📖 «Поэтика»
👤 Аристотель
📜 «Поэтика» — трактат Аристотеля, посвящённый теории драмы.
Тоненький трактат Аристотеля — лишь малая часть его трудов, не занимает и четверти от всего объёма сборника. Согласно некоторым источникам, было две части «Поэтики»: первая посвящена драме, а вторая — комедии. До нас дошла только первая.
Но не дайте размеру себя обмануть. На этих тридцати страничках содержится много информации по теории античной драмы. Аристотель успевает и привести примеры, и покритиковать, и дать наставления для поэтов. Я не подчеркиваю в книгах, максимум оставляю закладки. Однако здесь очень хотелось взять карандаш. Как минимум конспект трактата необходимо сделать при прочтении, чтобы структурировать и осмыслить написанное.
Поэт античный и поэт современный — два разных понятия, и может показаться, что информация устарела. Да, так и есть. Но человеку, увлечённому историей литературы и античной литературой, нельзя продвигаться в своих знаниях без «Поэтики». Но некоторые суждения были бы актуальны и сейчас. Например, не только Аристотель утверждал, что литература строится на подражаниях, но и многие более современные литературоведы.
Мы в институте работали с ней раза три как минимум, так что текст для меня не новый. Скажем так, сейчас я читала его целиком и более осознанно. И во время прочтения я задумалась над тем, сколько же произведений было утрачено, сколько литературы не дошло до наших дней и уже не дойдёт никогда.
Не советую читать, если вы никак не знакомы с античной литературой и мифологией. Аристотель ссылается на многие произведения и сюжеты. Всё же лучше знакомиться с Поэтикой уже после того, как прочтёте известные произведения хотя бы в пересказе. Но лучше прочесть сами трагедии и эпос, они прекрасны.
И небольшой конспект с последнего прочтения. Предупреждаю, написан он своеобразным языком, и здесь далеко не вся информация ✨
🤌 Аристотель поклоняется Гомеру, называя его лучшим из лучших, подражающим высоким людям. Еврипида называет трагичнейшим поэтом, критикуя всех тех, кто ругает его за чрезмерное стекло в его трагедиях.
❤️🔥 Аристотель топит за то, чтобы было много страданий в трагедии. Причем потасовки двух врагов не так интересны, как распри между членами семьи или друзьями. И лучше уж намереваться убить кого-то или просто убить, не зная, кого убиваешь. Это не омерзительно и заставляет сопереживать герою. Как Эдип, убивший Лая и женившийся на Иокасте, спустя много лет узнал, что это его родители. Сделал он это не намеренно, поэтому его действия не омерзительны и заставляют зрителя сопереживать ему.
🫨 А ещё лучше, когда намереваешься убить кого-то, но внезапно узнаешь, что это твой брат/сват. На зрителя это действует лучше всего.
❤️🩹 Хуже, когда герой собирается убить и в итоге не убивает (без случая узнавания). Тут будет омерзение, но не будет страданий.
🪷 Характеры должны быть благородными, подходящими, правдоподобными, последовательными.
🗡 В трагедии всё должно соответствовать мифам, нельзя отступать от них. Иначе говоря, убить должен только тот, кто убивал в мифе.
🌷 Узнавание бывает посредством внешних примет, придуманные самим поэтом, посредством воспоминания, вследствие умозаключения. Ещё есть ложное. Лучшее узнавание — то, которое проистекает из самих событий, основанное в основном на умозаключении. Первый вариант самый плохой.
✒️ Трагедия бывает четырёх видов: сплетённая (перипетии и узнавания), трагедия страданий (Аянт и Иксион), характеров (Фиотиды и Пелей), трагедия чудесного (Форкиды и Прометей и всё, что происходит в Аиде). Желательно в одной трагедии совмещать все виды или большинство.
🌟 Аристотель разрешает погрешности в каких-либо фактах, если в итоге поэт достигает своей цели и, грубо говоря, создаёт шедевр.
💯 Трагедия в некотором смысле выше эпопеи, так как лучше достигает своей цели.
На этом у меня всё ✨
Читали ли вы что-то у Аристотеля?