Найти в Дзене
Первая учительница

Изложение в начальной школе. Как избежать ошибок?

Начиная с начальной школы, дети знакомятся с такими видами творческих работ по русскому языку, как изложение и сочинение. И именно эти виды работ вызывают наибольшие трудности. В этой статье разберёмся с тем, как научиться писать изложение, какие приёмы работы помогут лучше справиться с этим заданием. Основная цель - научить воспринимать информацию на слух, выделяя главное, записывать текст по памяти. При этом мы развиваем словарный запас, учимся применять изученные правила на практике, формируем культуру речи. 1. Подробное Ученики обращают внимание на нюансы и детали текста, соблюдают временную последовательность и причинно-следственные связи. 2. Сжатое изложение Дети учатся разделять главное и второстепенное. Сокращая текст, необходимо следить за логикой повествования, чтобы сюжет сохранился. 3. Творческое изложение Одна из его разновидностей — изложение от лица персонажа текста. Для этого ребенок должен взглянуть на события глазами героя. Учитель читает текст. Основные части
Оглавление

Начиная с начальной школы, дети знакомятся с такими видами творческих работ по русскому языку, как изложение и сочинение. И именно эти виды работ вызывают наибольшие трудности.

В этой статье разберёмся с тем, как научиться писать изложение, какие приёмы работы помогут лучше справиться с этим заданием.

Зачем писать изложение?

Основная цель - научить воспринимать информацию на слух, выделяя главное, записывать текст по памяти. При этом мы развиваем словарный запас, учимся применять изученные правила на практике, формируем культуру речи.

А вы знали, что изложение бывает нескольких видов:

1. Подробное

Ученики обращают внимание на нюансы и детали текста, соблюдают временную последовательность и причинно-следственные связи.

2. Сжатое изложение

Дети учатся разделять главное и второстепенное. Сокращая текст, необходимо следить за логикой повествования, чтобы сюжет сохранился.

3. Творческое изложение

Одна из его разновидностей — изложение от лица персонажа текста. Для этого ребенок должен взглянуть на события глазами героя.

Как проходит работа над изложением на уроке

  • Знакомство с текстом

Учитель читает текст. Основные части текста выделяются паузами. Во 2-3 классе текст дети могут читать текст сами.

  • Определяем тему и главную мысль текста.
  • Прочитываем текст еще раз и составляем план. План записывается на доске.
  • Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа.

Нужно объяснить все незнакомые или непонятные слова, разобрать их написание. Обратить внимание изобразительные средства языка, знаки препинания. Наиболее сложные слова и словосочетания модно записать на доске.

  • Пересказ каждой части, выделение опорных слов.

Есть такой приём: в каждом предложении выделить опорное слово, которое подскажет о смысле всего предложения.

  • Пересказ всего текста. Несколько учеников пересказывают текст по плану и опорным словам.
  • Написание изложения.
❗Полезная подборка для родителей будущих школьников (и не только)❗ ✅Что такое буква и звук? Учим различать гласные и согласные звуки ✅ Что нужно знать о согласных звуках? ✅Готовность ребёнка к школе ✅ Учим правильно держать ручку ✅ Подготовка руки к письму
Мама - Учитель12 июля 2024

На что учитель обращает внимание при проверке изложения?

  1. Точность и последовательность передачи содержания текста
  2. Орфографические и пунктуационные ошибки

Как проводить работу над ошибками?

Нужно сравнить написанные изложения, чтобы разобрать недочёты в содержании и орфографические ошибки.

Выбираем несколько работ с нарушениями последовательности содержания текста. Вместе устанавливаем какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены. Также работаем со словами - какое слово было бы лучше употребить в данном случае. Разбираем орфографические ошибки.

Как избежать ошибок

Вся подготовительная работа проводится как подстраховка от возможных ошибок. Поэтому следует уделить ей внимание и не относится формально. Обязательно нужно составить план.

Изложение – это не сочинения, поэтому не нужно добавлять слова и речевые обороты, которых в исходном тексте нет. Можно пользоваться приёмом объединения слов. Например, мама и папа - родители, мальчик и девочка - дети.

Можно заменять конструкцию предложения, если возникают сомнения с расстановкой знаков препинания. Но смысл предложения должен сохраниться.

А как научиться писать сочинения? Расскажу на канале - подписывайтесь, пишите в комментариях вопросы и делитесь своими приёмами работы.

Заходите в мои подборки:

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

О РАБОТЕ В ШКОЛЕ