Найти в Дзене
Первая учительница

Изложение в начальной школе. Как избежать ошибок?

Оглавление

Начиная с начальной школы, дети знакомятся с такими видами творческих работ по русскому языку, как изложение и сочинение. И именно эти виды работ вызывают наибольшие трудности.

В этой статье разберёмся с тем, как научиться писать изложение, какие приёмы работы помогут лучше справиться с этим заданием.

Зачем писать изложение?

Основная цель - научить воспринимать информацию на слух, выделяя главное, записывать текст по памяти. При этом мы развиваем словарный запас, учимся применять изученные правила на практике, формируем культуру речи.

А вы знали, что изложение бывает нескольких видов:

1. Подробное

Ученики обращают внимание на нюансы и детали текста, соблюдают временную последовательность и причинно-следственные связи.

2. Сжатое изложение

Дети учатся разделять главное и второстепенное. Сокращая текст, необходимо следить за логикой повествования, чтобы сюжет сохранился.

3. Творческое изложение

Одна из его разновидностей — изложение от лица персонажа текста. Для этого ребенок должен взглянуть на события глазами героя.

Как проходит работа над изложением на уроке

  • Знакомство с текстом

Учитель читает текст. Основные части текста выделяются паузами. Во 2-3 классе текст дети могут читать текст сами.

  • Определяем тему и главную мысль текста.
  • Прочитываем текст еще раз и составляем план. План записывается на доске.
  • Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Нужно объяснить все незнакомые или непонятные слова, разобрать их написание. Обратить внимание изобразительные средства языка, знаки препинания. Наиболее сложные слова и словосочетания модно записать на доске.

  • Пересказ каждой части, выделение опорных слов.

Есть такой приём: в каждом предложении выделить опорное слово, которое подскажет о смысле всего предложения.

  • Пересказ всего текста. Несколько учеников пересказывают текст по плану и опорным словам.
  • Написание изложения.

На что учитель обращает внимание при проверке изложения?

  1. Точность и последовательность передачи содержания текста
  2. Орфографические и пунктуационные ошибки

Как проводить работу над ошибками?

Нужно сравнить написанные изложения, чтобы разобрать недочёты в содержании и орфографические ошибки.

Выбираем несколько работ с нарушениями последовательности содержания текста. Вместе устанавливаем какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены. Также работаем со словами - какое слово было бы лучше употребить в данном случае. Разбираем орфографические ошибки.

Как избежать ошибок

Вся подготовительная работа проводится как подстраховка от возможных ошибок. Поэтому следует уделить ей внимание и не относится формально. Обязательно нужно составить план.

Изложение – это не сочинения, поэтому не нужно добавлять слова и речевые обороты, которых в исходном тексте нет. Можно пользоваться приёмом объединения слов. Например, мама и папа - родители, мальчик и девочка - дети.

Можно заменять конструкцию предложения, если возникают сомнения с расстановкой знаков препинания. Но смысл предложения должен сохраниться.

А как научиться писать сочинения? Расскажу на канале - подписывайтесь, пишите в комментариях вопросы и делитесь своими приёмами работы.

Заходите в мои подборки:

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

О РАБОТЕ В ШКОЛЕ