Найти в Дзене

Ключевые аспекты глобальных и корпоративных ESG-проектов и программ

Оглавление

Зеленые проекты: возможности для развития, повышения конкурентоспособности, устойчивости бизнеса.

«Business Excellence», июль 2024.

Рубрика: Зеленые проекты. Авторы: Арина Волосатова, Дмитрий Ерёмин.

Зеленые проекты: возможности для развития, повышения конкурентоспособности, устойчивости бизнеса

Слова часто расходятся с делом, но ­всё-таки парадигма устойчивого развития стала главной в нынешнем веке. Не только Организация Объединенных Наций, но и многие ученые и политики разных стран говорят о том, что традиционная модель экономического роста во многом исчерпала себя. Цели устойчивого развития (ЦУР) были приняты ООН в 2015 году. Повторим основную идею: удовлетворение текущих потребностей человека должно осуществляться при сохранении окружающей среды и эффективном использовании ресурсов, то есть без ущерба для возможности ­будущих­ ­поколений удовлетворять свои собственные потребности. ЦУР получают отражение в государственных программах, планах, стратегиях развития. Наша страна здесь не является исключением.

Ключевые аспекты глобальных и корпоративных ESG-проектов и программ

Аббревиатуру ESG перевести можно так: «Экологически и социально ответственное управление». Слово «ответственное» здесь не лишнее, оно связующее. Если речь идет о каком-то особенном управлении, нужны особенные показатели. Так появились показатели ESG.
ESG создавались инвесторами и для инвесторов как попытка привлечь к решению мировых проблем (и достижению ЦУР) крупные компании. Любой бизнес может содействовать достижению этих ЦУР на своем уровне. Поэтому аббревиатуру ESG используют теперь все. А все ли понимают ее смысл?

ESG как есть

Нередко говорят о том, что распространение тематики ESG привело к созданию системы открытой нефинансовой отчетности. Полагаем, что первые инициативы (так называемая Глобальная инициатива по отчетности) возникли на пару десятилетий раньше. Не верите? Зайдите на сайт https://www.globalreporting.org/. Так или иначе, но на столе у авторов статьи лежат руководства, выпущенные на русском языке при участии ведущих отечественных экспертов в конце прошлого века.

Арина ВОЛОСАТОВА, заместитель директора ФГАУ «НИИ «ЦЭПП».
Арина ВОЛОСАТОВА, заместитель директора ФГАУ «НИИ «ЦЭПП».

Основной тенденцией в сфере ESG-регулирования сейчас является его распространение в разных странах мира. Идет гармонизация ESG-практик как на уровне законодательств различных стран, так и на уровне международных стандартов и обзоров лучших мировых практик. Государства хотят привлечь в страну зарубежных инвесторов, сотрудничать с международными финансовыми институтами.

Следование принципам ESG дает компаниям ряд преимуществ. Если всё делать корректно, можно:

• стать более привлекательным для инвесторов. ESG-рейтинги компаний существуют как на Западе, так и в России. Наравне с финансовыми показателями предприятий банками учитываются стандарты управления бизнесом, риски загрязнения окружающей среды и выполнение социальных обязательств перед сотрудниками.

• усилить PR-деятельность. Хорошая ESG-кампания может стать ярким инфоповодом, грубое нарушение этих правил — ​причиной серьезного PR-кризиса. Так произошло, например, в 2021 г. с крупной компанией, которая допустила аварию с серьезным воздействием на окружающую среду, но о масштабах аварии умолчала. Ликвидацию последствий начали позже, чем следовало бы, что вызвало резкий общественный резонанс и осложнило работу ликвидаторов.

• привлечение продвинутых клиентов. ESG-стратегия — ​одна из составляющих современного маркетинга. Есть даже такие понятия — ​экологический и социально-­этический маркетинг. Не ­новые, кстати, в журнале «Маркетинг в России и за рубежом» статьи печатались в самом начале XXI в. Идея, конечно, в том, что экологическая ответственность компании привлекает покупателей, которые считают важной заботу об окружающей среде.

• привлекательность бренда работодателя. Социальная составляющая ESG влияет на позиции компании на рынке труда. Всё просто: чем лучшие условия предоставляет работодатель, тем более он интересен соискателям. Поэтому крупные компании строят большие офисы с собственными спортзалами, комфортными спальными местами и бесплатными свежевыжатыми соками для сотрудников.

Социальный и управленческий критерии немного теряются на фоне общемирового тренда экологичности — ​зеленое финансирование во главе угла.

Всемирное озеленение

Зеленое финансирование тесно переплетено с двумя другими направлениями — ​финансированием для устойчивого развития и климатическим финансированием.

Дмитрий ЕРЁМИН, начальник отдела проектного управления и взаимодействия с органами государственной власти ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»
Дмитрий ЕРЁМИН, начальник отдела проектного управления и взаимодействия с органами государственной власти ФГАУ «НИИ «ЦЭПП»

Климатическое финансирование является частью зеленого финансирования, сокращение выбросов парниковых газов привлекает всё большее внимание во всём мире, а углеродоемкость производства рассматривается как универсальный показатель ресурсной эффективности. Действительно, энергетически обусловленные выбросы диоксида углерода снижаются при повышении энергоэффективности производства и потребления, а сокращения технологических выбросов различных парниковых газов во многих случаях можно добиться, совершенствуя технологии производства, используя вторичные ресурсы вместо природных, замыкая технологические циклы.

Взаимосвязь между зеленым финансированием и финансированием для устойчивого развития сложнее: в ряде случаев решение экологической проблемы позволяет снизить социальную напряженность и, напротив, инвестирование в проект, негативное воздействие которого на окружающую среду вызывает озабоченность заинтересованных сторон, даже при условии создания новых рабочих мест может привести к социальным конфликтам.

Мы отмечали: перечень используемых в самых разных странах и регионах мира критериев отнесения проектов и видов хозяйственной деятельности к зеленым, включает следующие позиции:

• сокращение выбросов или увеличение поглощения парниковых газов;

• адаптация к изменению климата;

• устойчивое управление и охрана водных ресурсов (в том числе морских);

• формирование экономики замкнутого цикла;

• предотвращение и контроль загрязнения (внедрение НДТ);

• сохранение и восстановление биоразнообразия и экосистем (экосистемных услуг).

Зеленое финансирование привлекательно для компаний, поэтому модно говорить об ESG, о высокой ресурсной и экологической эффективности производства, об ответственности и непогрешимости во всём, подкрепляя слова красиво сделанными отчетами и местами в рейтингах. Кстати, о рейтингах.

Подсчет голов, очков, секунд

Рейтинг ESG позиционируется как независимый инструмент оценки эффективности деятельности отдельной компании в области устойчивого развития, корпоративной ответственности и прозрачности, основанной на раскрытии нефинансовой информации.

Оговоримся: любой рейтинг — ​это результат оценки массива информации с применением критериев, которые организация, выпускающая рейтинги использует, опираясь на те или иные приоритеты. Любой рейтинг до определенной степени «скрадывает», сворачивает информацию в некоторый индекс; при этом часть существенных сведений может теряться. В стремлении занять достойные места в рейтингах компании зачастую вынуждены «полировать» информацию об экологических, социальных и управленческих аспектах деятельности, отказываться от опубликования реальных показателей, приводить сведения по принципу «лучше, чем в прошлые годы», «лучше, чем средние по отрасли» и пр. Это неплохо, но нужно понимать, откуда взяты «средние по отрасли», каковы они, с теми ли показателями проведено сопоставление.

Для получения реальной картины заинтересованные стороны обращаются не к рейтингам, а к открытой отчетности и к информации, включенной в государственные и региональные доклады о состоянии окружающей среды. Компании, стремящиеся укрепить репутацию и использовать ее (в хорошем смысле слова) в маркетинговых целях, учитывают это обстоятельство и готовят информацию для заинтересованных сторон тщательно, надежно обосновывают и представляют ее в удобной форме (в лучшем случае — ​в верифицированных отчетах).

В современном мире рейтинги получают всё более широкое распространение в связи с тем, что, во‑первых, список по порядку просмотреть гораздо проще, чем вчитываться в отчеты, а во‑вторых, далеко не все заинтересованные стороны готовы анализировать информацию, оценивать обоснованность показателей, искать ответы на важные вопросы о действительной экологичности или заявляемой зеленой окраске бизнеса.

То есть для прочтения отчетов и расшифровки рейтингов надо знать, что есть цветной песочек, что взрывается и что не взрывается. Утрируем? Помилуйте: в открытом отчете достойной группы компаний было черным по белому (синим по зеленоватому) написано, что предприятия компании — ​мировые лидеры по энергоэффективности производства распространенной химической продукции. ESG — ​выше всех похвал. Но показатели удельного потребления были приведены только по электроэнергии, без тепловой. При этом именно потребление тепловой энергии в этой отрасли определяет энергоемкость производства, на нее приходится более 85%. Случайно написали? Журналисты, которые вычитывали отчет, ­что-то «дочистили»?

Предполагается, что ESG-рейтинги определяют, насколько компании готовы раскрывать экологическую информацию, а также учитывают данные, характеризующие взаимоотношения с обществом и работу с персоналом, соответствие общепринятым правилам и требованиям, предъявляемым к отчетности в области устойчивого развития.

Всё может быть. Главное, чтобы слово и дело не расходились. Любая косметика (даже ESG-ориентированная) хороша в умеренных количествах. Иначе можно сотворить зеленых гигантов, имеющих мало общего с реальными предприятиями и компаниями.

Каждому свое

Российская Федерация не просто демонстрирует, но и реально строит свою государственную политику, придерживаясь ЦУР, но не забывая об известном принципе «каждому свое». Обновленный майский указ Президента установил национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.:

• сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;

• реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;

• комфортная и безопасная среда для жизни;

• устойчивая и динамичная экономика;

• технологическое лидерство;

• цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Цели характеризуются оцифрованным набором показателей, по которому мы будем судить об успехе достижения национальных целей. Без консолидации усилий общества, государства и бизнеса достичь обозначенных высот будет практически невозможно. Здесь уже не до красивой отчетности и высоких рейтингов.

Нужно работать по принципу социально-­экологической ответственности бизнеса, подтверждая лозунги реальными проектами по строительству нового и модернизации действующего производства. Как минимум российским предприятиям предстоит выполнить все утвержденные программы повышения экологической эффективности и достичь соответствия наилучшим доступным технологиям.

***

​РИА «Стандарты и качество» #СТандартыиКачество

​​По вопросам подписки обращайтесь ​по ​тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»: Telegram: https://t.me/riastk, VK: https://vk.com/be_mag.