В этой статье хотел бы сделать обзор на профессию бизнес-аналитика. По своей работе частенько сталкиваюсь с потребностью подключать к работе Аналитика 1С. В работе Аналитика 1С есть своя специфика, часто его внимание целиком сконцентрировано на бизнес-процессах, которые реализованы в типовых продуктах 1С.
Так сложилось, что я встречал только такие организации, которые некоторое время работали без аналитиков и их функции выполнял или руководитель проектной команды, или сами программисты-консультанты 1С брали на себя его функции (по возможности). Однако само понятие бизнес-анализа существенно шире, чем просто изучение реализованной функциональности 1С продуктов и перестройка имеющихся бизнес-процессов компаний под уже реализованные в 1С продуктах процессы.
Приведу такое определение: Бизнес-анализ, это процессы выявления потребностей бизнеса (организаций), выработка рекомендаций и вариантов решений, процессы планирования и реализации необходимых изменений в организациях, нацеленных на адаптацию бизнес-систем к конъюнктуре рынков, достижение компаниями конкурентных преимуществ и получение материальной выгоды от перечисленных процессов.
Исходя из определения бизнес-анализа, перечислю функции бизнес-аналитика. Бизнес-аналитик – это специалист, который:
· собирает информацию, связанную с работой бизнеса;
· обрабатывает информацию, связанную с работой бизнес-систем;
· анализирует информацию, связанную с работой бизнеса;
· ищет пути улучшения бизнес-систем (в первую очередь, ориентируясь на перечисленные метрики);
· делит сложные задачи на подзадачи и ставит задачи исполнителям;
· проверяет результат выполнения задач исполнителями;
· проводит презентации достигнутых результатов перед заинтересованными лицами (обучает и консультирует, в случае необходимости).
Примечание: Информация, связанная с работой бизнеса (компаний, бизнес-систем) – это доходы, расходы, продажи, количество задействованных в процессах сотрудников и много разных других метрик. Тут привел только основные. Если читатели захотят раскрыть тему метрик более подробно и для своих конкретных случаев – можно пригласить меня к сотрудничеству. С радостью проконсультирую по возникшим вопросам. Условия сотрудничества можно запросить в телеграмм (ссылка будет ниже).
Бизнес-аналитики нужны в разных отраслях, например:
· в IT, в компаниях, связанных с информационными технологиями (в основном – разработка нового ПО или новой функциональности, но не ограничиваясь этим);
· в компаниях, которые занимаются металлургией;
· в компания связанных с финансами;
· в компания связанных с медициной;
· в компания связанных со строительством и так далее.
Бизнес-аналитик, это разносторонне подготовленный специалист. Основные компетенции бизнес-аналитика включают:
· описание бизнес-процессов;
· сбор требований;
· прогнозирование результатов работы бизнес-систем;
· постановка задач специалистам из команды разработки;
· проработка пользовательских сценариев.
Ключевые навыки бизнес-аналитика:
· Интервьюирование. Conducting interviews – проведение интервью;
· Критическое мышление. Critical thinking – критическое мышление;
· Системность. A systematic approach – системный подход;
· Эмпатия. Empathy – эмпатия, умения поставить себя в ситуацию или на место собеседника.
Дополнительные навыки бизнес-аналитика:
· Выгодоприобретатели. Выявление и перечисление выгодоприобретателей (stakeholders - заинтересованные стороны);
· Пользовательские истории. Сбор и регистрация пользовательских историй (backlog management – управление объемами накопившихся работ);
· Требования к продукту. Выявление требований к продукту (к компании, к технологиям производства и управления и так далее) и ведение их перечня, анализ требований и достижение непротиворечивости требований. Product Requirements – требования к продукту;
· Минимально жизнеспособный продукт. Вместе с продуктовым менеджером, бизнес-аналитик включается в работу по определению того минимального набора ценностей продукта, за который потребитель готов заплатить, приобрести продукт и закрыть этим продуктом свои потребности. Minimally viable product – минимально жизнеспособный продукт (минимально ценный продукт – если дословно).
· Технические знания и компетенции. Хорошо, если бизнес-аналитик пришел из технических специалистов. В этом случае, ему лучше знакомо – как сформулировать задачу исполнителю, чтобы понять и оценить ее было легче. Он лучше знает – как продемонстрировать решение задачи и как ее проверить и принять у исполнителя;
· Переговоры. Умение готовиться к переговорам и проводить их. Основное это: цели переговоров, этапы переговоров, позиции сторон и эквиваленты обмена уступками. Conversation - переговоры;
· Документирование. Документирование проделанной работы. Например: ведение журнала требований. Documentation – процесс документирования;
· Презентации результатов. Подготовка презентаций результатов проведенной работы. A presentation – презентация результатов.
На этом позволю себе закончить первую часть обзорной статьи по Бизнес-анализу.
Если вы внедряете 1С продукты у себя в компаниях собственными силами, вы всегда можете обратиться ко мне с предложением или за консультацией и пригласить к сотрудничеству. Могу включиться в работу как бизнес-аналитик или как разработчик.
Обращайтесь ко мне лично в телеграмм @Yuriy_EB (efficient business)
Также, подписавшись на мой канал вы не пропустите интересных обновлений, а ваши подписки и оценки «Нравится» Дзен сможет использовать для оценки полезности контента на моем канале и показывать его более широкой аудитории по релевантным запросам.
Бизнес-анализ - мощный инструмент адаптации бизнес (часть 2) - https://dzen.ru/a/ZrMnSrjcJzsaIBlV