В этой статье хочу разобрать тему конкурентных преимуществ. Это вторая статья из серии обзорных статей по возможностям и предназначению бизнес-анализа. В целом, бизнес-анализ – это возможность для бизнеса найти то, что требует улучшения в рамках выстроенной структуры, оценить затраты на выполнение этих улучшений, выбрать улучшения, которые потенциально могут привести к наиболее масштабным и значимым положительным изменениям и обеспечить реализацию этих изменений в первую очередь. Результаты этих изменений отражаются в полученных конкурентных преимуществах бизнеса. Это если кратко и немного забегая вперед. Далее об этом более подробно и по порядку.
Большинство людей, с которыми мне доводилось общаться представляют в общих чертах, что такое конкурентные преимущества. Не всегда это могут выразить словами при краткой беседе, но все же для них не секрет, что конкурентные преимущества дают организации или группе компаний некоторую позицию на рынке, которая позволяет достигать целей компании быстрей, с меньшими затратами ресурсов и иметь больше времени и сил, чтобы воспользоваться полученным положением на рынке (прибылью, выстроенными связями с клиентской базой, налаженными поставками от надежных поставщиков, достигнутыми договоренностями с инвесторами, сформированной командой сотрудников и т. д.).
Однако есть такой тезис «Разница между успехом и поражением кроется в деталях». Применительно к разбираемой теме статьи, это можно перефразировать таким образом – знание ключевых метрик и преимуществ компании более детально и возможность применять эти знания управленцами разного уровня в своей практической деятельности в конечном итоге и определяет – достигает компания своих бизнес-целей или нет.
Победитель в этом соревновании может расти и развиваться дальше, создавать и осваивать новые направления деятельности, создавать рабочие места и привлекать людей к труду, а проигравший уходит с рынка. Это естественные процессы в здоровой экономике, как и процессы постоянного обновления клеток в организме людей. В экономике постоянно часть компаний закрывается и уходит с рынка, а взамен создаются новые компании. Это часть процессов адаптации бизнеса к рыночным условиям. В здоровой и развивающейся экономике уходит меньше компаний, чем создается вновь. В экономике, которая достигла некоторого возможного уровня и процессы развития замедлились (в стагнирующей экономике) – количество созданных и ушедших с рынка компаний приблизительно равно. В экономике, переживающей рецессию – количество банкротств компаний больше, чем количество вновь создаваемых. Конечно, все эти измерения выполняют за сопоставимые периоды времени.
В этом контексте, перед большинством участников рынков (компаниями, отдельными предпринимателями) стоят задачи поиска путей своего развития и адаптации к рынку. Чтобы выжить и продолжить расти и развиваться, компаниям и ее сотрудникам полезно как можно раньше начинать оперировать понятиями конкурентных преимуществ, уметь перечислить основные из них, быть в состоянии словами сформулировать – что можно назвать хорошим (положительным) результатом его конкретной деятельности в компании, а что будет называться плохим результатом (отрицательным).
Приведу определение конкурентных преимуществ. Конкурентное преимущество, это свойство или характеристика рассматриваемого объекта, которое дает некоторое превосходство в позициях относительно остальных экземпляров схожих объектов.
Конкурентные преимущества можно перечислять для продукта или для компании (бизнес-системы). Отдельно можно рассматривать конкурентные преимущества сотрудников, которых компании удалось привлечь с рынка труда, заинтересовать в обмене своего труда за материальное вознаграждение и вовлечь в хозяйственно-экономическую деятельность на пользу компании и в ее интересах.
Например, для продукта конкурентные преимущества могут заключаться: в наборе функциональных свойств, достигнутых показателей качества, стоимости продукта, величине трудозатрат на его производство и ряд других характеристик.
Для бизнес-системы (компании) можно назвать следующие конкурентные преимущества: производственный и сбытовой потенциал компании, количество вовлеченных сотрудников, количество привлеченного совокупного капитала, его доходность. Также можно оценивать общую величину производственных, складских, офисных помещений, помещений под розничные магазины и так далее. Список далеко неполный, но если читатели захотят раскрыть тему глубже, то занятия со мной можно приобрести. Об условиях сотрудничества спрашивайте в телеграмм, контакты приведены в конце статьи.
Для отдельных сотрудников, конкурентные преимущества могут быть: уровень владения специальными знаниями и компетенциями, опыт решения задач, которые подобны текущим задачам в компании, показатели производительности труда, и ряд других преимуществ.
На этом позволю себе закончить вторую часть обзорной статьи по Бизнес-анализу.
Если в вашей компании есть потребность оценить качество системы управления и найти пути развития вашего бизнеса в постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, перечислить ключевые метрики вашего бизнеса и способы управления их величиной, или если вы внедряете 1С продукты у себя в компаниях собственными силами, – вы всегда можете обратиться ко мне. Могу включиться в работу как бизнес-аналитик или как разработчик 1С функциональности.
Обращайтесь ко мне лично в телеграмм @Yuriy_EB (efficient business)
Также, подписавшись на мой канал вы не пропустите интересных обновлений, а ваши подписки и оценки «Нравится» Дзен сможет использовать для оценки полезности контента на моем канале и показывать его более широкой аудитории по релевантным запросам.
Бизнес-анализ – мощный инструмент адаптации бизнеса (часть 1) -