Найти в Дзене
Новый человек

Ницше о «божественном животном»: как древние инстинкты могут помочь создать себя

«Самый близорукий и пагубный образ мышления стремится полностью иссякнуть из великих источников энергии, тех диких потоков души, которые часто изливаются так опасно и сокрушительно, вместо того чтобы использовать их силу на службе и экономить её», — писал Ницше.

Но в доисторических слоях нашей психики обитают не только деструктивные побуждения; существует также то, что Ницше называл «божественным животным» — древние инстинкты, «регулирующие, бессознательные и безошибочные побуждения» («О генеалогии морали»), которые позволяли нашим предкам выживать и даже процветать в суровых и неопределённых условиях до появления современной формы сознания.

✅ Современный человек практически утратил связь с этими древними инстинктами. Полагаясь исключительно на своё сознание, свой «самый слабый и подверженный ошибкам орган», он слепо бредёт по жизни, не замечая, что в тайниках его разума есть архаичные помощники, которые, если бы он знал, как их использовать, могли бы помочь ему во многих жизненных ситуациях, когда сознание даёт сбой.

Говоря о современном человеке, Ницше писал: «Он потерял и уничтожил свой инстинкт и больше не может доверять „божественному животному“ и отпускать поводья, когда его понимание ослабевает и его путь ведёт через пустыни».

Наиболее общая картина нашей сущности — это объединение побуждений с постоянным соперничеством и особыми союзами друг с другом
Наиболее общая картина нашей сущности — это объединение побуждений с постоянным соперничеством и особыми союзами друг с другом

Наличие исторических, доисторических и животных влечений способствует существованию внутри нас «изобилия противоположных влечений и импульсов» — «мы сами являемся своего рода хаосом», как выразился Ницше. В отличие от других философов, которые считали человеческий разум прежде всего чем-то единым, Ницше радикально провозгласил его множественностью, совокупностью взаимосвязанных психологических сущностей.

«Наиболее общая картина нашей сущности — это объединение побуждений с постоянным соперничеством и особыми союзами друг с другом», — пишет Ницше в «Воле к власти».

Концептуализируя человеческую психику как «социальную структуру влечений и аффектов» — как своего рода город, в котором одновременно живут многочисленные конфликтующие субличности, — Ницше поставил перед собой и своими читателями задачу гармонизировать «изобилие противоположных влечений и импульсов» и обеспечить координацию множества конкурирующих сил внутри.

✅ Он предположил, что такая координация может быть достигнута с помощью «организующей идеи» или «правящей страсти» — доминирующего «главного» побуждения, которое формирует «живой центр» психики и кооптирует все другие побуждения, чтобы действовать в подчинении своей цели.

Организующая идея не обретается посредством волевого акта, но, обладая собственным типом интеллекта, проявляется на протяжении всей жизни человека. Нужно просто продолжать искать такое главное побуждение и не препятствовать его росту и активности.

«Организующая идея», которой суждено править, продолжает расти глубоко внутри — она начинает командовать; постепенно она уводит нас назад с боковых и неправильных дорог; она подготавливает отдельные качества и приспособленности, которые однажды окажутся незаменимыми как средства для достижения целого — одно за другим, она тренирует все подчинённые способности, прежде чем дать какой-либо намёк на доминирующую задачу, «цель», «прицел» или «смысл», — пишет Ницше в «Ecce Homo».

Другими словами, организующая идея упорядочивает множество конкурирующих сил в психике человека, позволяя ему с целеустремлённой преданностью стремиться к героической цели, которая придаёт смысл жизни.

Вера в то, что мы найдём своё подлинное „я“ после того, как оставим позади или забудем ту или иную вещь, — это миф
Вера в то, что мы найдём своё подлинное „я“ после того, как оставим позади или забудем ту или иную вещь, — это миф
Ницше резюмировал важность организующей идеи для придания формы психике человека в следующей неопубликованной заметке: «Вера в то, что мы найдём своё подлинное „я“ после того, как оставим позади или забудем ту или иную вещь, — это миф. Создать себя, сформировать форму из различных элементов — вот задача! Задача скульптора! Продуктивного человека!» (Nietzsche).

Психологические прозрения Ницше широки, разнообразны и всегда проницательны — результат его горячей убеждённости в том, что психика современного человека остро нуждается в препарировании.

✅ Но, несмотря на его проницательные наблюдения, есть критики, которые утверждают, что его понимание природы человеческого разума не имеет отношения к делу из-за того факта, что в молодом возрасте 44 лет он стал жертвой психического заболевания, которое оставалось с ним до конца его относительно короткой жизни.

Игнорируя тот факт, что его болезнь, возможно, имела органическое происхождение, некоторые могут спросить: почему кто-то должен обращать внимание на идеи о том, как «стать тем, кто ты есть», исходящие от человека, который сошёл с ума?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы закончим жутким отрывком из неопубликованных заметок Ницше, в котором он, кажется, предвещает судьбу, которая постигнет его позже в жизни:

«Есть ложное высказывание: „Как может тот, кто не может спасти себя, спасти других?“ Предположим, у меня есть ключ от ваших цепей, почему ваш замок и мой замок должны быть одинаковыми?» (Nietzsche, KSA 10:4[4]).

Берегите себя

Всеволод Парфёнов