвы, а квартиры в них имеют лучшие видовые характеристики. Моллированные окна позволяют значительно расширить угол обзора и создать впечатляющие панорамы даже на невысоких этажах. Кроме того, воплотить смелые идеи архитекторов при помощи обычного стекла зачастую невозможно.
Лучшие виды на Кремль
Панорамные моллированные окна — визитная карточка нашего элитного дома «Лаврушинский», который мы строим в километре от Кремля. 80% квартир в нём получат изогнутые окна. Их общая площадь составляет 1500 кв. м. Панорамные окна в «Лаврушинском» массой около 800 кг достигают высоты 3,4 метра, а их ширина составляет в среднем 6 метров. Так мы дадим жителям возможность наслаждаться открыточными видами Кремля и храма Христа Спасителя. Решение не только сложное в реализации, но и дорогостоящее: стоимость всех витражных конструкций в «Лаврушинском» составляет 2,5 млрд рублей, или 16% всего бюджета девелоперского проекта.
Панорамные моллированные окна «Лаврушинского» идеально рифмуются с плавными линиями бионического фасада дома. Архитектура здания органически соединяет классические силуэты исторической застройки Замоскворечья и современный дизайн. Сегодня это самый высокий новый дом на Якиманке. Его корпуса расположены параллельно Кремлёвской стене, что обеспечивает прямые виды на главную московскую достопримечательность.
«Плавность фасадных линий — один из тех архитектурно-композиционных приёмов, которые помогают вписать "Лаврушинский" в исторически сложившуюся среду. Реализовать эту задумку без применения моллированного остекления было бы просто невозможно. Рекордно большие гнутые стёкла, применённые в этом доме, не только помогают подчеркнуть пластику скруглённых углов, но и обеспечивают каждой из квартир по-настоящему панорамный вид на исторический центр Москвы», — рассказал архитектор Сергей Чобан, спроектировавший дом.
«Лаврушинский» расположен в глубине квартала, вдали от проезжей части, посреди собственного двора-парка площадью 1,4 гектара. На внутренней территории дома создана целая экосистема комфорта, включающая фитнес-зал и спа-комплекс с 25-метровым бассейном, хот-табом, сауной и хаммамом, а также детские комнаты, спортивные площадки и отдельный сервисный лифт для обслуживающего персонала.
Подробнее о «Лаврушинском» вы можете прочитать на сайте дома.