Найти тему
РИА Новости

Летняя аномалия. Что происходит с ценами на ягоды

   Продажа сезонных ягод © РИА Новости / Алексей Куденко
Продажа сезонных ягод © РИА Новости / Алексей Куденко

Надежда Сарапина

Долгожданный летний сезон не порадовал россиян доступными фруктами: их стоимость выросла. Производители и перекупщики называют разные причины. Корреспондент РИА Новости разбиралась в ситуации на рынке сезонной продукции — и выявила несколько странностей.

Прямо с грядки

Жительница Рязанской области Тамара выезжает с мужем еще ночью: нужно успеть разложить ящики на одном из московских рынков. "К вечеру ничего не остается, нужно новую привозить, — объясняет она. — Вот распродали десять килограммов черной смородины. Осталась только мелкая — отдам по 600, крупную по 700 брали. Есть еще красная — 550".

Выбор невелик: из-за жары урожай в этом году небольшой. Вишни не было вообще, клубники собрали только десять килограммов. У соседей Тамары — тоже производителей из ближних регионов — такие же жалобы.

У локальных фермеров ассортимент не так широк, чего не скажешь о перекупщиках — им отдана большая часть рынка. В их рядах есть все, да и цены ниже. Например, если клубника со своего огорода по 800, то здесь — по 450. Голубика — 400-450. Торговцы уверяют, что все из Крыма, с Кубани, а также из Белоруссии и Абхазии.

Местные жители, которые сюда постоянно ходят, сетуют: все стало дороже как минимум на сотню. К середине июля клубника стоила 500 рублей за килограмм — чуть ли не вдвое больше, чем в прошлом году, к концу месяца добралась до 750, малина — до 800.

Оптом — дешевле?

По логике куда более доступными будут фрукты на оптовых рынках, где, как правило, закупаются продавцы мелких точек. "Если ты только начинаешь торговать, то именно там приобретаешь товар, чтобы найти связи и прямых поставщиков", — рассказывает Денис (имя изменено по его просьбе), владелец овощного магазина в московском районе Жулебино.

Поначалу он ездил в "Фуд Сити" — крупнейший в России продовольственный центр, занимающий более 100 гектаров.

Место очень популярное. Посреди буднего дня машинами занят каждый клочок земли. Даже на крыше торгового центра приходится покружить — сюда съезжаются и фермеры, и перекупщики, и частные клиенты. Для последних цены кусаются: килограмм клубники в розницу — 550 рублей, малина — от 600 до 1000. Голубика — до 1800.

   Клубника на прилавке в Фуд Сити© Надежда Сарапина
Клубника на прилавке в Фуд Сити© Надежда Сарапина

Ящиками по пять-семь килограммов продают дешевле. Вишня в среднем — 150-200 рублей за килограмм, голубика — 350-400. В целом качество хорошее, но бывают и неприятные случаи. Так, лежалую, желеобразную клубнику не списывают, а продают по 250 рублей.

Отечественных ягод найти не удалось. География поставок — от Африки до Европы. Но выяснить, откуда что приехало, проблематично: продавцы называют разные страны или признаются, что не знают. Подсказку дают номера фур, откуда выгружают коробки, — большинство машин из Белоруссии.

Чем больше рынок, тем шире разброс цен. Покупателю физически тяжело обойти, например, тот же "Фуд Сити" и сравнить все предложения. В этом случае перекупщики могут задирать цены как угодно и менять их довольно часто.

Здесь открывается масса возможностей для спекуляций. Ставку делают на агрессивные продажи — проходящих мимо зазывают и заговаривают, всячески убеждая купить хоть что-то. Оптовые тарифы на подобных базах могут быть далеко не так выгодны, как кажется на контрасте с розничными.

Наш пример показывает, что на небольших рынках по оптовым ценам продают в розницу, к тому же за объем часто дают скидку. Однако там продавцы ставят ценники с оглядкой друг на друга — как правило, разброс тарифов в пределах одного развала не превышает 10-15%. Очень дорогие или дешевые предложения единичны, а к концу дня, особенно в воскресенье, торговцы стараются распродать остатки и могут прилично снизить стоимость товара.

Запутанная цепочка

Цена во многом зависит от канала сбыта. Как правило, чем длиннее цепочка от поля до стола, тем дороже продукт для конечного потребителя. "За дорогу платить надо. Путь в один конец из Краснодарского края обходится нам в шесть тысяч рублей", — признается фермер на одном из розничных рынков в Москве.

Тем не менее основные расходы российских аграриев приходятся именно на ведение самого хозяйства: закупку саженцев, удобрений, техники и необходимых материалов, на укрывную пленку и прочее.

Этим же объясняется относительная дешевизна импортного товара. Например, анализ в соцсетях и на интернет-площадках показал, что стоимость одного килограмма киргизской малины в приграничных с Казахстаном регионах, где "плечо подвоза" сравнительно небольшое (Новосибирская, Омская, Челябинская, Оренбургская, Тюменская области), — такая же (в среднем 500 рублей) или даже ниже местной.

Импортеры повышают цены, когда возникает дефицит, а вот перекупщики в любом случае стараются извлечь максимальную выгоду. Опрошенные РИА Новости предприниматели, продающие голубику через объявления в Сети, объясняют удорожание на четверть (с 400 рублей за килограмм) вот так: "Люди готовы платить".

Фактически готовность платить и задает предельную цену. Если для продавцов это открывает возможность заработать побольше, то фермеров ставит в очень уязвимое положение: по ценам "как для потребителя" ягоду не купят ни дистрибьюторы, ни торговые сети. Поэтому затраты не всегда окупаются.

"Например, вместо шести тонн крыжовника мы собрали всего 300 килограммов, а продаем его за те же 300 рублей, как и планировали, — выше рыночной цены ягоду не купят", — говорит председатель кооператива "Тульская ягода" Евгений Митницкий.

   Сбор урожая клубники в фермерском хозяйстве © РИА Новости / Виталий Тимкив
Сбор урожая клубники в фермерском хозяйстве © РИА Новости / Виталий Тимкив

Погода шепчет

В этом году значительная часть урожая, отмечают аграрии, потеряна из-за аномальной погоды. "У нас за этот год уже пять градов, три урагана, заморозки, ливни и засуха. Такого еще не было. Десять дней по ночам была температура ниже нуля, доходило до минус восьми градусов. При этом система гидрометеорологических предупреждений не работает — просто недостаточно станций", — рассказывает Митницкий.

Его хозяйство потеряло порядка 50% урожая, клубнику частично спасли, но почти вся смородина погибла. "Мы боролись как могли — и закрывали от ветра, и дымили. Если создать облако из высокого давления, радиационный заморозок не опускается из-за меньшей плотности, но порывы 15 метров в секунду сорвали всю нашу защиту и цвет погиб", — объясняет фермер.

В Тульской, Рязанской и Калужской областях клубнику добили ливни. В более южных регионах из-за катаклизмов — и того хуже. Директор ООО "Сладуника" в Воронежской области Вячеслав Пленкин говорит о критической ситуации. "У нас вообще нет урожая. Мы потеряли 100% летней малины, 98% клубники, 100% ежевики. Приходится распродавать технику. Пока неясно, будем ли работать в следующем году. С таким мы столкнулись впервые за 15 лет работы, а агрономы постарше не видели ничего подобного за 30 лет".

   Сбор урожая черной смородины © РИА Новости / Виталий Белоусов
Сбор урожая черной смородины © РИА Новости / Виталий Белоусов

Суровые условия

Из-за неурожая хозяйства несут колоссальные убытки. Затраты на посадочный материал, технику, удобрения, средства защиты от болезней и вредителей не окупились. При этом цены существенно выросли. Средства защиты, по словам Митницкого, прибавили около 20%, импортные удобрения для интенсивного садоводства и ягодоводства подскочили с 180 рублей за упаковку до 350 и выше. Кроме того, они не всегда доступны, а российские аналоги "из-за меньшего содержания питательных веществ требуют большего расхода".

Сказывается и дефицит своего посадочного материала. Саженцев клубники нет вообще, говорят аграрии. Приходится возить из Европы, а сложностей с логистикой все больше, поясняет Вячеслав Пленкин. Если раньше через Польшу и Литву можно было заехать в Беларусь, то сейчас этот маршрут недоступен. Теперь только окружным путем через Турцию, что в два раза дольше и дороже.

"Срок доставки из Нидерландов теперь 14 дней, а не четыре, как раньше. В прошлом году заказывал малину из Италии, и вместо заявленных трех дней она шла без малого три недели с остановкой в Польше, 60% в дороге погибло. Это все увеличивает затратную часть и в итоге повышает стоимость ягоды для потребителя", — добавляет Митницкий.

Еще один значимый фактор — нехватка рабочих рук. "В сезон нужны сборщики, а их совсем мало: сказался отток трудовых мигрантов", — говорит генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий.

Митницкий же отмечает, что оплата подскочила как минимум наполовину. "Если в прошлом году наем одного рабочего обходился в 1800-2200 в день, сейчас — минимум 3000. На наше хозяйство нужно порядка 35-50 человек, а денег хватило всего на 22 человека. В итоге ягода портится на поле", — сетует он.

"Раньше к нам приезжали квалифицированные сельхозрабочие из Узбекистана, а теперь людей просто нет. Нарасхват даже 15-летние школьники", — признается Пленкин.

Остаться на плаву в таких условиях тяжело, многим российским хозяйствам приходится сворачивать деятельность.

   Выращивание клубники в тепличном хозяйстве© Sputnik / Томас Тхайцук
Выращивание клубники в тепличном хозяйстве© Sputnik / Томас Тхайцук

Сети и отчеты

В таком случае на рынке должен наблюдаться огромный перекос в сторону импорта. Однако торговые сети отмечают рост числа локальных поставщиков. Так, в компании X5 Group ("Пятерочка", "Перекресток", "Чижик", "Виктория", "Красный яр" и "Слата") сообщили РИА Новости, что с прошлого лета доля завоза голубики из-за рубежа в магазины "Перекресток" сократилась с 59 до 42%, малины — с 18 до четырех процентов.

Объем отечественных поставок косточковых фруктов вырос на 60%, а с 2024-го в ассортименте "Пятерочки" появились российские черешня и голубика.

Также голубику привозят из Грузии, Сербии, Белоруссии, черешню — из Турции, абрикосы — из Турции, Узбекистана, Азербайджана и Армении. Пресс-служба компании сообщила РИА Новости, что в том году закупочные цены показали разнонаправленную динамику: на вишню и черешню снизились, на абрикосы и яблоки — выросли.

   Фрукты и овощи на прилавке фудмаркета "Рынок на Ленинском" в Москве© РИА Новости / Виталий Белоусов
Фрукты и овощи на прилавке фудмаркета "Рынок на Ленинском" в Москве© РИА Новости / Виталий Белоусов

Минсельхоз России заявляет, что продовольственный рынок обеспечен ягодами и фруктами в полной мере, а продукция представлена в разных ценовых категориях и доступна широкому кругу потребителей.

"По итогам прошлого года в организованном секторе был собран рекордный урожай с 1994-го — 25,4 тысячи тонн ягод, что на 40% выше показателя предыдущего года. В 2024-м, несмотря на сложные погодные условия, прогнозируется валовый сбор на уровне 21 тысячи тонн ягод — это на пять процентов выше среднего показателя за последние пять лет. Такой урожай позволит обеспечить стабильную ситуацию на внутреннем рынке", — отметили в беседе с агентством в пресс-службе ведомства.

Предельные розничные цены устанавливают только на социально значимые продукты, ягоды в перечень не входят, однако динамика цен на фрукты и ягоды в 2024-м соответствует сезонным трендам, комментирует Минсельхоз.

Зато в списке значимых есть яблоки. В прошлом году урожай, по данным министерства, был 1,7 миллиона тонн. Также в июне этого года импорт вырос почти вдвое. Впрочем, это не сбило цены. Если брать июль, когда стоимость перед началом сезона достигает максимума, то в 2023-м в этот месяц один килограмм стоил 134,95 рубля, а в июле этого года — 165,01 (данные Росстата).

Где взять дешевле

Как показали примерные расчеты РИА Новости на основе анализа объявлений в Сети и сводок в открытом доступе, опроса хозяйств и перекупщиков, цены на ягоды с прошлого года подросли в среднем на 15-30% в зависимости от наименования. Где-то рост достиг 50% и больше — например, на клубнику на московских рынках. В ФАС на момент публикации материала не ответили на запрос корреспондента.

Однако точно определить, что и насколько подорожало, очень сложно — из-за слишком большого разброса цен.

Дело в том, что та же ягода на трассе, в магазине и на рынке — принципиально разные продукты, указывает глава Ягодного союза. "У дороги вы, скорее всего, найдете импортную, она всегда дешевле, хотя ее и будут выдавать за российскую", — отмечает Козий.

Она объясняет, что для сетевых магазинов годится только качественная ягода, выращенная, собранная и упакованная в соответствии со стандартами, пригодная для длительного хранения. В то же время она будет чуть менее сладкой, чем ягода, которую фермеры продают напрямую.

У частников, которые продадут урожай за день-два, будет самая спелая и ароматная ягода, но испортится она быстро.

Помимо происхождения, на цену влияет технология выращивания. Например, ягодные туннели минимизируют влияние погодных условий, но сильно сказываются на цене. "Мы выращиваем клубнику на столах в кокосовом субстрате. Затратная часть на килограмм — порядка 250-300 рублей. На закладку гектара уходит 28-30 миллионов, тогда как для закладки в грунт хватит 3,5 миллиона", — уточняет Митницкий.

Аграрии зачастую продают урожай дистрибьюторам, а те уже раскладывают по пинеткам и отправляют в сети. У каждого звена — своя наценка. В итоге хозяйство недополучает значительную часть прибыли. "Если бы хватало рук, мы бы могли продавать самостоятельно — и наши заработки прибавили бы от 30 до 150%", — говорит фермер.

В любом случае все зависит от урожая — чем больше, тем дешевле. Хотя производители и продавцы признают: множество факторов не позволяет делать какие-либо прогнозы, в том числе по стоимости. Что будет с ценами дальше — никто не знает, ведь сезон еще не окончен.

   Сбор урожая клубники в теплице фермерского хозяйства Куржуновых в селе Горелое в Тамбовской области© РИА Новости / Алексей Сухоруков
Сбор урожая клубники в теплице фермерского хозяйства Куржуновых в селе Горелое в Тамбовской области© РИА Новости / Алексей Сухоруков