Найти в Дзене
Не учебник истории.

Сны испанских королей. Кровати на которых спали испанские монархи. Часть 2

Оглавление

Королевское ложе служило своему владельцу не только при жизни, но и после смерти. В испанском придворном этикете королевской кровати отводилось особое значение, в том числе и на похоронах монарха, тем самым возвышая ее над обыденными предметами интерьера, предназначенными исключительно для сна и отдыха.

Сегодня мы продолжаем рассказ о кроватях, на которых спали испанские монархи, начатый неделю назад.

Королева Изабелла Кастильская диктует свою последнюю волю, Эдуардо Росалес, 1864 год, Музей Прадо. Открытый источник
Королева Изабелла Кастильская диктует свою последнюю волю, Эдуардо Росалес, 1864 год, Музей Прадо. Открытый источник

Неоклассицизм в королевских спальнях

Заканчивая повествование об эпохе Просвещения и плавно переходя к XIX веку, любопытно отметить две кровати времен правления Карла IV, сохранившиеся в Королевском дворце Мадрида. Обе они являются прекрасными примерами того, какой была мебель в неоклассическом стиле. Автором дизайна был Антонио Помаредо. Предназначались кровати для принцев Астурийских и королевы Марии Луизы Пармской соответственно.

Оба предмета очень похожи между собой:

«Кровати с балдахином, в основании которых имеется цоколь. Колонны, изголовье и собственно кровати, все выполнено из дерева, окрашенного в белый цвет и украшенного золотыми рельефами и медальонами из эгломированного стекла».

Однако между этими двумя кроватями имеются и существенные различия. Так, кровать принцев представляет собой стандартную конструкцию, тогда как в случае с кроватью королевы Марии Луизы, остов кровати меньше матраца и значительно выше, чем у кровати принцев. Аналогичным образом, существуют различия и в декоративной отделке. Ложе королевы имеет значительно большее количество эгломизированных стеклянных медальонов, чем кровать принцев. Обе кровати украшены драпировками из атласа с серебряной вышивкой и цветного шелка: первая - синего цвета, вторая - соломенно-желтого.

Кровать королевы Марии Луизы Пармской. Открытый источник
Кровать королевы Марии Луизы Пармской. Открытый источник

Благодаря роскоши и изысканности исполнения, обе кровати использовались на протяжение всего XIX века. С появлением фотоаппаратов кровати неоднократно оставались на исторических снимках, которые сегодня представляют собой уникальные свидетельства прошлого.

Так, кровать принцев служила ложем для инфанты Изабеллы де Бурбон и Бурбон (1851-1931), а кровать королевы Марии Луизы использовалась королем консортом Франсиско-де-Асисом де Бурбон и Бурбон-Сицилийским (1822-1902) в бывших покоях короля Карла III в Королевском дворце Мадрида.

В 1902 году, инфанта Изабелла переехала жить в собственный особняк, а ее покои в Королевском дворце отдали для приема высокопоставленных особ. В 1913 году Мадрид посетил выдающийся политический деятель Раймон Пуанкаре, который на тот момент был президентом Французской Республики. В его распоряжение были отданы покои инфанты, вследствие чего в прессе появилось фото, на котором центральное место занимает кровать инфанты, спроектированная Антонио Помаредо для принцев Астурийских.

Спальня Раймона Пуанкаре в Королевском дворце Мадрида. 1913. Национальное наследие, Открытый источник
Спальня Раймона Пуанкаре в Королевском дворце Мадрида. 1913. Национальное наследие, Открытый источник

Возросший интерес к классической античности во времена правления Карла IV не мог не повлиять и на интерьеры королевских дворцов. Так, одним из наиболее любопытных экземпляров королевских кроватей стала кровать - гондола. Ее дизайн традиционно приписывают Жану-Демосфену Дюгурку (1749-1825), а исполнение — французским краснодеревщикам Жоржу II и Франсуа-Оноре Жакобу.

Несмотря на видимую простоту самой модели, это один из самых богатых образцов кроватей с высочайшим уровнем декоративных деталей из всех, сохранившихся в Национальном наследии. Это кровать-лодочка типа гондолы, выполненная из дерева и декорированная аппликациями из позолоченной бронзы.

Кровать гондола королевы Марии Луизы Австрийской, выполненная французскими краснодеревщиками Жоржу II и Франсуа-Оноре Жакобу - те же мастера, что выполняли аналогичные заказы для испанского Двора. Открытый источник
Кровать гондола королевы Марии Луизы Австрийской, выполненная французскими краснодеревщиками Жоржу II и Франсуа-Оноре Жакобу - те же мастера, что выполняли аналогичные заказы для испанского Двора. Открытый источник

XIX век - в мечтах о прошлом

Среди сохранившихся предметов интерьера XIX века необходимо выделить один из самых роскошных спальных гарнитуров, некогда принадлежащих королеве Изабелле II. Во времена хозяйки он украшал опочивальню королевы в Королевском дворце Мадрида, но ныне установлен в Королевском дворце в Аранхуэсе.

Весь гарнитур выполнен в стиле неорококо, помпезный и тяжелый, в духе Второй Французской империи был изготовлен до 1855 года. Стиль, наличие бронзы и породы дерева, которые были использованы мастером... все это долгие годы обманывало исследователей. Авторство этого уникального гарнитура приписывалось каталонским мастерам, однако, относительно недавно, при очередном осмотре, на онсоли была обнаружена печать французского краснодеревщика Ипполита-Эдме Прето (1812–1859).

Кровать Изабеллы II в Королевском дворце в Аранхуэсе. Открытый источник
Кровать Изабеллы II в Королевском дворце в Аранхуэсе. Открытый источник

Спальный гарнитур выполнен с использованием сложной техники инкрустации дерева маркетри, воссоздающий чистейший стиль Людовика XV. Геометрический фон, состоящий преимущественно из ромбов, сантиметр за сантиметром покрывают соцветиями цветов. Орнамент наиболее выражен в тех частях, где растительные элементы нанесены на черный фон. Использование темного дерева является одной из наиболее характерных нот эклектичной мебели, столь типичной для XIX века.

Техники инкрустации дерева маркетри. Открытый источник
Техники инкрустации дерева маркетри. Открытый источник

На фоне остова кровати особенно выделяется оригинальный навес, прикрепленный к стене, создающий иллюзию, что перед нами нос корабля.

Кровать, на которой спал супруг королевы Изабеллы II, Франсиско-де-Асис
де Бурбон и Бурбон-Сицилийский во время своего пребывания в Королевском дворце Мадрида, ныне хранится во дворце Риофрио. Она поразительно контрастирует с великолепным ложем жены, поскольку это не что иное, как походная кровать со стальной конструкцией и полонезным навесом.

Изголовье и изножье сделаны из прутьев, отделанных завитками, единственное различие между ними состоит в наличии на изголовье инициалов «F A M B» из позолоченной бронзы. Балдахин выполнен из пальмового дамаста, с плетеной отделкой и шелковыми кистями малинового цвета.

Типологически это работа конца XVIII века. Франсиско-де-Асис использовал ее в середине XIX. Исследователи до сих пор теряются в догадках, что в таком случае может означать монограмма «F A M B» на изголовье? Традиционно, монограмма ассоциировалась с мужем Изабеллы II, Франсиско-де-Асисом, однако, во всех общеизвестных случаях он использовал монограмму «F A B». С другой стороны, полное имя короля-консорта Франсиско-де-Асис Мария Фернандо де Бурбон и Бурбон-Сицилийский, следовательно появление буквы «М» вполне логично. Но возникает другой вопрос, как монограмма могла появиться на кровати, если она была изготовлена более чем за полвека до того, как ею начал пользоваться Франсиско-де-Асис? Ответа на этот вопрос нет.

Не менее любопытно и место, которое король выбрал для своего ложа. Кровать всегда была установлена в углу комнаты.

12 января 1852 года Франсиско-де-Асис написал жене любопытное послание:

«Не переживай за меня, погода здесь не холодная, однако ветер, кажется, собирается унести этот огромный дворец. Вот сейчас все двери и окна скрипят, как будто это корабль в открытом море: паруса натянуты, а старые портьеры из дамаста, напоминающие мне о времени, в котором был построен этот дворец, всю ночь хлопают и трепещут, поднимая со дна души все то, что с таким трудом там было похоронено. Но для меня все это не имеет значения, потому что, ложась спать, я задергиваю полог своей кровати и превращаю ее в новое здание, прекрасно проветриваемое и в котором мне не холодно».
Кровать короля консорта Франсиско-де-Асис де Бурбон. Открытый источник
Кровать короля консорта Франсиско-де-Асис де Бурбон. Открытый источник

В рамках все той же ностальгии по ушедшим в прошлое временам оформлена и спальня Альфонсо XII в Королевском дворце Мадрида. Воссоздавая французские модели кроватей эпохи Возрождения, кровать монарха была вырезана из орехового дерева и украшена гобеленами. При изготовлении этой тяжелой драпировки были использованы ткани, сотканные на Королевской фабрике гобеленов в Мадриде, где ткался текстиль для спальни Карла III в середине XVIII века. Остальная часть комнаты была украшена тяжелыми портьерами и, казалось бы, давно забытыми гобеленами.

В мире существует единственная известная фотография королевской спальни Альфонсо XII, сделанная в 1884 году Дж. Дэвидом. Представляю вашему вниманию этот уникальный снимок.

Продолжение следует.

Спальня Альфонсо XII в Королевском дворце Мадрида. Дж. Дэвид, 1884 г. Открытый источник
Спальня Альфонсо XII в Королевском дворце Мадрида. Дж. Дэвид, 1884 г. Открытый источник

Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.

Не учебник истории. | Дзен