Наверное, многие замечали - машина летом, особенно днем, в жару, не так сильно тянет. Даже если вы едете без кондиционера. Но наступает ночь, температура намного падает и машина уже разгоняется намного лучше и «катится» лучше. Она что в жару перегревается или тут есть какое-то логическое объяснение. Почему «она тупит». Все просто, достаточно знать физику, объясняю простыми словами
Топливо в двигателе
Многие уверены, что в цилиндрах двигателя сгорает исключительно бензин (ну или дизель).
Хотя это большая ошибка, в цилиндрах сгорает - топливо. А оно состоит из малой части бензина и большей части воздуха, соотношение примерно: - «14,7 к 1». То есть 14,7 килограмма воздуха и один килограмм бензина. По-научному такое соотношение называется - стехиометрическая смесь
В воздухе, нам важен - кислород. Без него бензин внутри цилиндров гореть не будет. Скажем так, в вакууме горение не возможно
Жара днем
В университете нам это преподавали, причем это базовые понятия.
Действительно в жару, машина реально хуже тянет. Это просто физический принцип. Нам нужно понимать:
Чем выше температура окружающей среды, тем меньше воздуха в 1 кубометре. А соответственно меньше и кислорода
Для примера:
При «– 20» градусах Цельсия, воздуха в 1 кубометре - 1,4 килограмма
А вот уже при «+ 30» градусах Цельсия, воздуха – 1,16 килограмма в 1 кубометре
Разница – 0,24 килограмма! А это много.
Если от «-20» градусов, повышать на каждые 10 градусов в плюс, они убавляют воздуха на 0,05 кг на 1 кубический метр.
Именно это прямо влияет на тягу вашего автомобиля – днем он едет хуже, а ночью намного лучше.
Как это работает технически
У современного автомобиля, много различных датчиков, которые учувствуют в приготовлении воздушно-топливной смеси.
В частности нам интересны, датчик температуры окружающей среды и датчик кислорода (он же лямбда-зонд). При их показаниях, происходит корректировка, подачи бензина и воздуха в цилиндры
Датчик окружающей среды видит, что температура воздуха растет, например до «+ 40» градусов. Также через лямбда-зонд проходит не такое большое количество кислорода (просто его в воздухе меньше).
ЭБУ дает распоряжение, так как кислорода меньше, тогда и бензина подается меньше, смесь становится обедненной. И у вас падает немного мощность, машина хуже тянет
Да не критично, возможно на 5 - 6%, но падение в жару есть и это банально физика.
Что происходит вечером. Например, днем была жара в «+ 40», а вечером температура «+ 20» градусов.
Кислорода в воздухе становится больше (примерно на 0,1 килограмма на «кубометр»), а значит мощность двигателя - увеличивается.
Машина начинает резвее ехать!
Этого эффекта, почти нет на турбированных машинах. Там кислорода, засасывается столько сколько нужно, его в цилиндры нагнетает турбина.
Также на турбированных автомобилях есть «интеркулеры» (радиатор для охлаждения всасываемого воздуха). Поэтому эффекта «тупижа» в жару, на таких машинах не наблюдается.
Зимой машина намного мощнее
Знаю, сейчас набежит куча «диванных экспертов», которые начнут писать – «а что зимой в «– 30» машина рвет асфальт от мощности», ведь кислорода намного больше в воздухе.
Теоретически - это так, двигатель получает больше кислорода, а значит машина зимой мощнее
Кстати это одна из причин, почему расход топлива зимой растет, просто опять происходит корректировка ЭБУ, если больше кислорода, значит больше бензина нужно.
Однако зимой работают и другие законы:
- Во-первых - зимние шины, они намного тяжелее и мягче, что съедает мощность.
- Во-вторых – отрицательные температуры, все подшипники, цилиндры и прочие агрегаты замерзают, там другое температурное расширение
- В-третьих – нет нормального зацепа с дорогой и т.д.
Вся та мощность, которая приходит с воздухом - нивелируется. И прибавку вы практически не чувствуете
Так что машина в жару (а жара обычно днем) – действительно «тупит», а ночью «летит» и это просто физика.
На этом заканчиваю, думаю было интересно, ставим лайки, подписываемся на канал. Будет еще много полезных статей и видео
СОВЕТУЮ ПОЧИТАТЬ: