Найти тему
Трибун

Дискриминация женщин в оплате труда

«Де-юре» российское законодательство не допускает любого вида дискриминации в сфере труда. Однако статистика показывает, что гендерная дискриминация «де-факто» существует. Почему так происходит? Что стоит за гендерным разрывом в уровне заработных плат? И не является ли он домыслами «злобных фемок»?

Карьерные лестницы мужчины и женщины
Карьерные лестницы мужчины и женщины

Давайте разбираться.

Статья 3 «Запрещение дискриминации в сфере труда» Трудового Кодекса Российской Федерации гласит: «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника» [1].

Вместе с тем, статья 21 «Основные права и обязанности работника» Трудового Кодекса Российской Федерации сообщает: «Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы» [1].

-2

Таким образом, трудовое законодательство России говорит о запрете любой формы дискриминации в сфере труда, обязывает работодателя устанавливать равную оплату за один и тот же выполненный объем работы, независимо от пола сотрудника.

Обратимся к статистическим данным.

В 2005 году, согласно данным Росстата, гендерный разрыв в оплате труда (разница между средней оплатой труда женщины и мужчины) составил 39,5%, а в 2015 году — 27,4%. Иными словами, к 2015 году женщина в России получала 72,6% заработной платы мужчины.

Существует ряд стереотипов по этому вопросу, что часто звучат в информационном пространстве.

Так, первый стереотип говорит о том, что такое положение дел с разрывом в уровне заработных плат можно объяснить особенной «тягой» женщин к ведению домашнего хозяйства, а не к участию в производственном процессе. Женщины, таким образом, менее заинтересованы в карьере, чем мужчины. Однако статистика говорит об обратном. По данным Росстата, в 2018 году численность занятого в сфере труда населения среди женщин составила 53%; среди мужчин — 47%. Российские женщины крайне активны на рынке труда и не в меньшей степени, чем мужчины, принимают участие в производственном процессе.

На это влияет, в том числе, два обстоятельства. Во-первых, современное положение дел в капиталистической России вынуждает трудиться на основной работе почти каждого члена семьи, — в противном случае, семейный бюджет будет крайне мал. Во-вторых, по статистике около одной трети российских семей — семьи с матерями-одиночками, которые не могут себе позволить заниматься исключительно ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Особенно, беря во внимание то, что отцы крайне часто не помогают в содержании детей алиментными выплатами. Таким образом, стереотип о «трудовой пассивности» женщин является в корне неверным.

Вторым стереотипом, бытующим в теме разрыва в уровне заработных плат мужчины и женщины, — является уровень их образования. Высочайшая конкуренция на рынке труда формирует ряд преимуществ, которыми должен обладать потенциальный работник. Одним из таких преимуществ является его образование.

По данным статистического сборника ВШЭ (Высшая школа экономики), образование российских женщин и мужчин в 2015 году при расчёте на 1000 человек выглядит следующим образом:

Уровень образования взрослого населения России (в расчёте на 1000 человек) [4].
Уровень образования взрослого населения России (в расчёте на 1000 человек) [4].

Можно сделать вывод о том, что женщин в возрасте от 25 до 64 лет, имеющих высшее и среднее профессиональное образование больше, нежели мужчин. Российские женщины, таким образом, ни в коей мере не уступают противоположному полу по уровню образования.

Третьим стереотипом является представление о том, что женщины получают меньшую заработную плату или вообще не представлены в тех отраслях экономики, которые традиционно являются «не женскими» (добыча полезных ископаемых, строительство, водоснабжение и водоотведение, рыболовство и пр.), но зато получают большую заработную плату в традиционно «женских профессиях» (образование, здравоохранение и социальные услуги, деятельность гостиниц и общепита и пр.).

Однако и это не верно. По статистике Росстата, распределение населения по видам экономической деятельности выглядит следующим образом:

Распределение занятых женщин и мужчин в возрасте 15-72 лет по группам занятий [2, С. 99].
Распределение занятых женщин и мужчин в возрасте 15-72 лет по группам занятий [2, С. 99].

А средняя заработная плата мужчин и женщин России в соответствующих сферах экономической деятельности выглядит следующим образом:

Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин [2, С. 130].
Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин [2, С. 130].

Так, мы видим, что и в традиционно «женских» профессиях (в сфере образования, здравоохранения и социальных услуг, общепита и гостиниц, научной деятельности и т.д.), — женщина получает, в среднем, заработную плату ниже, чем мужчина. А её вовлеченность в сферу труда, в которой преимущественно работают женщины, — никак не спасает от гендерного разрыва в уровне заработной платы.

Четвертым стереотипом является представление о том, что женщина получает заработную плату меньше мужчины, так как занимает более низкие должности (является, например, не руководителем, а простым специалистом).

И здесь статистика говорим об обратном. Обратимся к статистике о средней начисленной заработной плате женщин и мужчин в разрезе категорий персонала:

Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин по категориям персонала [2, С. 131].
Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин по категориям персонала [2, С. 131].

Так, женщины-руководители в России получают примерно 69% заработной платы мужчин-руководителей. Женщины-рабочие лишь около 62% заработной платы мужчин-рабочих. Женщины-специалисты — примерно 68% заработной платы мужчин-специалистов.

Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин по группам занятий [2, С. 132]
Средняя начисленная заработная плата женщин и мужчин по группам занятий [2, С. 132]

Аналогичная ситуация обстоит и со статистикой в разрезе групп занятий мужчин и женщин в России. Российская женщина получает более высокую заработную плату, чем мужчина, разве что будучи квалифицированным работником сельского хозяйства. Во всех иных случаях (подготовка и оформление документации, учёт и обслуживание; сфера обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности; промышленность, строительство, транспорт и пр.), — гендерный разрыв в уровне заработной платы составляет, в среднем, около 30%.

Как, в таком случае, можно объяснить разницу в заработной плате мужчин и женщин в России?

Для объяснения этого явления существует ряд факторов:

  1. Разница в человеческом капитале между мужчиной и женщиной.

В России женщина традиционно больше занимается ведением домашнего хозяйства, чем мужчина (в том числе, воспитанием детей и уходом за престарелыми родственниками). Об этом нам говорит и статистика:

Распределение суточного фонда времени лиц в возрасте 15 лет и более в будние дни [2, С. 175].
Распределение суточного фонда времени лиц в возрасте 15 лет и более в будние дни [2, С. 175].

В среднем, женщина в будни тратит на ведение домашнего хозяйства почти на два часа больше, чем мужчина (а в выходные ещё больше); больше женщина тратит времени и на воспитание детей, помощь родственникам и знакомым. Таким образом, женщины имеют меньше возможностей, чем мужчины, аккумулировать навыки и знания, которые пользуются спросом на рынке труда. Кроме того, мотивации инвестировать в обучение для повышения квалификации у женщины также меньше, — ведь рабочая карьера у неё будет куда короче, нежели у мужчин. Работодатели также меньше склонны инвестировать в женщин-работниц, — в связи с рисками неокупаемости таких вложений.

-9

2. Концентрация занятых мужчин и женщин в разных отраслях экономики.

Структура занятости в России говорит о том, что женщины-работницы традиционно концентрируются в определённых экономических отраслях, а также в разрезе определённых профессий. Женщины предпочитают выбирать те рабочие места, где (о чём было упомянуто выше) требуется меньший вклад инвестиций в развитие навыков, — ведь их карьера разрывная и менее продолжительна. Такой же интерес преследует работодатель, предпочитая женщинам мужчину-работника.

Приём на работу женщины влечёт за собой не только прямые издержки, но и иные, — косвенные: в среднем, женщины чаще опаздывают на работу, предъявляют больше требований к условиям труда, графику, социальному пакету, а также они менее гибки в осуществлении трудовой функции в сверхурочное время.

Теория компенсирующих различий также помогает объяснить такое неравномерное распределение женщины в разных отраслях экономики, профессиях. Трудовые функции, реализация которых не связана с тяжёлыми физическими усилиями, как правило, влекут за собой и меньшую оплату труда. В следствие этого неденежные «бонусы» способны её компенсировать. Именно поэтому на таких рабочих местах, как правило, более короткая рабочая неделя, гарантируется социальный пакет, нацеленный, в том числе, на частичную компенсацию издержек по содержанию детей. Посему такие отрасли экономики и определённые профессии предпочтительны для женщин.

Два фактора, — разница в человеческом капитале и отраслевая, профессиональная гендерная асимметрия, по мнению исследователей, объясняют большую часть гендерного разрыва в уровне заработных плат. Существует ряд других факторов, которые однако не влияют столь значительно на гендерный разрыв.

Тем не менее, существенная часть этого разрыва остаётся необъяснённой, — посему этот остаток принято объяснять дискриминацией женщин.

Дискриминация в оплате труда — следствие негативного отношения к работнику работодателя. Дискриминация может быть выражена в денежном измерении (назначение более низкого денежного вознаграждения). Наряду с дискриминацией важно упомянуть непотизм (покровительство) по отношению к некоторому типу работников, который может проявляться, например, в более частом для них назначении надбавки, премиальных выплат.

Дискриминация может существовать не только в оплате труда, но и при приёме на работу, в существовании «стеклянного потолка» (когда женщина не может подняться по карьерной лестнице выше некоторого уровня), «эффекте вытеснения» (женщины вытесняются с «мужских» рабочих мест) и пр.

Различные экономисты и эконометристы, в разрезе своего исследования, определяют разный уровень дискриминации российских женщин в отношении оплаты труда. Так, например, Ощепков А.Ю. в работе «Гендерные различия в оплате труда в России» [6] (2003 г.), посредством эконометрической оценки, рассчитал уровень дискриминации женщин на российском рынке = 47%. И.А. Николаев, Т.Е. Марченко и О.С. Точилкина в аналитическом докладе «Гендерный разрыв в оплате труда» [5], произведя эконометрический анализ, оценили уровень дискриминации в 49% (2017 г.). Иными словами, желание работодателя заплатить больше мужчине за осуществленные трудовые функции, а женщине меньше, — приблизительно равны по своей силе воздействия на заработную плату.

-10

Итог:

Оплата труда женщин, в среднем, составляет 70% от заработной платы мужчины в России. Следуя исследованиям в эконометрике, а также изучая статистические данные, — было выявлено, что основными факторами этого разрыва (объясняют около 1/3 разницы) являются разница в человеческом капитале, а также концентрация занятых мужчин и женщин в разных отраслях экономики, в определённых (традиционно «мужских» или «женских») профессиях. Важно отметить, что, конечно, дискриминация проявляется на определённых сегментах рынка по-разному. Тем не менее, около половины рассматриваемого гендерного разрыва в уровне заработных плат так и остаётся необъясненным. Что позволяет учёным определять этот остаток дискриминационным.

Автор: В.Р. Янтурина

Используемая литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ, 2002.
  2. Женщины и мужчины России. 2018: Стат.сб. / Росстат. - М., 2018. – 241 с.
  3. К лучшему будущему для женщин и сферы труда: мнения женщин и мужчин / МОТ. — М.: МОТ, Институт Гэллапа, 2019. — 219 с.

4. Большева А. Анализ проблем формирования политики в сфере заработной платы в Российской Федерации. — М.: МОТ, 2015. — 56 с.

5. Николаев И.А., Марченко Т.Е., Точилкина О.С. Гендерный разрыв в оплате труда. — М.: Институт стратегического анализа, 2017. — 26 с.

6. Ощепков А.Ю. Гендерные различия в оплате труда в России. Препринт. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. — 52 с.

Не забудьте подписаться на наш канал в других социальных сетях для получения для получения еще большего количества интересного контента! Ждем вас:

Telegram

Вконтакте

YouTube