Найти тему

Пожилому родственнику пришёл мошеннический перевод по СБП: как разрулить ситуацию?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

У всех нас, кому за 40, есть пожилые родственники. Которые, к большому сожалению, становятся объектом мошеннических схем. Не миновал этот опыт и меня, поэтому я хотел бы рассказать читателям о том, какие правильные, с юридической точки зрения, действия нужно сделать, если на счёт Вашего родственника пришёл платёж с использованием сервиса быстрых платежей, а немного погодя пришла смска с просьбой вернуть обратно ошибочно отправленные деньги.

И если в этой ситуации просто взять и отправить обратно «ошибочно» отправленные деньги, то с лёгкостью можно стать фигурантом уголовного дела. Как соучастник. Или быть привлечённым за неосновательное обогащение.

Поэтому я расскажу две истории, которые случились в 2024 году с моими родственниками. Одна разрешилась очень быстро благодаря моему вмешательству, а по второй пришлось обращаться за юридической консультацией и она ещё не разрешена.

История номер один, благополучная

В один из весенних дней звонит мне близкий родственник и говорит: «Юра, мне на карточку кто-то перечислил две с половиной тысячи рублей, а потом написал смс, что деньги отправил ошибочно и просит их вернуть. Что мне делать?». Вот это, кстати, правильное поведение. Если сам чего-то не знаешь, то лучше спросить совета.

Лично я не верю в ситуацию, когда по ошибке отправил деньги кому-то другому. На каждом этапе есть возможность проверить сколько денег и кому именно ты отправляешь. А вот мошенничество на этой почве цветёт буйным цветом… Причём в качестве целевой аудитории выбираются одни из самых доверчивых категорий граждан – пожилые люди.

Я о таком виде мошеннических действий знал и сразу сказал идти в банк и оформить заявку на возврат средств отправителю, т.к. этот человек родственнику не известен и деньги ему отправлять он не просил. Это наверняка можно сделать и через мобильное приложение, но родственник им не умеет пользоваться. Поэтому через банк транзакция была отменена.

История номер два, непонятная

И, буквально на днях, в точно такую же историю попадает родственница супруги. Отличия только в сумме. В этот раз отправили сто с чем-то рублей. И также написали смску – мол, ошиблись, переведите обратно на такой-то номер телефона.

Я жене рассказал недавно произошедшую историю и сказал, что пусть она посетит отделение банка и там оформит заявление на возврат платежа. И, казалось бы, об этой истории можно было забыть, но на следующий день банк сообщает (цитирую не дословно, а как запомнил):

«Мы не можем вернуть перевод по системе быстрых платежей. Банк не может вмешиваться в договорные отношения клиентов. Если возникают какие-то претензии между плательщиком и получателем денег, то они должны решаться без участия банка»

Вот так вот я впервые узнал, что использование сервиса быстрых платежей таит в себе подводные камни. И, что более интересно, получатель денег не имеет никаких возможностей вернуть деньги. Сейчас объясню, почему я так выразился.

Как вернуть деньги, ошибочно отправленные по СБП?

В системе невозможно однозначным образом идентифицировать отправителя (ФИО полностью неизвестна, другие идентификационные данные также недоступны). Банк персональные данные сторонним лицам не предоставляет. Конечно, тот, кто «ошибочно» отправил деньги, сказал, на какой телефон их нужно перевести, но нет никаких гарантий, что владелец этого телефона и отправитель денег – это одно и то же лицо. И если просто отправить деньги по надиктованному номеру – это верный путь оказаться в мошеннической цепочке.

Т.е. в данной ситуации человек, который действительно ошибочно отправил деньги кому-то другому, должен был пойти в банк, написать заявление о возврате ошибочного платежа по СБП, далее банк связывается с банком, в котором обслуживается получатель этих денег, далее банк получателя денег связывается непосредственно с получателем и тот должен акцептировать возврат ошибочно отправленных денег. Ничего из этого сделано не было.

Если перевод осуществлён по системе быстрых платежей, то все претензии получатель денег и отправитель должны решать между собой. Автор фотографии kua1102
Если перевод осуществлён по системе быстрых платежей, то все претензии получатель денег и отправитель должны решать между собой. Автор фотографии kua1102

Так что мы обратились за юридической консультацией. Нам посоветовали начать с того, что установить личность «ошибочно отправившего деньги». Для этого нужно написать ещё одно заявление в банк. Если на этом уровне придёт отказ, то составить аналогичное заявление в Центральный банк. Это нужно сделать для того, чтобы в суде, если он состоится по причине необоснованного обогащения, были доказательства того, что родственница всё сделала для того, чтобы установить личность отправителя и вернуть ему деньги. Такое заявление мы подготовили и передали в банк, но по нему ответа никакого ещё не получили.

Дальше уже гипотетические рассуждения. Если личность получится установить, то дальше нужно будет с ним связаться и выразить готовность вернуть ошибочно отправленные деньги. И вопрос на этом должен закрыться.

Если же нет, то тогда просто деньги продолжат лежать на счёте, а нам придётся ожидать потенциального судебного иска о необоснованном обогащении. И, к сожалению, есть немаленькие шансы его проиграть. А это не только возвращение ошибочно отправленной суммы, но и ещё процент за каждый день её «использования». Даже если она просто лежала на беспроцентном карточном счёте.

Почему я рекомендовал родственникам отключить СБП?

Итак, в идеальном мире, если отправил не тому человеку деньги по сервису быстрых платежей, достаточно ему написать и он эти деньги перечислит обратно. А теперь давайте представим реальную ситуацию – получатель платежа является жертвой. Некто ему присылает, скажем, 200-300 тысяч рублей, т.е. большую для среднестатистического гражданина сумму. Безусловно, далее он связывается с получателем, рассказывает сказку про ошибочный платёж и указывает какой-то номер телефона, по которому эти деньги нужно вернуть «обратно».

Может ли потерпевшее лицо быть уверенным, что указанный номер телефона принадлежит отправителю? Он никак не может это проверить, ведь оператор связи не может раскрывать конфиденциальные данные клиентов. Поэтому просто позвонить оператору и спросить: «Кому принадлежит вот такой номер телефона?» не получится.

Поэтому у абсолютно невинного в этой ситуации получателя «ошибочного» платежа появляется целый букет проблем. Он необоснованно получил деньги и должен их вернуть. Этого требует закон. Однако банк из этой цепочки самоустранился и говорит: «Получил деньги через СБП? Ну тогда и решай сам проблемы с отправителем». Т.е. вернуть деньги хочу, а не могу без риска стать участником мошеннической схемы.

Поэтому, чтобы не оказаться в такой ситуации, лично я рекомендовал пожилым родственникам отключить этот сервис до того прекрасного момента, пока там не будут реализованы простые схемы защиты от такого вот мошенничества.

P.S. Вопрос читателям, которые сталкивались с похожей проблемой. Как возвращали ошибочный платёж по СБП? Может есть какая-то более простая схема возврата?

С уважением, Юрий (kua1102)