Иногда люди остаются недовольны качеством услуг или тем, как нарушаются их права, и когда они понимают, что они не одиноки в своём возмущении, то возникает идея обратиться в соответствующие органы коллективно.
Важно понимать, что коллективная жалоба — это не заявление в органы власти, а просьба разрешить проблему в первоначальной инстанции. И только если эта просьба будет отклонена, можно будет написать заявление в вышестоящие органы. В этой статье мы рассмотрим, что такое коллективная жалоба и как её правильно составить.
Что такое коллективное заявление
Групповое ходатайство прокурору — это одна из форм обращения в прокуратуру. В отличие от индивидуального заявления, которое подаётся от имени одного человека, групповое ходатайство подаётся от имени двух и более граждан. Количество подписантов не имеет значения — это может быть два человека или сто.
Иногда количество людей, которые хотят обратиться с жалобой, настолько велико, что они могут организовывать массовые демонстрации в знак протеста против нарушения своих прав. Это очень эффективный способ привлечь внимание к проблеме.
Образец группового обращения в прокуратуру имеет ряд отличий от стандартного заявления. Если в обычном заявлении человек защищает только свои интересы, то в групповом заявлении необходимо указать всех подписантов и объединить различные мнения в одно общее требование.
- Преимущества коллективной жалобы
Групповой запрос, составленный в соответствии с образцом и отправленный прокурору группой лиц, имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным заявлением.
Во-первых, такой запрос требует более тщательного рассмотрения. В случае группового запроса проверяются факты неправомерных действий, совершённых в отношении большого числа пострадавших. Это означает, что работникам надзорных служб необходимо будет проверить несколько нарушений, которые могут быть связаны между собой. Такая связь значительно облегчает работу проверяющих.
Во-вторых, групповые запросы практически не игнорируются. Если на отдельные претензии могут не обратить внимания, то отклонить коллективную претензию будет сложнее. На практике, групповую претензию могут вернуть только в том случае, если она неправильно составлена или выявлены ошибки в материалах.
В-третьих, групповые запросы чаще приводят к положительному решению. Это связано с тем, что против коллектива подписантов сложнее отпираться, поскольку коллектив обладает заранее подготовленными аргументами и защитой.
Таким образом, групповой запрос может быть эффективным способом защиты своих прав. Однако на стадии составления такого запроса у коллектива могут возникнуть проблемы. Неграмотно составленная коллективная претензия может привести к задержке проверки или даже к её отклонению.
- Форма
Не существует единой формы ходатайства, как коллективного, так и индивидуального, которое можно было бы отправить прокурору. Поэтому письма такого рода следует составлять в свободной официально-деловой форме, избегая эмоций и излишней экспрессии.
Заявление не требует использования юридических терминов, ссылок на законодательные нормы или выражения собственной оценки обстоятельств.
Ещё один аргумент в пользу коллективной претензии — при её рассмотрении не обращают внимания на орфографические, грамматические и другие ошибки.
- Причины подачи коллективных жалоб
На практике существует множество причин для написания коллективных жалоб. Среди наиболее распространённых можно выделить следующие:
* задержка зарплаты;
* игнорирование государственной службой запроса на получение информации;
* неправомерное увольнение;
* отказ в рассмотрении запросов и так далее.
Правильно составленная претензия должна содержать следующую информацию:
* наименование и адрес прокуратуры;
* фамилия, имя, отчество авторов претензии и их контактные данные;
* причины написания обращения (незаконные решения, неправомерный отказ, неправомерные действия чиновников и так далее);
* требования подписантов (восстановление прав, прекращение незаконных действий);
* подписи участников и дата составления ходатайства.
Время рассмотрения претензии составляет 30 дней.
Нормативная база
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона № 59 от 2006 года, коллективная жалоба является законным обращением в компетентный орган для решения любого вопроса. Суть этого документа заключается не только в изложении возникшей проблемы, но и в предложении путей её решения, сформулированных коллективом.
Коллективное заявление составляется несколькими лицами, которые стали потерпевшими или свидетелями в одном и том же деле.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона № 59, каждый гражданин или группа лиц имеют право на подачу таких обращений без необходимости строгого соблюдения правил. Однако есть одно исключение: документ должен быть составлен в письменной форме и содержать список всех жалующихся лиц.
Перед тем как написать коллективную жалобу, рекомендуется внимательно изучить процесс её составления, чтобы обеспечить адекватную реакцию со стороны компетентного органа.
Основания для написания жалобы
Существует множество трудовых и гражданских причин, по которым коллектив может подать ходатайство на своего руководителя.
Наиболее распространёнными являются следующие противоправные действия:
* нарушение порядка выплаты заработной платы;
* отказ в выплате премии;
* отказ в официальном трудоустройстве и заключении трудового договора;
* отказ предоставить отпуск по графику и выплатить отпускные;
* принудительный труд, навязывание дополнительных обязанностей без оплаты;
* отказ оплатить больничный лист;
* отказ в повышении в должности при наличии оснований;
* несоблюдение правил охраны труда;
* грубое отношение, оскорбления и хамство в адрес подчинённых;
* сексуальные домогательства;
* физические наказания;
* саботаж на производстве;
* незаконное увольнение работника.
Важно отметить, что перечисленные обстоятельства регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации и могут быть обжалованы в соответствии с установленной процедурой.
Законность подачи жалобы
Право граждан на подачу индивидуальных и коллективных обращений закреплено в законодательстве. Основные требования к обращениям, а также порядок и сроки их рассмотрения содержатся в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который был принят более десяти лет назад.
Из требований, указанных в этом законе, следует, что строгих форм написания обращений не существует. Главное условие — обращение должно быть составлено в письменной форме.
Чтобы повысить вероятность удовлетворения ваших требований, постарайтесь максимально подробно описать ситуацию, которая вас не устраивает, а также чётко укажите, какие именно права были нарушены и чего вы требуете в связи с этим.
Если вы подаёте жалобу коллективно, важно найти других людей, чьи аналогичные права были нарушены тем же учреждением. Даже если событие нарушения было идентичным, необходимо перечислить всех лиц, подающих жалобу. Однако сначала рекомендуется изучить информацию о том, как правильно написать коллективную жалобу, чтобы увеличить вероятность её удовлетворения.
- Жалоба на саботаж
Нередко руководство организации намеренно уклоняется от выполнения своих обязанностей, что негативно сказывается на работе всего коллектива.
Если в организации возник внутренний конфликт, можно написать жалобу генеральному директору. В жалобе необходимо подробно описать ситуацию и предоставить убедительные доказательства. Также стоит приложить список приказов, норм и инструкций, которые были нарушены..
- Нарушения трудового законодательства
Трудовые права работников и работодателей регулируются трудовым договором (ТД). Если руководитель нарушает права подчинённого, это противоречит условиям соглашения и является прямым нарушением Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, руководство не выполняет свои обязанности перед коллективом и нарушает условия трудового соглашения. В таком случае можно обратиться с заявлением в соответствующие органы.
Кто подаёт
Можно составить длинный список людей, которые могут пожаловаться, но давайте рассмотрим наиболее распространённые случаи:
* Жильцы дома, недовольные поведением соседей (сильный шум, употребление алкоголя, несоблюдение правил гигиены, содержание притона, который угрожает чужой собственности и здоровью людей).
* Жители дома, недовольные работой управляющей компании (не проводят уборку лестничных клеток, задерживают ремонт, не следят за состоянием трубопровода и других коммуникаций, не выполняют коммунальные обязанности).
* Люди, пострадавшие от полицейского или чиновничьего произвола (вымогательство, принуждение к даче взятки, побои, невыполнение служебных обязанностей).
* Родители, чьи дети сталкиваются с проблемами в детских садах и школах (небрежное отношение воспитателей к детям, грубое и непрофессиональное общение классного руководителя с учениками, угрозы, оскорбления и т. д.).
* Подчинённые, начальник которых нарушает трудовое законодательство и вредит производственному процессу (задерживает зарплату, заставляет работать сверхурочно, оскорбляет и унижает работников, практикует незаконные увольнения или не увольняет тех, кого должен).
Хотя список можно продолжить, эти примеры помогут понять, кто может стать субъектом жалобы.
Как написать коллективную жалобу и чем на отличается от обычной
Если множество граждан, например соседей, столкнулись с нарушением своих прав, они имеют право объединиться и направить коллективное обращение.
Коллективным считается письмо, в котором несколько человек выражают общую претензию по одной проблеме. Стиль такого обращения не отличается от стиля индивидуального письма. Единственное различие — коллективное обращение подписывают все граждане, чьи права были нарушены, в то время как личную жалобу подписывает только один автор.
Важно отметить, что если жалоба подаётся лично гражданином, на его экземпляре ставится отметка о регистрации письма с указанием лица, принявшего претензию, и даты. Это необходимо для своевременного ответа на жалобу и подтверждения того, что обращение доставлено адресату. Если жалоба отправляется почтой, нужно получить квитанцию об отправке и уведомление о доставке адресату.
Отправляя жалобу, гражданин должен знать сроки ответа на отправленное письмо. Они зависят от типа обращения и вида нарушения. Например, на жалобу о защите прав потребителя ответ должен быть получен в течение 10 дней.
Оформление претензии
Прежде чем подавать ходатайство, важно тщательно взвесить все аргументы «за» и «против». Также рекомендуется ознакомиться с образцом такого заявления, чтобы избежать ошибок в оформлении, которые могут привести к отказу в удовлетворении ваших требований.
Некорректно составленное ходатайство может негативно сказаться на вашей деловой репутации и авторитете в глазах руководства и коллег. Поэтому так важно уделить должное внимание этому процессу.
Если вы претендуете на руководителя, то следует учесть некоторые особенности, о которых мы поговорим далее.
- Структура жалобы
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 59, обращение от имени коллектива — это законное заявление, которое может быть направлено в компетентный орган для разрешения внутреннего конфликта на предприятии.
К оформлению такого ходатайства не предъявляется особых требований. Оно составляется от имени группы людей в двух экземплярах и должно содержать:
1. Точный адрес получателя;
2. Личные данные лиц, подающих заявление;
3. Краткое и достоверное описание ситуации с ущемлением или нарушением прав работников компании;
4. Список требований со стороны заявителей;
5. Дату подачи;
6. Подписи членов коллектива с расшифровкой;
7. Список доказательств.
Важно отметить, что при составлении и подаче такого обращения не требуется перечислять фамилии всех работников коллектива, которые подписали заявление. Достаточно указать, что заявление подано от имени членов коллектива определённого отдела или участка производственного процесса.
- Нюансы оформления
Прежде чем подавать жалобу, необходимо составить список всех претензий и требований.
Обратите внимание на следующие моменты:
1. Жалоба должна быть коллективной, но писать её должен только один представитель трудящихся.
2. После оформления заявления с его текстом должны ознакомиться все участники процесса.
3. В тексте не должно быть угроз, оскорблений и ненормативной лексики.
4. Необходимо приложить к заявлению обширную доказательную базу, включая письменную документацию, фотографии, видео- или аудиоматериалы.
5. Подкрепите текст ссылками на статьи закона.
6. Список жалующихся лиц нужно оформить в виде отдельного приложения.
Важно сохранять спокойствие и излагать свои мысли грамотно, доступно и кратко, но при этом максимально информативно.
- Способы подачи
Изучив особенности составления жалобы, необходимо определить наиболее подходящий способ её подачи. Это можно сделать несколькими способами:
* передать лично в руки;
* отправить по почте заказным письмом с уведомлением;
* заполнить форму на сайте организации.
Важно помнить, что отправленная по почте жалоба будет идти несколько дней до рассмотрения, в то время как при личной передаче её сразу примут в работу.
- В письменной форме
Коллективная жалоба – официальный документ, в котором группа людей выражает своё недовольство или претензию. Её можно составить в произвольной форме, но учитывая особенности ситуации. Текст жалобы можно написать от руки или напечатать на компьютере и распечатать.
- Онлайн
Большинство вопросов можно решить с помощью интернета. В сети созданы специальные порталы, где можно оформить претензии.
Куда можно направить жалобу
Как правило, адресатами таких обращений становятся контролирующие органы, директор организации или руководитель одного из её отделов. В первую очередь, сотрудникам остаётся лишь написать жалобу на своего начальника его вышестоящему руководству.
- Вышестоящее руководство
Именно жалоба на нерадивого руководителя в вышестоящую организацию будет самой эффективной. Дирекция даст адекватную оценку ситуации, взвесит потерю прибыли при возникшем конфликте внутри коллектива и примет комплекс мер в отношении нарушителя.Наилучшим решением будет обращение с жалобой на нерадивого руководителя в вышестоящую инстанцию. Руководство проведёт объективную оценку ситуации, учтёт возможные финансовые потери из-за конфликта внутри коллектива и предпримет необходимые меры в отношении нарушителя.
- Профсоюзная организация
Профессиональный союз — это независимая организация, созданная работниками компаний для защиты своих прав и интересов в соответствии со статьёй 370 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если ваши права были нарушены работодателем, важно немедленно обратиться в профсоюз. Это один из самых эффективных и простых способов решения проблемы. Сотрудники профсоюза предоставят вам консультацию и помогут принять необходимые меры.
- Комиссия по трудовым спорам
КТС (комиссия по трудовым спорам) формируется на общем собрании трудового коллектива, в котором должно быть не менее 15 человек. Её состав утверждается путём голосования. После создания комиссии коллектив получает возможность защищать свои права и отстаивать интересы.
Члены КТС имеют право принимать решения по рассматриваемым ситуациям, которые должны быть исполнены незамедлительно.
- Трудовая инспекция
Сотрудники одного предприятия могут подать коллективную жалобу в трудовую инспекцию на основании статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации. Для этого необходимо направить жалобу в территориальное отделение этого органа, приложив к ней соответствующие документальные доказательства.
- Прокуратура
Если руководство компании не реагирует на конфликты в коллективе, можно подать коллективную жалобу на руководителя в прокуратуру. Это право регулируется статьёй 10 Федерального закона № 2202.
Прокуратура рассмотрит обращение и проведёт официальную проверку, чтобы выявить нарушения. Если такие нарушения будут подтверждены, руководитель может быть привлечён к ответственности.
- Суд
Судебная инстанция — это высшая судебная власть, которая рассматривает подобные споры. Этот вариант выбирают, когда сотрудники хотят взыскать с работодателя материальный ущерб.
Сроки ответа на коллективные заявления
Когда претензия направляется в федеральный надзорный орган, срок её рассмотрения не может превышать 10–30 дней с момента получения. Если же заявление подаётся вышестоящему руководству, то срок указывается в основном тексте.
Важно отметить, что ответ на претензию должен быть предоставлен заявителям в письменном виде. В нём должны быть указаны меры, которые были приняты для устранения нарушений, указанных в жалобе.
Что делать, если коллектив не согласен с ответом на жалобу
Согласно законодательству Российской Федерации, если вы не согласны с результатами проверки, у вас есть право в течение 10 дней обжаловать решение. Для этого вам нужно обратиться в вышестоящие органы, чтобы добиться справедливости и признания предыдущего решения незаконным.
Дополнительные вопросы
- Как написать коллективную жалобу на начальника
Чтобы написать коллективную жалобу на начальника, необходимо, чтобы он допустил:
* нарушение Трудового кодекса Российской Федерации;
* нарушение норм охраны труда;
* нарушение требований локальных внутренних актов.
В таком случае следует обратиться с жалобой к вышестоящему руководству или в региональное отделение Федеральной службы по труду и занятости. При этом лучше соблюдать определённую последовательность и не обращаться сразу в прокуратуру, поскольку это может привести к бесконечным проверкам на предприятии, которые вряд ли улучшат положение работников.
Сначала стоит попытаться решить проблему силами организации, обратившись с жалобой к вышестоящему руководству.
При написании коллективной жалобы необходимо приложить доказательства в виде:
* видео- и аудиозаписей;
* докладных записок;
* служебной документации.
Все факты следует изложить в жалобе и подтвердить доказательствами.
- Как написать коллективную жалобу на ЖКХ
Составлять коллективную жалобу на управляющую компанию имеют право только жильцы домов, которые находятся под её управлением.
Обычно, если жильцы не получают адекватной реакции от управляющей компании, они начинают жаловаться в вышестоящие инстанции и, при необходимости, обращаются в суд.
Чем выше инстанция, в которую подаётся жалоба, тем больше документов нужно приложить к заявлению. В этих документах нужно указать на все предыдущие обращения в службы, которые занимаются проблемами ЖКХ, и на отсутствие ответа на них.
Коллективная жалоба на ЖКХ может касаться различных вопросов, таких как:
* плохой обогрев домов в зимний период;
* загрязнение территорий домов и вокруг них;
* отсутствие ремонтных работ в течение длительного времени;
* сломанный лифт и так далее.
Важно, чтобы все эти обращения были аргументированы. Для этого можно использовать акты, составленные уполномоченными органами, результаты замеров температурного режима в разных квартирах и привлечение официального представителя управляющей компании.
- Как написать коллективную жалобу на соседей
Если речь идёт о многоквартирном доме, то всегда найдётся сосед, который может испытывать терпение жильцов своим поведением и образом жизни.
Заявления на таких соседей можно разделить на несколько видов в зависимости от того, какой орган будет заниматься рассмотрением жалобы:
- если сосед шумит в неположенное время, то нужно обратиться к участковому;
- если сосед систематически заливает квартиру с верхних этажей, то жалобу следует направить в жилищно-коммунальное хозяйство;
- если от соседа исходит неприятный запах или у него много бездомных животных, то стоит обратиться в ветеринарные службы.
При написании коллективной жалобы необходимо указать:
- точный адрес проживания нарушителя спокойствия, его ФИО;
- конкретные виды совершённых им проступков с указанием соответствующих законов;
- конкретные требования, которые вы выдвигаете к соседу.
- Как написать коллективную жалобу на учителя директору школы
Если произошел инцидент в школе и возмущенные родители не могут его пустить на самотек, необходимо изначально обращаться к директору школы коллективно.
В теле документа нужно конкретно указать ФИО педагога, а также преподаваемую им дисциплину.
Перечнем указать ФИО учеников, чьи интересы были ущемлены.
Следует кратко и в корректной форме описать сложившуюся ситуацию.
При отсутствии каких-либо действий со стороны дирекции школы необходимо обращаться в региональный департамент образования или прокуратуру.
Коллективная жалоба на учителя директору школы формируется родителями:
при злоупотреблении учителем своими полномочиями;
неадекватном и оскорбительном его поведении;
нанесении моральных и материальных убытков ученикам, в таком случае к заявлению необходимо приложить иЕсли в школе произошёл инцидент, и родители возмущены, они не должны оставлять его без внимания. В таких случаях необходимо обратиться к директору школы, но лучше сделать это коллективно.
В письме, адресованном директору, нужно указать фамилию, имя и отчество учителя, а также предмет, который он ведёт. Также следует перечислить фамилии и имена учеников, чьи интересы были задеты.
В тексте письма нужно кратко и корректно описать сложившуюся ситуацию.
Если директор не предпримет никаких действий, родители могут обратиться в региональный департамент образования или в прокуратуру.
Коллективную жалобу на учителя директору школы следует составлять в следующих случаях:
* если учитель злоупотребляет своими полномочиями;
* если его поведение было неадекватным или оскорбительным;
* если учитель нанёс ученикам моральный или материальный ущерб. В этом случае к жалобе нужно приложить иск.ск.
- Как написать жалобу в организацию или органы власти
Обращения граждан являются основным способом взаимодействия между населением и органами власти. В письмах граждане могут выражать недовольство действиями или бездействием властных структур и других чиновников. Поэтому важно знать, как правильно составлять жалобы.
Учитывая, что работа государственных органов, особенно в сфере контроля, не всегда эффективна, жаловаться можно по любому поводу, если были нарушены права граждан.
Закон гласит, что гражданин имеет право направить письменную жалобу в государственную структуру или руководителю учреждения, которые могут решить проблемы, описанные в обращении. Не каждый человек может сразу определить, кому нужно направить жалобу.
Для начала стоит поискать решение проблемы в интернете. Затем следует обратиться в вышестоящие властные структуры, деятельность которых связана с данной проблемой. Например, если что-то не решается на уровне города, жалобу стоит направить в префектуру.
Если вы жалуетесь на действия (бездействие) местной структуры или конкретного чиновника, то нужно обращаться в вышестоящую инстанцию. Если жалоба была отправлена не по адресу, то в течение 10 дней вы получите уведомление о переадресации обращения.
Законодатель не устанавливает строгих правил для составления жалоб. Однако, как и в случае с другими служебными документами, при заполнении жалобы следует придерживаться общих правил деловой переписки:
* Не используйте ругательства, жаргон и оскорбления в адрес конкретного лица. Жалобы, не отвечающие этим требованиям, могут остаться без удовлетворения и лишить автора права на досудебное решение спора.
* Описание проблемы должно быть кратким и точным. Не растягивайте своё обращение на множество страниц — описывайте обстоятельства конкретно, выделяя важные моменты для правильной оценки ситуации. Формулируйте выражения так, чтобы не было двойного смысла. Вся информация для решения проблемы должна быть правдивой, с указанием даты, номера, адреса и т. д.
* Быстрота решения спора может зависеть от правильного выбора адресата. Помните, что во всех случаях действует принцип очередности. Например, на продавщицу не нужно жаловаться руководителю торговли — достаточно, если претензия будет направлена управляющему торговой точки.
* Описание должно быть грамотным, с соблюдением правил грамматики. Это важно при осуществлении переписки.
Заключение
Когда люди сталкиваются с несправедливостью, безразличием, небрежностью или плохим обращением, они реагируют по-разному. Одни предпочитают не обращать внимания на проблему и ничего не предпринимать, а другие стараются добиться справедливости всеми законными способами.
Важно помнить, что никто не имеет права нарушать трудовые права. Если предоставить достаточные доказательства того, что права членов коллектива были нарушены, государственные структуры всегда будут на стороне работников.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!