В последней части повествования о путешествии моей неСвятой Троицы и Черныша от границ Финляндии до границ с Монголией, мы, наконец-то добрались до берегов Катуни в Горном Алтае, где и разбили лагерь на ближайшие 10 дней в ожидании моих попутчиц, прилетающих из Санкт-Петербурга…
На часах уже показывало почти целый месяц с начала путешествия и пришло время сделать небольшую "днёвку", чтобы утрясти впечатления от несколько странных и, по-своему, чудесных событий последних недель…
Начало истории:
Эта небольшая "перезагрузка" получилась замечательной — времени хватило даже на то, чтобы написать статью, снять и смонтировать небольшой ролик про организацию моего жития-бытия в длительных путешествиях:
Впереди меня ждала "юбилейная" поездка по Горному Алтаю — ровно 8 лет назад я впервые попал в этот чудесный край, неожиданно для себя открыв дверь в таинственную страну Шамания:
С тех пор мне удалось побывать в Горном Алтае не один раз и каждая наша встреча, по невероятным стечениям обстоятельств продолжалась 40 дней.
Все пройденные мной маршруты и локации по Горному Алтаю, я уже ранее постарался свести в опубликованный отчёт по четырём основным трактам для тех, собирается отправиться изучать Республику Алтай самостоятельно:
В эту поездку мне удалось открыть для себя лишь несколько новых. В статье выше можно найти не только фотографии и описание мест, но и точки их геолокации.
Почти всё указанное в путеводителе легко можно достигнуть на любом автомобиле и лишь для некоторых из них потребуются воспользоваться предложениями от местных: на лошадях, квадриках, местных вездеходах/джипах, катерах, паромах или даже на вертолёте…
Аренда автомобиля для самостоятельной поездки по Горному Алтаю в сезон 2024 года обойдётся (со слов тех, кого встречал по пути) от 3.000 рублей (за паркетник класса DUSTER) до 12.000 рублей за LAND CRUISER 200 при условии раннего бронирования. Не забудьте только проверить наличие полноценной запаски/домкрата, компрессора и рем.комплекта для колёс — может пригодится…
Согласитесь, что в большинстве случаев у обычного рядового туриста, есть две цели: добраться до точки интереса и вернуться обратно … и желательно своим ходом, что отнюдь немаловажно…
Так что, лично я, не вижу ничего дурного в том, чтобы, если вы способны адекватно оценить личные навыки и возможности своего автомобиля, воспользоваться для забросок в труднодоступные места услугами "помощников", которых в Горном Алтае стало очень и очень много…
Наблюдая в последние годы за тем, как стремительно разрастается туристическая инфраструктура в Горном Алтае…, как, в прошлом единичные базы у топовых локаций, разрастаются в небольшие посёлки…, как количество "диких" туристов превышает возможности трафика на дорогах и отдыхающие соседи непроизвольно испытывает границы терпимости в кемпингах, неудивительно, что цены на жилье и сопутствующий сервис побивают даже рекорды столиц и морских курортов…
Минимальный набор услуг на подобных стоянках: условный подъезд к месту установки палаток (иногда очень условный), костровое место, стол и скамейки, почти ровная площадка для палатки, бесконтактный туалет типа очко, а главное это возможность оставить палатку/шатёр на время радиальных выездов (правда без гарантии того, что место вокруг вашего шатра не будет оккупировано не совсем адекватными любителями коммуналок и близких отношений, не говоря уже про дискотеку до утра, песни и брожения без фонариков не совсем трезвых личностей среди ночи в поисках места для облегчения или развлечения)…
Иногда к этим благам цивилизации добавляются: администратор или хозяин, который пытается следить за порядком, убирать мусор и вовремя собрать мзду с отдыхающих, навес над столом, дрова для костра, душ или баня, и развлечения в виде организации сплавов по рекам, катания на лошадях и заброски…
Сплавы по реке Катунь — всепогодное развлечение, будьте готовы промокнуть, ибо вода сверху/снизу и везде))
Мы использовали подобные кемпинги для полноценной стоянки на 3-5 дней и радиалок до 200 км (список интересных локаций можно найти в Путеводителе — ссылка выше):
— Кемпинг Исток (51.788827, 87.224990) у истока реки Бия: водные прогулки по Телецкому озеру и ожидание паромной переправы на ЮБТ. Возможно размещение в гостинице, коттеджах со всеми удобствами, летних домиках и в палатках, отличная кухня в ресторане и в гриль-баре.
— Места под палаток в районе села Усть-Муны (51.730569, 85.727079) и села Усть-Сема(51.621229, 85.773733): радиалки и развлечения от Горно-Алтайска до Семинского перевала и до конца Чемальского тракта
— Кемпинги и места под палатки в селе Акташ (50.312982, 87.602997): радиалки по Чуйскому тракту до границ с Монголией через перевал Чике-Таман
— Кемпинг на Улаганском тракте в районе Улаганского перевала (50.497511, 87.653257): дорога на перевал Кату-Ярык по пути в долину реки Чулышман и на ЮБТ
— Кемпинг в долине реки Чулышман (51.101700, 87.980226): водопады, Каменные грибы, видовая дорога до Южного Берега Телецкого
— Кемпинг в районе села Усть-Кан (50.891851, 84.854936): радиалки на Тюнгур (смотровая на Белуху), Девичьи плёсы, Денисовская и Усть-Канская пещеры, практики у шаманов в Усть-Кане
С каждым годом туристический поток в Горный Алтай растёт и тут невольно задаешься вопросом о том, что будет здесь через несколько лет, учитывая обещания некоторых весьма состоятельных граждан, умеющих не только инвестировать, но и доить…
Захочешь ли ты "ВОТ ЭТО ФСЁ", или, всё же, лучше сохранить прежние воспоминания от встреч с удивительным краем, которые наполняли Душу неудержимым стремлением оказаться здесь вновь?..
Простите за лирическое отступление с нотками ностальгии, но что есть, то есть и слов из песни не выкинуть, как и факт того, что туристическая активность твёрдо перешагивает за Семинский перевал…
Возможно именно по этим же причинам, путешествие по Горному Алтаю в этом году у меня сложилось не совсем обычно: безусловно мы смогли увидеть почти всё из того, что открылось мне ранее, встретиться с моими дорогими шаманами из Усть-Кана, заглянуть краем глаза на Эл-Ойын и я даже нашёл немного времени, чтобы потренироваться полётам и съемкам с квадрокоптера, но…
… где-то в глубине Души, посещая уже знакомые и столь любимые места, зарождалось смутная мысль о том, что, возможно, эта поездка в Горный Алтай будет для меня крайней или, как минимум, следующая встреча будет теперь не скоро…
Искренне захотелось запечатлеть как можно больше на всех уровнях Сознания: шум реки и молчание гор, дуновение ветра и пение птиц…
… собрать утреннюю прохладу, чтобы насладиться ей в знойный день под палящим Солнцем и вдохнуть полной грудью беспросветные туманы, словно дым и запах костра…
…запомнить на долгие годы это бесконечное звездное небо, треск костра с танцующими языками пламени и запах тлеющего можжевельника в руках шамана…
Славься Хан Алтай! Славься Великая Уч-Сюмер!
Пусть ваши Горы стоят непреклонно!
Пусть ваши Реки, Озёра, Источники и Водопады
Никогда не пересыхают, всегда будут чисты и полноводны,
Утоляя жажду, придавая Силы и даруя Жизнь,
Всем тем, кто в этом нуждается!
Пусть ваши Леса и Степи
Никогда не знают пожаров и всегда будут заполнены
Зверями и Птицами, нашедшими в них убежище и Приют!
Пусть Земля ваша будет плодородна,
А ваш Народ живёт в достатке и благополучии,
Не зная голода, болезней, войн и бед!
Славьтесь во веки веков! Славьтесь и процветайте во веки веков…
30 дней поездок по Горному Алтаю, прошли столь же стремительно, как и первые 10 дней на берегах Катуни. Порой казалось, что Духи Алтая решили показать моим попутчицам весь диапазон погодных условий: колебания температуры доходили от +4 ранним утром и ночью до +36 днём, а мне напомнить все сюжеты из предыдущих путешествий.
— Добрый вечер, извините, что отвлекаю — дождь с грозой и шквалистым ветром на утро Вы заказывали?
— Нет! Нет, это не мы…
— Извините, видимо ошибся, народу понаехало много. Ну, да — это заказ из соседней палатки — "Романтический дождик по-алтайски с подсветкой…"… примите заказ за них?
— Нет! Мы Солнце заказывали!
— Простите, народу много, а Солнышко на Алтае одно — все обслуживаются в порядке живой очереди, да и машина у нас всего одна на доставку. Вы когда заказ оформляли? Вчера? Так это же праздничный день был — все Эл Ойын отмечали! На Солнце в выходные и праздничные дни особый спрос!
— Так что ждите — и до вас очередь дойдёт, после дождика… в четверг… А Солнца вдоволь сейчас в Карелии — сами прогнозы посмотрите…
По прошествии трёх дней после этого диалога и небольшой прогулки по достопримечательностям Чемальского тракта, вся честнАя компания, по очередному зову Души, рванула в сторону родного края — ибо там сейчас Солнца вдоволь и надо бы успеть, пока не разобрали…
Удивительным образом дорога домой вновь, как и 8 лет назад, оказалась значительно короче и быстрее:
— 22 июля 14:30 — прогулка на лошадях по маральнику "Байгабак" (51.551794, 85.991427) и сбор лагеря
— 22 июля 22:00 — встреча в Новосибирске с Андреем (Tool-Rool CAAMI) и приобретение обновок для Черныша, которые заняли свои места в качестве органайзеров…
— 23 июля 00:01 — выезд из Новосибирска и "неспешная" дорога домой с отдыхом на сон по 4 часа (2 раза ) и остановками по нужде — на съемку пейзажей мимо которых было просто не проехать и на заправку верного коня (~ каждые 1200 км)…
— 25 июля 08:00 — завтрак в Санкт-Петербурге
Как вы догадываетесь — Солнышко в Питере я успел застать)))
Итоги путешествия (76 дней из 90):
Старт: 10 мая
Финиш: 25 июля
Пройденный маршрут: чуть больше 18.000 км
Штрафы: 0 (штраф за непристегнутый ремень пассажирки не считается, но сильно удивил именно в Горном Алтае)
Сбитых животных: 0 из 5 особо активных случаев ( в этом месте самое время вспомнить про весь установленный свет и усиленные тормозные колодки)
Пробитое колесо: 1 раз (где-то на участке ремонта дорог из Усть-Кана на Чуйский тракт, доездинг с подкачкой до шиномонтажа составил ~ 150 км), резина Yokohama Geolandar A/T G015 265/65 R17 112H, подкачка с помощью Беркута:
Давление в шинах по всему маршруту на полностью загруженном автомобиле: 1,6 (перед) и 1,75 (зад) — указываю намеренно, ибо именно это позволяло передвигаться по любого качества дорогам с привычной комфортной скоростью в любое время суток и там, где остальные переваливались с кочки на ямку, объезжая сырные дырочки в асфальте…
По итогам вновь возвращаюсь к размышлениям о резине с более жёсткими боковинами в максимально допустимом размере без лифта:
Палановое ТО перед поездкой (по пробегу 210 т.км): Санкт-Петербург
Плановое ТО в дороге (по пробегу 220 т.км): Барнаул (из Питера для этого ТО брал с собой все фильтра)
Очередное ТО (по пробегу 230 т.км): по-возвращению в Петербург
В запасе у меня ещё август, так что надеюсь добрать остаток до 90 дней с лихвой в поездках по Карелии и может чуть дальше — всё только начинается, не переключайтесь: впереди тренировки слона, заброски якоря и много других глупостей, без которых в нашей жизни никак нельзя))) …