Найти в Дзене

Инерция при аутизме: что важно знать

Оглавление

Психологическое «застревание», неспособность приступить к задаче или даже простому действию, хотя вы хотите его совершить — это реальность, знакомая многим людям в спектре аутизма. Этот феномен называют «аутичной инерцией», и это не просто прокрастинация. Это уникальная проблема, тесно связанная с отличиями в познавательной сфере.

Что такое аутичная инерция?

Аутичная инерция означает, что у человека есть серьезные проблемы с инициацией или окончанием задачи. В отличие от избегания чего-то, что ты не хочешь делать, или общей апатии, это специфическая проблема некоторых аутичных людей. Вероятно, она связана с какими-то неврологическими отличиями.

Например, аутичному человеку может быть сложно встать с кровати или переключиться на другое задание, даже если он хочет это сделать.

Подобная проблема не связана с низкой мотивацией или ленью, она связана с тем, как мозг планирует действия и реагирует на переходы от одного действия к другому.

Аутичая инерция может привести к огромным проблемам с повседневными делами и снижению общего качества жизни.

Как инерция влияет на аутичных людей?

Аутичная инерция может сделать простые повседневные дела, например, личную гигиену и питание, очень проблематичными.

В школе трудности с переключением на разные учебные задачи и неспособность поспевать за темпом учебы в классе могут восприниматься как отсутствие интереса и мотивации к учебе. Это лишь усиливает давление и стресс для аутичного ребенка.

На работе это может негативно влиять на продуктивность аутичных взрослых, и проблемы, связанные с инерцией, могут ошибочно приписываться отсутствию навыков или вовлеченности в работу.

Например, сотруднику может быть сложно начать новую для него задачу, требующую большого двигательного планирования, что может привести к задержке выполнения. Это, в свою очередь, может вызвать стресс и тревожность, которые еще больше усиливают инерцию.

Исследование аутизма и инерции

В недавнем исследовании ученые провели фокус-группы среди аутичных взрослых, которым задавали вопросы про опыт инерции. Группы проводились как очно, так и онлайн в текстовом формате.

В исследовании участвовали 32 человека с диагностированным аутизмом в возрасте от 23 до 64 лет, разного пола, с разным статусом занятости и условиями проживания, некоторые из них имели дополнительные диагнозы, такие как тревожные расстройства и СДВГ.

Вот основные выводы исследования:

  • Хотя лишь у некоторых участников были проявления инерции, обычно эта проблема приводила к очень тяжелым нарушениям, когда люди не могли приступить даже к простейшим задачам. По симптомам это напоминало двигательное расстройство.
  • Осознанные усилия, попытки «заставить себя» что-то сделать, не влияли на инерцию. Как правило, проблему могли разрешить только внешние сигналы или подсказки и иная помощь другого человека.
  • Такие распространенные проблемы психического здоровья как повышенная тревожность и депрессия приводили к более серьезным последствиям при инерции.
  • Инерция влияла на все сферы жизни человека и качество жизни.

Проявления аутичной инерции

Обычные черты аутичной инерции включают:

Трудности с инициацией действий без указаний: многим аутичным людям нужны подсказки и поддержка, чтобы начать выполнять какую-то задачу.

Проблемы с тем, чтобы прекратить текущее занятие: человек может погружаться в выполнение задачи, и ему трудно остановиться.

Длительные периоды бездействия или полной сосредоточенности на одном действии: эти крайние состояния происходят так часто, что мешают повседневным делам и обязанностям.

Тревожность, связанная с переходом от одного действия к другому: одна мысль о том, что придется переходить к другой задаче вызывает стресс и тревожность.

Отличия аутичной инерции от СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как и аутизм, может мешать повседневному функционированию, но в его основе лежат другие неврологические механизмы, чем при инерции.

При СДВГ инерция тесно связана с такими признаками как импульсивность и гиперактивность. Люди с СДВГ часто начинают много задач одновременно, но из-за импульсивности не могут завершить их. С другой стороны, человек с аутичной инерцией скорее «застрянет» на одной задаче.

Человеку с СДВГ, в первую очередь, сложно удержать внимание на задаче, если она не связана с его сильным интересом. Лечение СДВГ обычно включает препараты и поведенческую психотерапию, в то время как аутичная инерция обычно улучшается в структурированной среде, при визуальных подсказках и других методах, связанных с поддержкой именно при аутизме.

Что может помочь при аутизме и инерции

Методы поддержки при аутичной инерции включают:

Разделение задач на маленькие, конкретные шаги: это помогает начать выполнение задачи. Например, вместо того, чтобы говорить «Приберись в комнате», нужно составить список того, что включает эта задача, и начать с того, чтобы положить книги на полку, а потом перейти к тому, чтобы собрать валяющуюся одежду.

Разработка и поддержка рутины: поддержка рутины (стабильной последовательности действий) помогает справиться с переходом от одной задачи к другой. Например, если у человека есть наглядное расписание на день, то это помогает подготовиться к началу задач и их окончанию.

Активное использование визуальной поддержки: такая поддержка включает доски «Сейчас-потом», расписания из картинок или текста, зрительные подсказки, визуальные таймеры, приложения для планирования рутины, письменные списки дел и так далее.

Помощь специалистов: поведенческие терапевты, психологи или эрготерапевты могут подобрать более индивидуальные решения. Например, эрготерапевты могут предложить различные упражнения для уменьшения инерции.

Заключение

Аутичная инерция — это психологическое «застревание», когда человек не может начать или остановить выполнение задачи вопреки своему желанию. Это неврологическая проблема, а не упрямство или прокрастинация. Инерция вызывает у самого человека фрустрацию и сильный стресс. Следование маленьким шагам и внешние подсказки, в том числе, визуальная поддержка, обычно помогают выйти из состояния инерции. Поэтому для решения этой проблемы очень важно создание структурированной среды и поддержка со стороны близких и специалистов.

Источник: Autism Parenting Magazine