"Коммунистические парады как объект разведки в холодной войне" так называется статья, с выдержками из которой вы сейчас познакомитесь.
"...В темные дни Холодной войны шпионаж за врагом часто происходил средь бела дня. Некоторые из лучших возможностей для западной разведки получить картину – буквально – советских возможностей, были предоставлены самим СССР на публичных военных парадах, где обычно скрытные Советы с гордостью демонстрировали миру свой арсенал передового оборудования.
Высококачественные фотографии с разведывательных полётов, спутников и даже ручных камер позволили Западу провести точные измерения и собрать важные данные о различных компонентах. Кроме того, идентификация участвующих военных подразделений способствовала разведке боевого порядка. Присутствие должностных лиц на трибуне, их взаимодействие и речи пролили свет на политическое и военное руководство страны, данные, которые так жаждали получить кремленологи на Западе.
Распространенное определение фотографического разрешения — это расстояние, на котором два объекта должны находиться друг от друга, чтобы их можно было различить как отдельные друг от друга. Разведывательные агентства США не давали специального определения высокому разрешению, а вместо этого определяли разрешения, необходимые для обеспечения различных уровней технической разведки. В 1960-х годах они пришли к выводу, что разрешение около метра было достаточным для установления существования и идентификации целей, таких как основные системы вооружения. Разрешение около 30 см давало важную дополнительную информацию о широком спектре военных целей, включая ракеты, военные корабли, самолеты и определенное оборудование наземных войск.
Сотрудники разведки США и союзников, а также атташе по службе использовали ручные камеры для фотографирования широкого спектра целей во время своих поездок в СССР. Разведывательные агентства также приобретали снимки, сделанные туристами и деловыми посетителями. Однако из-за строгих ограничений на поездки, наложенных на западных граждан, и усиленной безопасности вокруг военных объектов эти усилия не позволили снимать много оружия.
Напротив, парадные фотографии часто делали это. Разрешение, достигнутое в этих изображениях, неизвестно, но лучшее, должно быть, было около нескольких дюймов.
Различные фоторазведывательные самолеты были способны собирать изображения СССР с высоким разрешением, но было мало пролетов из-за их чрезвычайно провокационного характера, грозной ПВО и огромной площади, которую нужно было покрыть. U-2, чья камера B достигала максимального разрешения в 60 см, сфотографировал 15% страны в течение 24 успешных пролетов, начиная с 1956 года. Однако они прекратились навсегда, когда Советы сбили самолет Гэри Пауэрса в 1960 году.
Один из первых прототипов U-2
Часть его начинки:
Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр одобрил совместное предложение ЦРУ и ВВС о создании высотного разведывательного самолета U-2 в ноябре 1954 года. Чиновники считали, что его рабочая высота в 21 км намного выше, чем у любого другого разведывательного самолета, сделает его неуязвимым для обнаружения советскими радарами ПВО в течение нескольких лет и позволит успешно действовать в течение достаточно длительного периода.
Вот фотография единственной действующей стартовой площадки на ракетном испытательном полигоне Тюратам, сделанная с борта U-2 в августе 1957 года. Фотография с миссии предоставила первое убедительное доказательство существования этого объекта, который использовался для испытаний межконтинентальных баллистических ракет и первых советских космических запусков..."
Тюратам - это посёлок рядом с Байконуром
Кстати, о Байконуре. Уже когда вполне обыденно совершались полёты оттуда, нигде в советской печати не видел карты с его местонахождением. Будучи ещё подростком, где-то в 1964-65 году я увлекался изучением немецкого языка и купив для практики в киоске Союзпечати гэдээровскую "Юнге Вельт" с удивлением увидел схему с подробнейшим его расположением :) Ну, то такое, кто не встречался с нашим режимом сохранения тайны? Для своих в основном.
"...Основной задачей U-2 была фоторазведка. Для U-2 были разработаны три новые камеры — A-1, A-2 и B. Все они были более совершенны, чем любые существующие аэрофотокамеры. Благодаря своим превосходным характеристикам камера B была единственной, которая использовалась с конца 1958 года. Фотографическими целями были военные аэродромы, заводы по производству самолетов, комплексы для испытания и развертывания ракет, объекты по производству ракет, радиолокационные станции, военно-морские базы и верфи, объекты наземных войск, объекты связи, а также объекты по производству, хранению и испытанию ядерного оружия. Эти изображения были необходимы для точной оценки советских наступательных и оборонительных возможностей и определения целей, которые будут атакованы в случае войны.
Наземная станция Агентства безопасности армии в Синопе, Турция, сделала первый телеметрический перехват (с ракеты ближнего действия SS-1) в июне 1956 года. Служба безопасности ВВС вскоре начала получать телеметрию с ракет, запущенных с полигона Капустин Яр, на своей наземной станции в Самсуне, Турция. Она также построила специализированный радар в Диярбакыре, Турция, в 1955 году, для обнаружения и отслеживания ракет, запущенных с комплекса.
С середины 1953 года по сентябрь 1957 года радиолокационная разведка и КОМИНТ зафиксировали по меньшей мере 275 запусков с комплекса на дальности около 75, 150, 300, 650 и 950 морских миль. Эти источники продолжали идентифицировать многочисленные испытания в последующие годы.
Несомненно, основываясь на этих перехватах, а также на радиолокационной разведке и наземной фотосъемке выбранных ракет во время парада в Москве в ноябре 1957 года, к концу 1959 года разведывательные агентства с разной степенью уверенности определили дальность, системы наведения, точность, вес и типы боеголовок, конфигурации и двигательные установки пяти баллистических ракет малой и средней дальности, испытанных на полигоне Капустин Яр.
Впрочем, и агентура не дремала. Вот один из некачественных снимков
Недатированное фото межконтинентальной баллистической ракеты SS-6 первого поколения с ядерным вооружением. Впервые испытанная на испытательном ракетном полигоне Тюратам в августе 1957 года, она не получила широкого распространения, но с модификациями долгие годы служила надежным средством запуска. Первые телеметрические перехваты с SS-6 были получены в 1958 году.
...........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: