Промышленность — это не какое-то одно гигантское предприятие, а «сеть» разных компаний – смежников. Одни делают подшипники, другие «гвозди», гигант «Росатом» строит атомные реакторы. Но гигантам нужны надежные поставщики и проектировщики отдельных подсистем.
Так было и в СССР: после революции императорскую гранильную фабрику, которая, впрочем, успела поставить облицовку для мавзолея В.И. Ленина, перепрофилировали на работу с точными техническими камнями.
Помните старую шутку:
- Сколько у тебя в часах камней?
- Двадцать три.
- Так двух не хватает.
- Каких?
- На один положить и вторым прихлопнуть.
Так вот для фиксации осей в точных механизмах (в том числе в часах) используют «рубины», они же «корунды» - искусственные камни, которые еще дополнительно смазываются для надежной работы точного механизма. Представляете, сколько надо было камней для приборов, например, одного самолета того времени?
Именно с этих «технических камней» началась новая жизнь императорской гранильной фабрики.
Во время войны фабрика была эвакуирована в Уфу, где продолжила работу. А после войны возобновила работу и даже расширилась: начала производить первую отечественную послевоенную модель часов «Победа», поначалу даже не ставя особое клеймо.
Как Королев и Гагарин повлияли на часы СССР
Вы не обращали внимание, что в СССР эти три часовые марки были связаны одной темой: «Полет», «Восход» и «Ракета»? Все это отголоски исторического события – первого полета человека в космос на ракете «Восход».
У часов СССР много названий (марок), связанных с космосом, но эта группа названий связана именно с первым полетом человека в космос.
После Великой Отечественной войны завод стал производить часы и получил название «Петродворцовый часовой завод «Ракета». Он успешно развивался: число работников достигло 8 тыс. человек. Часы производились даже не сотнями тысяч штук в год, а больше. Часы шли на экспорт. Но уже тогда появились проблемы, которые в полный рост встали после начала «Перестройки» - качество изделий.
Что осталось?
На первый взгляд, дела у «Ракеты» идут не очень хорошо: сейчас на предприятии работает немногим больше 100 человек, а производится порядка 7-8 тыс. часов в год. Здания на территории завода сданы под торговый центр, офисы и бесконечные автомойки и автомонтажи. Завод теперь находится в одном здании - бывшем инструментальном цеху. Ассортимент тоже сократился: покупатель может выбрать только из 6 моделей не считая 1-2 «лимитированных» коллекций.
С другой стороны, сохранился полный цикл производства часовых механизмов: от пружины из специальной стали, до любой шестерни.
Весь часовой механизм, кроме «камней», производится самостоятельно. Мало того, завод постепенно расширяется! И не только за счет «штучных» часов (есть и такие).
А вот так выглядит часовой механизм современной российской сборки:
Часы собирают на «конвейере». Каждый человек на фото выполняет одну операцию.
Сборка «штучных» часов (1-2 шт. в день) делается другими мастерами и их собирает один мастер от начала до конца. На производстве и в конструкторском бюро завода, кроме молодых мастеров и конструкторов, работают и ветераны по 70-80 лет. Они передают свой опыт и знания.
Возрождение?
В Москве вместо завода «Слава» строится жилой массив. Первый часовой «Полёт» прекратил деятельность. Остался «Восток» и «Ракета», остальные только используют часовые марки СССР, чтобы продавать зарубежные кварцевые и часовые механизмы.
А мастеров «Ракеты» зовут в музеи Петергофа, чтобы наладить там работу часов. Полный цикл производства сохранен. Сохранена и художественная школа оформления часов. Сохранена даже преемственность в часовых сериях.
Если полностью потерять все умения и знания по производству точных механизмов, то возрождать было бы нечего. Но есть коммерческое предприятие, которое может быть востребовано, как в свое время пригодились умения основанной еще Петром Первым императорской гранильной фабрики.